Агрессия. Причины агрессивного поведения. Лечение, коррекция агрессивно направленного поведения

Агрессия

(от лат. aggredi - нападать) - целенаправленное деструктивное , противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или вызывающее у них отрицательные переживания , состояние напряженности (см. ), страха , подавленности и т. д. А. объединяет такие разнообразные акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии , деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств. А. действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели (инструментальная А.), как способ психической разрядки, замещения удовлетворения блокированной и переключения деятельности , как форма самореализации и самоутверждения.

Выделяются следующие виды А.:

1) физическая А. (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта ;

2) вербальная - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);

3) прямая А. - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта ;

4) косвенная А. - действия, направленные окольным путем на другое лицо - злобные сплетни, шутки и т. п., а также действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью - взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.;

5) аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений и самоубийстве;

6) враждебная А. - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту А.;

7) инструментальная А., являющаяся средством достижения какой-либо цели.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Агрессия

Индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Основные формы - агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом «образе врага».

Готовность к поведению агрессивному рассматривается как устойчивая черта личности - агрессивность. Некоторые проявление агрессии и автоагрессии могут быть признаком развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, и пр). В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, Идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Агрессия Этимология.

Происходит от лат. aggressiо - нападение.

Категория.

Форма поведения.

Специфика.

Ориентирована на нанесение вреда живым существам или неодушевленным предметам.

Обусловливание.

Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

АГРЕССИЯ

(от лат. aggressio - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Выделяются след. виды А.: 1) физическая А. (нападение) - использование физической силы против др. лица или объекта; 2) вербальная А. - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань); 3) прямая А. - непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта; 4) косвенная А. - действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаньи ногами, битье кулаками по столу и т. п.); 5) инструментальная А., являющаяся средством достижения к.-л. цели; 6) враждебная А. - выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии; 7) - А., проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства; 8) альтруистическая А., имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие , фрустрацию и т. п. состояния. Психологически А. выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки , уровня притязаний , а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением (см. ). Агрессивные действия выступают в качестве: 1) средства достижения к.-л. значимой цели; 2) способа психологической разрядки; 3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении. Основные теоретические подходы к исследованию А. м. б. обозначены как этологический, психоаналитический, фрустрационнный (см. Гипотеза фрустрации-агрессии ) и бихевиористский. (С. Н. Ениколопов.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Агрессия

Любое действие или ряд действий. непосрсдственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба. Агрессия почти всегда классифицируется как антиооществеииое поведение и рассматривается как проблема, вызванная биологической неполноценностью, неудачными поисками свосго мсста в обществе или фрустрацией из-за неблагоприятных окружающих условий. В некоторых случаях агрессия приводит к позитивным последствиям - например, когда она используется для благотворных перемен в обществе или противостоит силам угнетения. Ниже перечислены главные объяснения причин агрессивного поведсния.

Биологическое объяснение. К примеру. агрессия может быть следствием перенаселенности и потребности отстоять свою территорию (последнее не подтверждено убедительными доказательствами). В то время как животные способны ограничивать свою агрессию ритуальными представлениями (см. ), у людей эта способность развита в гораздо меньшей степени. Современные исследования указывают на возможную роль нейротрансмиттера серотонина в агрессивном поведении шимпанзе предполагается. что это справедливо и по отношению к людям.

Психологические теории, например теория подавленной агрессии, рассматривают агрессию как неизбежное следствие блокировки на пути к поставленной цели. Типичным примером служит водитель, попавший в транспортную пробку и вымещающий свою злость на других водителях или пешеходах.

Социальные (или социопсихологические) теории, такие как теория социального обучения, признают важность имитации в развитии агрессивного поведения. Дети учатся агрессивному поведению, наблюдая за агрессией взрослых людей, чье поведение вознаграждается тем или иным образом (т. е. они получают то, что хотят).

