Зачем мы читаем? Как менялось отношение к чтению

Люди, осознавшие ответственность за свое собственное здоровье и понимающие всю мощь своего влияния на него, как правило знают, насколько важно выпивать норму воды за сутки.

За свой период осознанного пребывания в ЗОЖ, я приучила ежедневно выпивать 1,5-2 литра воды не только себя, но и нескольких человек. Положительный эффект оздоровления в каждом случае был настолько очевиден, что это утвердило меня в правильности действий.

Употребление не менее полутора-двух литров воды в день (именно воды, а не чаев-супов) – важный (а, возможно, и важнейший) . Это слышали многие.

Но как же приучить себя пить воду в таких количествах, если она не лезет, хоть ты тресни?

Это достаточно просто. Рассказываю.

Важные моменты “моего метода” 🙂 такие:

  1. Для здоровья важно пить воду обыкновенную, чистую, сырую – не кипяченую, не газированную. (Вопрос очистки водопроводной воды в этой статье мы не обсуждаем – это тема для отдельного разговора.)
  2. Не стоит стараться пить воду залпом и сразу помногу. Так она хуже усваивается. Секрет успеха состоит в том, чтобы приучать себя пить за один прием минимальное количество глоточков (один, два, три), но как можно чаще. Об этом я уже писала, когда рассказывала о своем . Кстати, там же, не помню в первой или во второй части статьи, был описано, как налаживание питьевого режима отразилось на моем здоровье.
  3. Для лучшего усваивания воды ее температура должна быть как можно ближе к температуре тела человека, можно – комнатной температуры. То есть не из холодильника.
  4. Очень важно: вода должна быть всегда под рукой (а в первое время – и перед глазами) – и в помещении, и на улице, и в транспорте, и на рабочем месте, и в походе по магазинам, и у кровати ночью.
  5. Не менее важно, ИМХО: для контроля объёма выпитой воды она должна быть в подходящем мерном сосуде. Считать стаканы в течение дня не удобно. Нужна емкость, вмещающая сразу 1,5-2 литра.
  6. У каждого члена семьи должна быть своя емкость с суточной нормой воды. Если несколько человек пьют из общей емкости, трудно оценить объем, выпитый каждым по отдельности.

Думаю, вы уже догадались, к чему я клоню. Самая удобная емкость для выпивания нормы воды в сутки – ПЛАСТИКОВАЯ БУТЫЛКА.

Я, к примеру, использую помытую 1,5-литровую бутылку от кока колы или другого газированного напитка (раздобываю у близких, ведь сама таких вредных жидкостей не пью). 🙂

Пластиковая бутылка на полтора литра идеальна для воды. Она вмещает минимально-достаточный объем, при этом она легче и меньше двухлитровой, проще носить в сумке. В любых условиях, при любой погоде, в любой поездке и при любом занятии бутылка воды со мной. Даже ночью.

Использовав бутылку некоторое время (несколько недель), ее приходится заменять на новую. По идее, стеклянная емкость служила бы дольше, но стекло само по себе тяжелое. Да и хрупкое к тому же.

Люди, которым я советовала по своему примеру завести пластиковую бутылку, наполнять ее свежей водой и всегда держать при себе, отпивая весь день по паре глоточков, менялись на глазах. Первое время они жаловались, что не могут осилить за день и пол-литра, постоянно забывали бутылку там и сям, не могли принимать пищу “всухомятку” – запивали ее компотами и т.д.

Через некоторое время они отмечали, что втягиваются, начинают с удовольствием по глоточку выпивать за день все больше и больше. Меняли пол-литровую бутылку сначала на литровую, а потом и на полутора-литровую. Тело менялось, кожа разглаживалась, исчезала сухость участков кожи, проходили головные боли. Потребность запивать еду пропадала.

Думаю, для читателей не новость, что правильное употребление воды – вне приема пищи. То есть, еда и питье – в идеале – должны быть разделены во времени. Рекомендуется пить не позднее, чем за 15 минут до еды и потом не ранее, чем через час после еды.

Так вот: те, кто выпивают в сутки 1,5, 2 или более литров – не нуждаются в запивании пищи. Типичный пример – я. Начиная с осени 2015 года я ежедневно выпиваю “по глоточку” около 2 литров чистой воды (бутылку 1,5 литра плюс еще немного) и за этот период уже забыла, что такое желание запить еду. Организм получает достаточное количество воды, поэтому при трапезе он нацелен только на еду и сам выделяет все нужные жидкости для ее переваривания. Возможно, написала мудрено, но вы меня поняли. 🙂

В начале статьи есть фото, где мы сидим на привале в горах с Наташей, моей “одноклассницей” по программе “Первый дом на Родине” в Израиле. В руках у нас бутылки с водой. Наташа как раз одна из моих “учеников” 🙂 в теме питья воды. Так вот, в том походе мне было приятно обнаружить, что Наташа уже достигла успеха – из всего коллектива на привале только мы с ней не пошли пить чай-кофе и хрустеть печенюшками. Наташа, как и я, предпочла выпить воды из своей бутылки. 🙂

К слову, прошло время и Наташа уже давно не мыслит себя без воды. Беру на себя смелость утверждать, что за счет этого ей удалось частично (а то и полностью) решить свои задачи по оздоровлению.

Возможно, кто-то возразит, что не хочет пить много воды, чтобы не ходить в туалет или, как вариант, не потеть. Но такие аргументы я уже парировала в статье “ ” и повторяться не буду. 🙂

Итак, резюмирую.