Все эти теории используют разные подходы для ослабления или устранения причин агрессивного поведения. Биологические и психологические теории, с их акцентом на биологическую неизбежность или психологическую анормальность, маргинализируют агрессивное поведение и отвлекают внимание от других факторов повседневной жизни, которые могут вносить существенный вклад в его уменьшение и ограничение. С другой стороны, социопсихологические теории гораздо более оптимистичны во взглядах на контроль над агрессивным поведением. В конце концов, то, что поддается изучению, всегда можно изменить.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "агрессия" в других словарях:

    Агрессия - (лат. aggressio нападение): В Викисловаре есть статья «агрессия» Агрессия (биология) инстинктивное поведение животных, выражающееся в нападении или угрозе нападения (агрессивных демонстрациях) на особей своего (реже чужого) вида … Википедия

    Агрессия - (от лат. аgressio – нападение) – незаконное вооруженное применение одним или несколькими государствами силы против политической независимости и суверенитета какого либо государства или народа. Незаконность агрессивного акта определена Уставом ООН … Политология. Словарь.

    агрессия - милитаризм, враждебность; вторжение, захват, нападение Словарь русских синонимов. агрессия см. нападение 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов

    АГРЕССИЯ - (от лат. aggressio нападение) в международном праве любое противоправное с точки зрения Устава ООН применение вооруженной силы. Общую формулировку понятия А. дает принятое 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН Определение агрессии,… … Юридический словарь

    АГРЕССИЯ - (лат. aggressio нападение) в международном праве противоправное применение вооруженной силы. Формулировка понятия А. содержится в принятом 14 декабря 1974 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Определении агрессии», согласно ст. 1 которого агрессией… … Юридическая энциклопедия

Каково правильное значение слова агрессия? Под этим термином принято понимать жестокость, склонность к нападению, активную разрушительную позицию, деструктивность. На самом деле изначально агрессивность является врожденным человеческим качеством, связанным с инстинктом самосохранения и защиты, неотъемлемой частью психологической личности, фактором, без которого личность не будет целостной.

Агрессия в психологии имеет определение как нападение, вербальное или физическое, всегда ярко эмоционально-негативно окрашенное, целенаправленное и жесткое. С латинского языка само слово переводится как «нападение», но она может проявляться не явно: человек может не кричать, не лезть в драку, но при этом агрессировать.

Есть две теории агрессии: определение первой – это реакция на внешние факторы. Вторая теория заключается в осознанном принятии агрессивности как основной формы поведения. Обе теории имеют место, и на практике встречаются их подтверждения.

Психология описывает различные виды агрессии, имеющие целый ряд особенностей и различную степень деструктивности. Среди них:

  • Вербальная и физическая агрессия.
  • Подавленная агрессия.
  • Мужская и женская агрессия.
  • Агрессия во время беременности или после перенесения болезней.
  • Пассивная и активная.
  • Аутоагрессия.
  • Подростковая агрессия.
  • Реактивная (проявляется как реакция на что-либо).
  • Спонтанная, немотивированная агрессия.
  • Осознанная (инструментальная), направленная на достижение конкретного результата.
  • Косвенная (агрессия у детей и взрослых, направленная на посторонний объект, в результате накопления).

Это основной, но неполный список, так как виды и типы агрессии изучались множеством психологов и терапевтов, и многие специалисты создавали свои классификации. Проявления и причины – самые разные, и если их детально изучить, то можно понять, как реагировать на агрессию со стороны другого человека и как избавиться от агрессии у себя самого. Рассмотрим, как проявляют себя те или иные виды и факторы агрессии.

1. Основной, врожденной формой является здоровая, доброкачественная агрессивность, которая заложена у каждого человека в генах. Она позволяет человеку быть настойчивым и твердо добиваться своего, достигать побед в спорте, соревнованиях, в бизнесе и личной жизни, проявлять волевые качества, преодолевать себя, бороться с ленью, вредными привычками, соперничать.

Амбиции, смелость, умение отстоять собственные интересы – все это, как ни странно, относится к здоровой человеческой агрессивности, и это нормально, если человек умеет контролируемо, в правильных дозах и формах проявлять данные качества, сознательно направляя свои действия на увеличение или уменьшение их.

2. Скрытая агрессия – частое явление, которое имеет свои конкретные причины и последствия. Проявляется она не явно. Как правило, природа агрессии, подавленной и скрытой, заметна в постоянном недовольстве, во внезапных вспышках страха или злобы, в постоянном напряжении, раздраженности, неумении расслабиться.

Такой человек не способен получать удовольствие от отдыха, развлечений, не умеет созерцать прекрасное. Ему свойственна недоверчивость, подозрительность, в большой мере проявляется раздражительность по пустякам. Часто как следствие возникают сильные вспышки агрессии.

3. Агрессия у мужчин имеет отдельное определение и считается обособленным видом. Проявляется в постоянном недовольстве, жестком характере, авторитарности, неудовлетворенности.

Такому мужчине невозможно угодить, он всегда в напряжении, вспыльчив, уязвим, крайне сложно идет на контакт, не склонен к компромиссам. Часто проявляется в семье, с детьми, на работе с подчиненными – одним словом, с теми, кто слабее или ниже по статусу. Такой мужской характер приносит близким и родным много переживаний и страданий.

4. Признаки и определение женской агрессии несколько отличаются. Проявляется она в резкой и весьма частой смене настроения, в беспричинных истерических припадках, обидчивости, внезапных вспышках, недовольстве, неудовлетворенности, приступах страха, отчаяния. Приступы агрессии у женщин часто проявляются при беременности и возникают в связи с изменениями гормонального фона.

5. Детская агрессия – частое и болезненное явление, которое знакомо многим родителям и педагогам. Уровень агрессии у детей и подростков бывает самым разным и проявляется по-разному – от невинных шалостей до хамства, хулиганства, драк, преступной деятельности. Связана с воспитанием, болезнями, эмоциональной средой в доме, детском саду или школе, с переходным возрастом и гормональными изменениями, с рядом психоэмоциональных факторов.

6. Семейная агрессия. Встречается чаще у мужей, но бывает свойственна и женам. Отличается от женского и мужского типов тем, что проявляется исключительно в общении с членами семьи, как реакция на общение с партнером. Выглядит как постоянное раздражение, отстранение, отчужденность, частые вспышки гнева «на ровном месте», недовольство.

7. Спонтанные и неконтролируемые приступы агрессии – как правило, возникают как следствие пассивной агрессии, подавления, особенностей воспитания. Проявляются как резкий, беспричинный взрыв ярости, истерики, припадки. В таком состоянии человек может устроить скандал в людном месте, ударить кого-то, ломать предметы и мебель, нанести вред себе и окружающим людям. Длятся подобные приступы от трех минут до часа, иногда требуется срочное врачебное вмешательство.

Каждый тип и каждое проявление агрессии имеет свои особенности, свои формы проявления и степень риска. При правильной классификации можно понять причины, прогнозировать последствия и понять, как справиться с агрессией.

Причины

Все, что свойственно личности, имеет те или иные конкретные истоки, так же как любая, самая беспричинная, на первый взгляд, агрессия всегда имеет конкретные причины. И первое, с чего стоит начинать самоанализ и борьбу с деструктивным поведением, – это поиск и определение причин.

1. Повышенная агрессия часто бывает причиной подавления в детстве, в процессе воспитания. Когда естественная детская агрессия грубо подавляется родителями – ребенку не позволяют кричать или плакать, выражая собственные эмоции, подавляя его психоэмоциональную среду, – это перерастает в подавленное состояние постоянного стресса и напряжения, и, как следствие, появляется подростковая агрессия, а в зрелом возрасте может проявиться социальная агрессия или любая другая форма.

2. Очень распространенная причина – наличие психоактивных веществ в организме. Продолжительное курение, злоупотребление алкоголем, прием наркотических средств, энергетиков, медикаментов неизбежно ведут к повышению раздражительности и агрессивности.