Чтобы приучить себя выпивать за сутки минимум полтора литра воды, я рекомендую завести пластиковую бутылку объемом 1,5 л, ежедневно наполнять ее чистой водой и постоянно держать под рукой (не в холодильнике), отхлебывая весь день по нескольку глотков, не суетясь и на первых порах не пытаясь насильно впихнуть в себя весь объем, если не лезет. Ну и оставаться на позитиве, разумеется. 🙂

Так мало помалу, незаметно для себя, вы войдете в необходимый режим потребления воды и будете радоваться результату.

Спасибо всем, кто прочитал эту статью, и всем, оставившим комментарии. Если понравилось – лайкайте и делитесь в соцсетях, мне будет очень приятно. 🙂

Желаю всем добра и вкусной свежей водицы. Будьте счастливы, расслаблены и побольше обнимайтесь. Жизнь прекрасна!

О пользе чистой воды знает каждый. Но что делать, если не то что положенные восемь, а даже пару стаканов выпить не получается?

Определяем цель

Это может показаться слишком очевидным, но цель нужно знать в «лицо». Вы должны не просто принять решение в голове, а визуализировать его. Налейте необходимое количество жидкости в большой контейнер или стеклянную банку и поставьте ее на видном месте.
Всегда начинайте с малого. Если вы вообще никогда не пьете чистую воду, отдавая предпочтение кофе, чаю и прохладительным напиткам, поставьте перед собой цель для начала выпить хотя бы один стакан жидкости. Каждый последующий день добавляйте в контейнер еще по одному стакану, пока не выйдете на рекомендуемый специалистами уровень.

Добавляем вкус

Некоторым людям сложно пить чистую воду из-за того, что она безвкусна. Эту проблему легко решить, добавив в жидкость дольки фруктов, несколько ягод, листья мяты, розмарина или базилика.

Такой напиток не только порадует вас вкусом, но и принесет пользу здоровью - вместе с дополнительными ингредиентами вы получите приличный запас антиоксидантов, витаминов и минералов.

Для приготовления фруктовой воды вы можете использовать обычный кувшин/стеклянную банку или приобрести специальные контейнеры с сетчатой вставкой. Положите в нее выбранные вами ингредиенты - они отдадут в воду свой сок и аромат, но при этом мякоть, кожура и семечки в жидкость не попадут.

Снижаем температуру

Прохладную и холодную воду пить гораздо приятнее, чем теплую. Особенно в летнее время, когда на улице становится очень жарко. Да и выглядит напиток со льдом куда приятнее.
А можно решить сразу две проблемы, добавив вместо обычного льда замороженные ягоды - они и охладят воду, и вкус ее улучшат.


Используем соломинку

Удивительно, но факт: у некоторых людей при быстром питье воды из стакана срабатывает рвотный рефлекс. Если вам тоже трудно употреблять напитки в таком виде, приобретите специальные соломинки - через них жидкость уходит с феноменальной скоростью, не доставляя никаких неудобств.

Берем воду с собой

Заведите правило брать с собой бутылку чистой воды, куда бы вы ни направились - на работу, в спортзал, на встречу с друзьями или даже на свидание.

Это очень дисциплинирует: раз уж вы носите емкость с собой, то вынуждены будете время от времени из нее пить, а иначе зачем обременять себя посторонним предметом?

Кроме того, производители предлагают огромное количество всевозможных питьевых стаканов - со встроенной трубочкой, вставкой для фруктов и ягод, удерживающих холод и т. д. Аксессуар можно подобрать по размеру, материалу и цвету к любой из вашей сумочек и носить его с собой, наполняя по необходимости новой порцией чистой воды.

Устанавливаем приложение

Постоянно забываете пить воду? Проблемы с памятью можно решить, установив на смартфон специальное приложение - таких сейчас сотни. Программа поможет вам контролировать объем выпитого и будет подавать вам сигналы, когда придет время выпить еще один стакан.

Вы также сможете делиться вашими результатами через соцсети с родными и знакомыми и участвовать в марафонах и соревнованиях, которые часто организуют члены подобных сообществ.

Заполняем календарь

Если приложение на телефон скачать у вас не получается, то воспользуйтесь функцией встроенного календаря (такой есть практически во всех новых и старых моделях).
Установите несколько напоминаний в разное время дня - желательно в перерывах между приемами пищи. Вы даже можете указать в них точный объем воды, который вам нужно выпить - так вы сможете точно рассчитать количество жидкости, которое вы употребили в течение дня.
Фото: Getty images
Еще на эту тему: Что происходит с внешностью, если пить по 8 стаканов воды в день
Достаточно ли воды вы пьете? Проверяем кожу на обезвоживание

Все мы знаем, что вода очень полезна, но часто мы не совсем понимаем, почему. Мы еще в школе слышали, что человеческий организм на 2/3 состоит из воды. На самом деле ее количество в теле зависит от возраста: чем старше человек, тем меньше воды. Так, у новорожденных она составляет 70-75% от массы тела, у детей от 1 года до 10 лет - уже 60-65%. К 50 годам ее остается лишь 50-55%. Одной из причин старения считают именно потерю способности тканей организма связывать и удерживать воду.

ЖИДКАЯ АРИФМЕТИКА
40 л воды носит в себе сорокалетний человек весом около 65 кг. Из них 2/3 (в данном случае около 25 л) находится внутри клеток, остальная треть - вне клеток.

При этом жидкость все время циркулирует в теле, ведь каждая клетка (а их у нас около 100 триллионов) питается, дышит и выполняет свои функции только при помощи воды.

Головной мозг на 75% состоит из воды. Поэтому, если мы мало пьем, начинает болеть голова, снижаются способность к интеллектуальной работе и концентрация внимания.

Меньше всего воды в жировой ткани (12%) и костях (около 20%).

Есть несколько серьезных причин ежедневно пить много воды, и выработать эту привычку несложно, если немного сосредоточиться.

Дело в том, что часто мы не обращаем на это внимание. Все заканчивается тем, что мы пьем кофе, много газировки, алкоголь, не говоря уже о фруктовых соках, чаях и молоке, и множестве других вариантов. Либо мы употребляем недостаточно жидкости, и наш организм обезвоживается, что плохо сказывается на нашем здоровье.

Я выработал привычку пить воду каждый день, хотя, должен признаться, что пару лет назад я пил все что угодно, но только не воду. Сейчас я не пью ничего, кроме воды, за исключением чашки кофе утром и изредка пива за обедом. И мне это нравится.

Вот 9 серьезных причин пить воду (и советы, как впоследствии выработать эту привычку):

1. Потеря веса

Вода - это одно из лучших средств для похудания, в первую очередь потому, что она заменяет высококалорийные напитки, такие как газировка, сок и алкоголь, питьем, в котором нет ни единой калории. К тому же, вода хорошо подавляет аппетит, ведь часто, когда мы думаем, что голодны, на самом деле, мы просто хотим пить. В воде нет жира, калорий, углеводов, сахара. Чтобы помочь себе похудеть, много пейте.

2. Здоровье сердца

Если выпивать достаточное количество воды, можно снизить вероятность сердечного приступа. Шестилетнее исследование, опубликованное первого мая 2002 года в American Journal of Epidemiology, показало, что для тех, кто выпивает более пяти стаканов воды в день, вероятность умереть от сердечного приступа в течение периода исследования на 41% меньше, чем у тех, кто выпивал меньше двух стаканов.

3. Бодрость

Обезвоживание лишает вас бодрости и делает вас усталым - даже небольшое обезвоживание, не больше 1-2% от веса вашего тела. Если вы испытываете жажду, значит, ваш организм уже обезвожен. Это может привести к утомлению, мышечной слабости, головокружению и другим симптомам.

4. Лекарство от головной боли

Еще один симптом обезвоживания - это головная боль. Фактически, часто, когда у нас болит голова, мы просто пьем недостаточно воды. Конечно, есть множество других причин головной боли, но обезвоживание - это одна из самых распространенных.

5. Здоровая кожа

Употребление воды может очистить вашу кожу, и люди, пьющие воду, просто светятся здоровьем. Это не произойдет за одну ночь, но всего одна неделя употребления правильного количества воды хорошо повлияет на вашу кожу.

6. Проблемы с пищеварением

Чтобы должным образом переваривать пищу, наша пищеварительная система нуждается в достаточном количестве жидкости. Часто вода помогает решить проблемы с кислотностью желудка, а в сочетании с клетчаткой помогает справиться с запорами (которые обычно являются результатом обезвоживания).

7. Очищение

Наше тело использует воду для выведения токсинов и шлаков из организма.

8. Риск раковых заболеваний

Что касается вышеупомянутой темы пищеварительной системы, было обнаружено, что употребление здорового количества воды снижает риск возникновения рака толстой кишки на 45%, а рака мочевого пузыря - на 50%. К тому же возможно снижает риск возникновения рака груди.

9. Эффективная тренировка

Обезвоживание может сильно мешать занятиям спортом, замедлять темп и усложнять поднятие веса. Тренировки требуют дополнительного количества воды, поэтому пополните запас жидкости в организме до, во время и после занятий.

Как выработать привычку пить воду

Итак, вы уверены, что вода полезнее, но хотели бы больше узнать о том, как выработать привычку пить воду каждый день.

Вот несколько советов, которые помогли мне:

  • Сколько воды?

Это спорный вопрос. Ясно одно: старая рекомендация «8 стаканов в день» не подходит по нескольким причинам: это количество включает в себя всю потребляемую жидкость - еду и не состоящие из воды напитки. К тому же, не учитывается вес человека, хотя это важный фактор для расчета количества воды. Также, количество потребляемой воды меняется, если вы больны или тренируетесь. Неправильно пить только тогда, когда чувствуешь жажду - к тому моменту вы уже обезвожены. Самое лучшее - выработать режим: выпивать стакан воды, как только вы проснулись, стакан с каждым приемом пищи, по стакану между приемами пищи, и обязательно пить до, во время и после тренировок. Старайтесь вообще пить столько, чтобы не чувствовать жажды.

  • Носите с собой бутылку

Для многих оказалось полезным везде носить с собой большую пластиковую бутылку с водой. Мне нравится держать на столе стакан с водой, я пью из него целый день. Когда вода в стакане заканчивается, я наполняю его снова и продолжаю пить.

  • Установите напоминание
Тренировки могут помочь вам больше хотеть пить. Если вы занимаетесь не больше часа, вам не нужно пить спортивные напитки Gatorade. Просто пейте воду. Если вы собираетесь тренироваться, обязательно пейте воду за пару часов до этого, чтобы вода во время прошла через систему организма, и пейте в течение и после занятий.
  • Отслеживайте

Обычно это помогает сформировать новую привычку - вам будет легче контролировать себя и быть уверенным, что вы по-прежнему находитесь на правильном пути. Заведите небольшой журнал (его можно сделать в виде карточек или записной книжки), и отмечайте галочкой каждый выпитый стакан воды.