3. Часто причиной является стресс, переутомление, хроническая усталость или недостаточное излечение после болезни. К сожалению, отдых в наше время считается чем-то необязательным, и многие люди попросту игнорируют его, считая, что в выходной день лучший отдых – это либо застолье с алкогольными напитками, либо домашние дела. И то, и другое не имеет ничего общего с отдыхом – организм накапливает напряжение, стрессы, не отдыхает и не «перезаряжается». Как следствие, появляется повышенная агрессивность.

4. Болезни, психические расстройства, посттравматический синдром или пережитая стрессовая ситуация. Это довольно распространенная причина агрессии как у подростков, так и у многих взрослых.

5. Недовольство жизнью, неудовлетворенность социальным, финансовым положением, личной сферой, неуверенность в себе, социальная дезадаптация. Слабый и безвольный человек, не имеющий хорошей поддержки друзей, близких, не получающий любви в семье, обязательно накапливает агрессию.

Пути решения проблемы

Итак, главный вопрос: что делать? Как бороться с агрессией у себя, как подавить и успокоить ее, и как бороться с агрессором, если он причиняет страдания и боль?

Главное, что стоит понять в первую очередь: само по себе понятие агрессии не несет в себе никаких патологий, это – естественная, врожденная часть психики любого из нас, и ее попросту нужно принимать, контролировать и выражать в правильных формах, не накапливая и не вымещая на невинных окружающих или себе во вред.

Важно: подавление – это не способ снижения агрессии! Ее нельзя подавлять силой, природа агрессии такова, что она должна выражаться, выходить наружу, а от силового подавления рано или поздно наступят кризисные ситуации и приступы.

1. Наиболее болезненное явление для родителей – это повышенная детская агрессия, особенно агрессия подростков, которые становятся неуправляемыми. Как правильно бороться с повышенной агрессией у ребенка?

Прежде всего стоит определить, есть ли повод для беспокойства, действительно ли есть проблема, или он – нормальный, просто эмоциональный, ранимый и очень чувствительный ребенок. Ведь для ребенка естественно иногда плакать, кричать, капризничать и вообще эмоционально проявлять свою внутреннюю натуру.

Если же проблема действительно есть, возможно, стоит обратиться к детскому психологу, но ни в коем случае не подавлять приступы силой, угрозами или наказанием, так как это приведет к ухудшению и плачевным последствиям в будущем.

2. Если обнаруживается сильная агрессия у подростков, тут есть самые разные рекомендации родителям, главная из них – наберитесь терпения. Как правило, жизнь подростка – это сплошной стресс, и это нужно просто пережить. Постарайтесь встать на сторону ребенка, поддержать его, не навязывать советы и тем более не давить.

Старайтесь создать для подростка такую атмосферу, в которой будет минимум стрессовых ситуаций, и не провоцируйте. Скорее всего, агрессия в подростковом возрасте пройдет сама по себе, вместе с «трудным возрастом», если только сами родители не будут ее усугублять.

3. Как отвечать агрессору, если он не дает спокойно жить – в окружении, на работе, в коллективе? Главное правило – не ответить тем же и не указывать на неправильное поведение, не пытаться «перевоспитать» человека, не вызывать у него чувство вины (которое, кстати, тоже всегда приводит к агрессивности).

Если вы вынуждены работать или взаимодействовать с агрессивным человеком, старайтесь сохранять самообладание и не «покупаться» на его поведение, не быть жертвой, сохранять позитивное, спокойное и уравновешенное состояние. Таким образом вы не поменяете характер человека, но с вами он будет вести себя со временем иначе.

Если же человек вымещает свою злобу и накопленное напряжение именно на вас, то в вас самих есть на то причина. Возможно, вы – хорошая жертва, боитесь чужого гнева и остро на него реагируете.

Оглянитесь вокруг: наверняка найдутся в вашем окружении люди, на которых данный агрессор не реагирует, с которыми он общается спокойно. Постарайтесь увидеть, как ведут себя эти люди, и перенять их форму поведения – так вы наверняка избавите себя от нападок агрессора.