Http://mudrost.mirtesen.ru/

Экология потребления. Лайфхак: Мы расскажем о нескольких хитростях, которые помогут вам пить воду с удовольствием и в нужном количестве...

Недостаток воды в организме может отразиться не только на фигуре, но и на здоровье. Из-за малого потребления жидкости нарушается метаболизм и появляется чувство слабости, из-за которого ваши тренировки будут непродуктивными и бесполезными.

Известно, что вода - источник жизни, и если мы хотим быть здоровыми и красивыми, то должны выпивать определенное ее количество. Но часто этим советом пренебрегают, потому что хочется чего-нибудь повкуснее или просто не ощущается жажда. Особенно острой эта проблема становится зимой, когда жара не вынуждает нас пить дополнительную жидкость. В результате возникает недостаток воды в организме, что приводит к головокружению, головной боли, слабости; наше тело не в состоянии выполнять физическую нагрузку. Чтобы избежать этих неприятных последствий, надо всего лишь вовремя выпивать стакан H20.

Мы расскажем о нескольких хитростях, которые помогут вам пить воду с удовольствием и в нужном количестве.

Сделайте воду доступной

Первое правило, которое поможет превратить рекомендацию в привычку, - это сделать совет доступным и легким в выполнении. Чтобы пить больше жидкости, у вас под рукой всегда должна быть вода (бутылка в сумке или графин на столе). Процесс будет казаться более естественным и непринужденным, если вы не будете тратить время на поиски источника.

Добавьте вкус

Самый простой способ, чтобы заставить себя пить воду, - сделать ее вкуснее. Это особенно эффективно, если вы пытаетесь отказаться от сладких безалкогольных напитков в пользу воды, которая не имеет ни запаха, ни вкуса. Для придания аромата можно использовать огурец или - несладкие добавки; чтобы получить хороший вкус без ущерба для пользы, добавляйте только натуральные соки.

Такой напиток желательно готовить заранее:

1) нарезать по половине лимон и огурец,

2) высыпать кусочки в кувшин и залить двумя литрами воды (по желанию можно добавить мяту).

3) поставьте напиток на ночь в холодильник, чтобы он настоялся.

Так под рукой всегда будет два литра охлажденной ароматной воды, которую вы будете пить с удовольствием.

Используйте соломинку

Кофе, чай или сок мы пьем маленькими глотками. Воду, в основном, мы выпиваем быстро, чтобы утолить жажду. как коктейль, медленными глотками, потягивая через соломинку, не принято, но почему бы не выйти за рамки общественных привычек? Если обычную соломинку положить в стакан с водой, то процесс станет намного приятнее, и вы не заметите, как быстро осушите стакан. Купите пачку разноцветных соломинок и выбирайте себе под настроение.

Разработайте график

Еще один способ, чтобы приучить себя к дополнительному потреблению воды - это пить ее по расписанию. На самом деле, необязательно выпивать 2 л воды в день, просто постарайтесь пить ее в чистом виде. Организм получает воду из пищи и других напитков, таких как кофе или чай, но лучший источник воды - вода. Поэтому 2-3 больших стакана дополнительно будет достаточно.

Определите время, когда вы должны выпивать стакан воды и придерживайтесь этого графика каждый день, например: 8:00, 15:00, 21:00 - это ваши «водные» часы. Все, что надо сделать - выпить стакан воды в нужное время. Для этого можно установить на телефон специальное приложение, которое будет сигнализировать, что пора «промочить горло». Каждый день, выпивая воду в определенное время, вы будете привыкать к такому режиму и он вскоре войдет в привычку.

Чтобы улучшить гидратацию организма, для начала просто постарайтесь пить регулярно дополнительную жидкость, затем можно постепенно увеличивать количество воды. опубликовано

Возможно, вы уже знаете людей, которые могут прочитать за несколько минут газету и в течение какого-нибудь часа не только бегло просмотреть целую книгу, но и усвоить ее содержание. Вы, вероятно, подумали, что эти люди обладают такой врожденной способностью, а у вас ее нет. В действительности же быстрое чтение является результатом применения некоторых простых приемов, которые могут быть освоены, усовершенствованы и использованы всяким, кто захочет потратить необходимое время и усилия, чтобы овладеть этими так называемыми «секретами» и «фокусами». Теперь это уже не трюки, а вполне понятные и доступные руководства к быстрому и качественному чтению.

Быстрое чтение стало легким и доступным многим.

Однако, прежде чем перейти к быстрому чтению, давайте попробуем разобраться в том, что такое чтение вообще.

Одно из определений процесса чтения, предложенное учеными, следующее: чтение - процесс использования наших глаз и сознания для понимания как буквального, так и скрытого смыслов, которые заложены в тексте его автором.

Данное определение не отражает еще многих других аспектов такого сложнейшего психологического и интеллектуального процесса, каким является чтение. Его изучение продолжается, и, видимо, можно согласиться с великим немецким поэтом Гете, который в одном из своих произведений писал:

«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели».

Чтение - основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира. Несмотря на появление новых средств массовой информации - радио и телевидения, значение чтения в жизни людей по-прежнему огромно.

Информационный взрыв, свидетелями которого мы являемся, ученые предвидели еще в прошлом веке. В наше время объем научно-технической информации огромен, но и он удваивается каждые 10–15 лет.

В условиях информационного взрыва и постоянного усложнения научно-технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно все больше и больше. Например, специалистам в области вычислительной техники необходимо просматривать около 40 отечественных и зарубежных журналов ежемесячно. Совершенно очевидно, что без навыка быстрого чтения усвоить такой объем печатной продукции просто невозможно. Чтение текстов с экранов выводных показывающих устройств ЭВМ (дисплеев) также требует обучения. Проведенные исследования показали, что освоившие метод быстрого чтения значительно легче адаптируются к новым видам текстов и уже через некоторое время быстро читают и тексты на экранах дисплеев.

Гениальное создание природы - головной мозг человека формировался в эпохи, когда объем информации, поступающей из внешней среды, был ничтожен и выработанные в процессе эволюции скорости ее восприятия были достаточны.

В условиях современной цивилизации большинство людей оказалось уже не в состоянии усваивать потоки всех видов информации. Вместе с тем резервы головного мозга в этом отношении далеко не исчерпаны. Этим объясняется, например, и тот факт, что вычислительные машины, во многом еще проигрывая человеку, по некоторым параметрам его превосходят. Особенно очевидно это обнаружилось в системах, дающих возможность диалога «человек - машина».

Электронная вычислительная машина оперативно выдает на экран терминала - телевизионного показывающего устройства - результат вычислений, а человек-оператор на считывание результатов затрачивает очень много времени. А ведь иногда от того, насколько быстро принято решение, зависит бесперебойная и безаварийная работа механизмов и оборудования. За последние 20 лет емкость запоминающих устройств ЭВМ возросла более чем в 1000 раз, их быстродействие - более чем в 100 раз. А человек? Наблюдения ученых показывают, что большинство людей читают с такой же скоростью, как 50 и 100 лет назад: 600–900 знаков в минуту. Вот почему с особой остротой встает вопрос о повышении скорости чтения каждым членом нашего общества.

Особенно велика роль техники чтения в школе.

Проведенные в Харьковском пединституте исследования показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53 %, а среди медленно читающих - только 4 %.

Низкая скорость чтения школьников неблагоприятно сказывается на их учебе в институте. Специальные корреспонденты «Известий» Э. Максимова и И. Пресловская в «Письмах из кораблестроительного института» писали:

«Из института отчисляется приблизительно каждый четвертый, и показатель не меняется уже несколько лет. Школа подолгу жует материал, медленный темп расслабляет ум, а в вузе новой информацией набита каждая минута. Тем более на первых двух курсах». Школьная реформа, представляющая собой, как известно, долговременную программу совершенствования среднего образования, предусматривает активизацию работы школьников. Введение нового курса «Основы информатики и вычислительной техники» - первый шаг на этом пути.

Проведенное нами в ряде школ Москвы обучение методу быстрого чтения учеников старших классов показало их большую заинтересованность, благоприятно сказалось на активизации учебного процесса в целом.

Когда и где используется быстрое чтение

«…Когда читаешь книгу, не торопись быстро прочитать до следующей главы, но подумай о том, о чем говорится в книге и в ее словах, и трижды возвращайся к одной и той же главе» - так рекомендовал читать «Изборник Святослава», вышедший в 1076 г. Наш современник английский юморист Д. Микеш в одном из рассказов писал: «…я был потрясен, узнав, что сенатор С. прочел „Историю двух городов“ Ч. Диккенса за тридцать минут… Оказывается, что на „Трех мушкетеров“ Дюма у сенатора уйдет не более 16 минут, в среднем по 5 минут 20 секунд на одного мушкетера».

Это два крайних взгляда на чтение. Некоторые авторы, обсуждая проблемы быстрого чтения, делают выводы о недопустимости ускорения процесса чтения вообще.

Вопрос о сферах применения быстрого чтения нельзя решать так категорично, как это делают некоторые критики. Сегодня мы еще очень далеки от познания всех механизмов чтения и предельных его возможностей. Поэтому, говоря о границах использования быстрого чтения, нужно прежде всего иметь в виду разумные пределы его применения в соответствии с возможностями конкретных читателей. Ни один исследователь и не предлагал использовать этот способ для чтения художественной литературы, хотя и ее можно читать продуктивно методом быстрого чтения. Вот как, по воспоминаниям А. С. Новикова-Прибоя, читал журналы М. Горький: «Взяв первый журнал, Алексей Максимович разрезал его и начал не то читать, не то просматривать: Горький не читал, а, казалось, просто скользил по страницам взглядом, сверху вниз, по вертикали». И Новиков-Прибой решил, что Горький читает в два приема и перед ним первая стадия, стадия предварительного просматривания журнала.

«Покончив с первым журналом. Горький принялся за второй, и все повторилось: он открывал страницу, сверху вниз, как по ступенькам, спускался по ней взглядом, на что у него уходило меньше минуты, и так снова и снова, пока не добирался до последний страницы. Откладывал журнал и принимался за очередной.

Взяв тогда один из журналов, Новиков-Прибой выбрал в нем рассказ, небольшую повесть, цикл стихотворений, литературно-критическую статью и внимательно их прочитал (на что, кстати, у него ушло несколько часов), а на следующий день устроил Горькому небольшую проверку - высказал свои впечатления о прочитанном. Как он и ожидал. Горький вскоре начал с ним спорить. Но вот чего никак не ожидал Новиков-Прибой, так это поразительной насыщенности горьковских возражений фактами: Алексей Максимович не | только помнил фабулу повести, ход мысли автора критической статьи, но и с поразительной легкостью приводил по памяти метафоры, эпитеты, сравнения и образы, которые встречались в ткани обсуждающихся произведений».

Зарубежные пособия по обучению быстрому чтению не дают рекомендаций по использованию метода быстрого чтения для художественной литературы. Вот, например, как выглядят выводы лаборатории развития образования в г. Хьюстоне (США): «Хороший читатель наслаждается чтением и читает с переменной скоростью в зависимости от того, что он читает. Поэта Мильтона нужно читать по словам и строчкам, историка Маколея - предложениями, писателя Теккерея - абзацами, а детективы Конан Дойля - страницами». Очевидно, избирательность чтения и есть та главная особенность использования быстрого чтения, которое позволяет владеющим этим методом на разной скорости одинаково хорошо усваивать тексты различного жанра.

Настоящее искусство чтения предполагает способность гибкого чтения в зависимости от его цели и задачи и характера текста. Задача нашей методики обучения - сформировать такой навык. Метод быстрого чтения может быть использован для чтения газет, научно-популярных книг, журналов и других текстов. Мы не рекомендуем читать быстро художественную литературу и любые другие тексты, понимание которых для вас затруднительно.

Что такое быстрое чтение

В одной из заметок «Литературная газета» писала: «Пять тысяч знаков в минуту - такова скорость чтения у инженера Блохина. Объясняя сущность своего метода, Блохин сказал: „Я никогда не задумываюсь над прочитанным“».

Выше мы уже говорили о сложности и многообразии процесса чтения. Есть и еще один взгляд на эту проблему.

Люди читают сотни веков, но только в наше время со всей остротой встала проблема повышения скорости чтения. В чем причина? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть те качественные изменения, которые произошли в процессах научной и массовой коммуникации, т. е. в процессах формирования и передачи печатной информации.

История развития человеческого общества - это прежде всего история развития формирования сокровищницы знаний путем переработки и сжатия информации. В обществе всегда циркулируют огромные потоки избыточной информации, не содержащей новых знаний. Не надо думать, что перепроизводство информации - следствие современного научно-технического прогресса. История хранит много подобных фактов и в прошлом. Древние египтяне зафиксировали в папирусах столько сведений о свойствах треугольников и правилах оперирования числами, что усвоение этого материала оказалось просто невозможным для их современников. Выход нашли путем замены знаний конкретных случаев знанием общих и регулярно повторяющихся положений - закономерностей. Так родилось новое направление в математике - алгебраические методы решения задач.

Из этого следует, что в условиях современного информационного кризиса, возникшего из-за избытка информации, чтение должно быть организовано таким образом, чтобы, отсеивая лишнее, мы умели выбирать лишь существенно новое, составляющее основу знаний, чтобы, используя инструмент мышления, закладывать в нашу память основы нового знания.

Изложенная здесь модель процессов обработки информации помогает объяснить, что такое быстрое чтение.

Итак, быстрое чтение - это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Таким образом, быстрое чтение - не поверхностное чтение «по диагонали» и не чтение кое-как, а активный созидательный понятийный процесс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, приводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания. Вот почему разработка методики обучения быстрому чтению требует не только решения задач управления анализаторами: речевыми, слуховыми, зрительными, но и разработки системы алгоритмов умственной деятельности, т. е. операций извлечения и обработки достаточной и необходимой для читателя информации, заложенной в тексте его автором.

Именно потому часто оказывается, что быстрое чтение, как это ни парадоксально, обеспечивает более высокое качество усвоения прочитанного, нежели чтение медленное.

Известный советский психолог Л. С. Выготский еще в 1931 г. писал:

«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

В освоении техники быстрого чтения весьма важном является понятие навыка. Что такое навык? Психология определяет навык как автоматизированный действия, выполняемые как бы без всяких усилий. Человек уже с детства формирует у себя систему навыков. Мы без усилий передвигаемся, ездим на велосипеде, плаваем и т. п.

Важным является также то обстоятельство, что навык, будучи сформирован и закреплен однажды, действует уже всю жизнь. Например, если вы научились плавать, то умение держаться на воде сохранится у вас в любой ситуации. Оказавшись в воде случайно, например когда вас толкнут приятели с пристани, даже в одежде и обуви вы будете все же держаться на поверхности, не захлебнетесь, не пойдете ко дну, в отличие от людей, не обладающих таким навыком.

Нечто подобное происходит и в нашем случае. Освоив метод быстрого чтения, вы будете быстро читать всегда, всегда удерживаясь на поверхности океана информации, не позволяя ему захлестнуть вас. Вместе с тем вы не становитесь рабом скорости чтения. Каждый раз вы регулируете скорость своего чтения в зависимости от вида текста и цели чтения.

Таблица 1. Нормативы скорости чтения

Курс быстрого чтения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной; как правило, учащиеся достигают скорости чтения в 3000 знаков и более в минуту (3000 знаков - это примерно 500 слов). Такой темп позволяет прочесть за час около 100 книжных страниц среднего формата.

Ну, а теперь настало время определить начальную скорость чтения.

Определение начальной скорости чтения

Что такое скорость чтения?

Мы определяем ее как количество знаков, прочитанных в единицу времени с учетом качества усвоения прочитанного. Ее можно подсчитать по формуле: V=(Q/T)*K .

где V - скорость чтения; О - число знаков в тексте (объем); Т - время, затраченное на чтение текста (в минутах); К. - коэффициент понимания.

Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме знаков препинания). В некоторых пособиях скорость чтения измеряется в словах. От одной единицы измерения к другой можно легко перейти, зная соотношение между ними.

Известно, что в русском языке слова в среднем состоят из шести букв. Если, например, скорость чтения равна 600 знакам в минуту, то скорость чтения в словах будет 100 слов в минуту (600:6). Время чтения можно измерять секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой.

А что такое коэффициент понимания? Нам уже известно, что быстрое чтение - это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного. В процессе обучения нужно постоянно измерять не только время чтения, но и качество усвоения. Как следует из приведенной формулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного. Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К равняется 1, на 8 вопросов - 0,8 и т. д. А теперь, внимание!

Приготовьте секундомер, тетрадь, ручку. Сейчас вы будете читать приведенный ниже текст № 1 (объем 800 знаков), а затем отвечать на вопросы. Запишите время начала чтения или включите секундомер.

Контрольный текст № 1 Объем 800 знаков

МЕДАЛЬОН… ОТ КОМАРОВ

Пластмассовый предмет, названный «медальоном», скорее напоминает продолговатую зажигалку, чем украшение. Пользуясь им в лесу или на рыбалке, можно не опасаться комаров. Будто невидимая рука отгоняет назойливую мошкару.

Устройство, созданное в студенческом конструкторском бюро Рижского института инженеров гражданской авиации, представляет собой импульсный излучатель ультразвука. Вставленная в его корпус микросхема по заданной программе варьирует частоту и амплитуду колебаний. Они настолько слабы, что не причиняют какого-либо вреда человеку, но насекомые их ощущают и побаиваются. Это подтвердили экспериментальные исследования.

Необычный прибор, заменяющий химические репелленты, весит около 50 граммов, питается от батарейки «Крона» и способен непрерывно действовать несколько суток. Сейчас разработчики подыскивают партнеров, готовых наладить серийный выпуск новинки.

Время начала чтения - - - - -

Время окончания чтения - - - - -

Время чтения текста - - - - -

При переводе количества секунд в десятичные доли минуты пользуйтесь приведенной ниже табл. 2.


Таблица 2

Теперь запишите в тетради ответы на все 10 вопросов, приведенных в приложении 5.

Текст больше не читайте.

По окончании проверки правильности ответов на вопросы определите свой коэффициент понимания и подсчитайте скорость чтения. Например, вы читали текст 45 сек. (0,75 мин.), правильные ответы даны на 6 из 10 вопросов:

V = (800/0,75)*0.6= 640 знаков в мин.

Запишите свою начальную скорость чтения в плане вашей работы (см. приложение 1) и отметьте ее на графике результатов обучения (см. рис. 1).

Итак, вы измерили свою скорость чтения. Сравните ее с нормативами, приведенными в табл. 1. Ваша скорость чтения очень низкая. Не огорчайтесь. Посмотрите кругом. Ваши друзья-одноклассники читают так же, возможно, многие еще медленнее. Давайте разберемся, почему мы так медленно читаем.

Особенности традиционных методов чтения

Можно выделить пять основных особенностей чтения.

1. Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространенный. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст - как легкий, так и трудный, как бы для верности. При медленном чтении количество регрессий составляет от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения. Большинство людей читают одинаково медленно и сложные и легкие тексты. Вот что писали американские исследователи, анализируя эту особенность чтения: многие читают одинаково медленно и квартальный отчет о расходовании горючесмазочных материалов, и статью в научном журнале о новом автомобильном двигателе, и художественный текст: роман А. Хейли «Колеса», тогда как отчет требует краткого взгляда, чтобы увидеть итоговые цифры, научный текст требует другого подхода, так же как и художественный.

Из этого следует, что та или иная скорость и техника чтения должны подчиняться прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно отработка соответствующих программ умственных действий до автоматизма, умение гибко использовать в нужный момент любую из них и определяет способность читать быстро.

2. Отсутствие гибкой программы чтения вредит многим. Уже первые эксперименты показали, что путем использования простейшей установки - интегрального алгоритма - удается повысить скорость чтения в два раза и почти вдвое улучшить усвоение прочитанного.

3. Артикуляция . Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит прежде всего от уровня развития чтения и сложности текста.

Как было установлено, привычка проговаривать слова присуща большинству читателей. Формируется она в детстве, когда учатся читать. Сначала ребенок произносит слова по буквам, потом по слогам и, наконец, читает вслух слово целиком. В результате между видимым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь и формируется привычка проговаривать текст сначала вслух, позже шепотом, а затем про себя. И, как всякая привычка, она очень устойчива.

4. Малое поле зрения. Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать способом чтения с дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше этих остановок, а в итоге - эффективнее чтение. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринимать не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и абзац.

5. Уровень организации внимания. Внимание - катализатор процесса чтения. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново. Умение управлять своим вниманием - важнейшее свойство, которое тренируется в процессе освоения техники быстрого чтения.

Изучение объема читаемого текста и бюджета времени

Проведите в течение недели анализ чтения. Фиксируйте ежедневно все, что вы читаете, замечайте время, которое затратили на чтение. Занесите результаты наблюдений в табл. 3.


Таблица 3. Анализ объема чтения

Итого за неделю прочитано: текстов книжно-журнальных всего - знаков, в том числе газет - штук, журналов - штук, книг - штук. Общее время чтения - час.

Примечание. Объем прочитанного приводится в знаках, время чтения в минутах, итоговое время за неделю в часах.

Как работать с этой таблицей?

Вам может показаться вначале задача ее заполнения очень сложной и трудоемкой. Однако это не так.

Конечно, непросто фиксировать каждую минуту своего времени. Однако, как вы скоро убедитесь, польза от этого очень большая. Тем более что делать это нужно всего одну неделю. Хотелось бы напомнить вам, что есть примеры людей, которые всю жизнь фиксировали каждую минуту своей деятельности и вследствие этого достигали многого.

Пример такого человека описан в книге Д. Гранина «Эта странная жизнь»., Советуем вам найти эту книгу в библиотеке и прочитать ее, заметив время начала и конца чтения и подсчитав затем среднюю скорость чтения всей книги.

При работе с таблицей у вас, возможно, появятся и другие вопросы. Один из них: как определить объем читаемого текста? Как вы уже знаете, мы определяем объем текста в знаках, под которыми понимается каждая буква текста. Контрольные тексты, которые мы будем предлагать вам в книге, всегда сопровождаются данными об их объеме. Но вы должны уметь определять объем любого текста самостоятельно. Делать это очень просто. Приведем примеры.

Как определить объем книжной или журнальной страницы? Самый простой способ следующий. В конце книги, в так называемых выходных данных, содержатся сведения о ее объеме в учетно-издательских листах. Каждый учетно-издательский лист содержит примерно 40000 знаков. Таким образом, зная объем книги и количество страниц, всегда можно подсчитать количество знаков на одной странице.

Для примера возьмем учебник: Цветков Л. А. Неорганическая химия. - М., 1983. Его объем 13,1 учетно-издательского листа, количество страниц 206. Объем одной страницы равен:

(13,1*40000) /206 = 2544 знака.

Аналогично ведется подсчет объема текста и в журналах. Количество знаков в газетной статье подсчитывается следующим образом. Нужно определить количество знаков в одной-трех строчках и взять среднее арифметическое, затем подсчитать количество строчек и подвести общий итог. Например, в газете «Комсомольская правда» в одной строчке, как правило, 25 знаков. Зная количество знаков, можно подсчитать объем текста: объем текста == 25 X количество строчек.

Как вы читаете

Изучив основные особенности процесса чтения и свои недостатки в его реализации, полезно провести более детальный анализ своего чтения. Для этого предлагаем ответить на 10 вопросов приведенной здесь анкеты, причем ответы оцениваете вы сами соответствующим числом баллов, обводя карандашом одну из приведенных справа цифр.

1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете четкую цель и мотив?

Всегда очень четкую и чтение мотивировано……….. 10

Всегда приблизительно и без мотива……..………….. 6

Иногда …………….……………………………………… 4

Лишь изредка …………………………………………….. 2

Никогда…………………………………………………….. 0

2. Меняете ли вы скорость чтения на протяжении одной статьи?

Постоянно меняю…………………………………………………. 10

Иногда ……………………………………….……………. ……….6

Скорость определяю перед началом чтения заранее…… 4

Всегда читаю со средней скоростью………………………. 2

Всегда читаю очень медленно…………..………………….. 0

3. Удается ли целиком сосредоточиться на тексте?

Удается всегда…………………………………………………… 10

В основном удается…………….………………………….. 6

Лишь в случае, если материал очень интересный……… 4

В редких случаях…………….……………………………… 2

Не удается………………..………………………………….. 0

4. Можете ли вы быстро понять структуру читаемого текста?

Построение текста чувствую всегда …………………………..……….…… 10

Понять, какие разделы наиболее важны, мне удается быстро ……………. 6

После прочтения небольшой части уже представляю себе структуру …… 4

Разбираюсь в структуре только после того, как прочитаю весь текст. … 2

На структуру не обращаю внимания…………. ………………………………0

5. Можете ли вы понять сразу смысл целого предложения или хотя бы его части?

Могу всегда……….………………….. 10

Могу, если текст легкий……………. 6

Иногда ………………………………… 4

Изредка………………..………………. 2

Не могу………………..……………….. 0

6. Возвращаетесь ли вы повторным взглядом к уже прочитанному тексту?

Никогда………………….. 10

Если есть незнакомые места, то возвращаюсь………. 6

Изредка возвращаюсь из-за непонимания слов………. 4

Иногда, если не понимаю смысл текста…………. 2

Возвращаюсь часто по различным поводам……….. 0

7. Водите ли вы по строке пальцем либо карандашом или следите за текстом движением головы?

Голова и руки всегда без движения………….. 10

Иногда двигаю головой……………… 6

При чтении важных мест вожу пальцем по тексту……… 4

Часто…………………… 2

Всегда так делаю……………….. 0

8. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?

Всегда читаю молча и думаю, что не проговариваю…….. 10

Не могу ответить точно………….. 6

Произношу отдельные (трудные) слова………… 4

Часто ловлю себя на том, что проговариваю читаемый текст….. 2

Всегда читаю с артикуляцией…………….0

9. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?

Возникают всегда……………….. 10

Иногда ………………….. 6

Затрудняюсь ответить……………… 4

Очень редко…………………. 2

Никогда………………….. 0

10. Как двигаются ваши глаза при чтении?

Вертикально, плавно и быстро посередине страницы…….. 10

Зигзагообразно, от строчки к строчке…………. 6

По диагонали………………… 4

С остановками на каждой строчке………….. 2

С остановкой на каждом слове…………… 0

Общее число баллов………………. -

Опыт проведения анкетирования дает следующие результаты: профессиональный читатель получает общее число баллов, равное 100; обученный навыкам быстрого чтения - от 70 до 80; эрудированный (но не обученный быстрому чтению) - от 40 до 50; большинство читателей получают от 20 до 30 баллов. Запомните этот тест. Время от времени вы будете возвращаться к нему и проверять, насколько продвинулись в овладении навыками быстрого чтения.