4. Совсем другое дело – приступы агрессии у мужчин, у мужа, в семье. Идеальный вариант, но довольно сложный – уговорить супруга (или супругу) посетить специалиста, записаться на прием к психоаналитику, который сможет помочь вам решить семейную проблему.

Общие же рекомендации – не провоцировать, не раздражать и не указывать, не проявлять постоянное недовольство, а постараться найти причины, проанализировать, когда и в связи с чем близкий человек «загорается», и найти силы для того, чтобы борьба прошла мирно и увенчалась успехом.

5. Наиболее сложный вопрос – как побороть агрессию в себе. Ведь самоанализ и работа над собой – пожалуй, самая сложная работа, но человек мотивированный и уверенный в своей цели всегда ее достигнет.

Первым делом необходимо найти причины детской агрессии в себе самом, покопаться в прошлом, проанализировать свою жизнь. Не пытаться подавить ее, а попробовать найти способ избавляться от нее естественными путями – например, заняться спортом, в котором необходимы большая выносливость и сила: боевыми искусствами, атлетикой.

Начать вести здоровый образ жизни, попрощаться с табаком, алкоголем и любыми вредными привычками, много двигаться и главное – хорошо отдыхать. Эти способы будут иметь прекрасный результат. Отличные результаты также дают йога, медитация, приемы релаксации.

Если же агрессивность не проходит или проявляется в виде серьезных приступов, необходимо обратиться к специалисту и обязательно пройти правильное тестирование и полный курс лечения.

Психолог проведет диагностический тест на уровень агрессии, проанализирует диагностику, разберется в причинах и подберет подходящее лечение, которое поможет справиться с проблемой.

Чтобы бороться с чем-то, что мешает жить полноценно и счастливо, необходимо хорошо в этом разобраться, изучить, понять. Поняв, что такое пассивная агрессия, откуда берется повышенная агрессивность у детей и подростков, каковы причины подавленности и озлобленности, можно самостоятельно привести психическое состояние в порядок, достичь уравновешенности и гармонии в своем внутреннем мире. Автор: Василина Серова

В «Словаре практического психолога» (М., 1997) агрессия определяется как индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В другом «Психологическом словаре» (М., 1997) приводится следующее определение агрессии: «агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)». Агрессивное поведение в данном случае определяется как одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.п. состояния. Психологически, продолжают далее свои рассуждения составители словаря, агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением. Агрессивные действия при агрессивном поведении выступают как способ достижения какой-либо значимой цели, способ психологической разрядки, способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Возникает множество вопросов при попытке дать определение агрессии как таковой (т.е., направленной вовне, на других). Э.Фромм говорит, что понятие «агрессия» напоминает ему коллекцию хлама, куда мы сваливаем многие психологические механизмы, которые мы не умеем анализировать, или даже не знаем, как их точно назвать.

К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Можно выделить основные взгляды на содержание понятия агрессии:
гиперактивность, стремление к самоутверждению;
стремление к подчинению себе других людей или обладанию объектами, т.е. как акт присвоения, насильственного овладения материальным или идеальным объектом;
акты враждебности, атаки, разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу или объекту.

Некоторые авторы, давая определение агрессии, стремятся сделать это на основе изучения явлений, поддающихся объективному наблюдению и изменению, чаще всего актов поведения. Например, А.Басс определяет агрессию как «реакцию, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы» (Басс А., 1967).

Еще одна группа определений исходит из позиции активного субъекта. Так, Л.Берковиц определяет агрессию как «намерение ранить или причинить ущерб другому» (Берковиц Л., 2001).

Все эти группы обладают одним общим недостатком – в них недостаточно четко обозначена мысль о социальном контексте агрессивного поведения, а именно о том, что агрессивное поведение в той или иной степени связано с нарушением членами общества социальных норм. Кроме того, в приведенных определениях не раскрыто психологическое содержание агрессии, конкретные действия как бы отрываются в них от мотива. В результате, например, такие драматические поступки, как неудачная попытка убийства, мечты об избиении кого-либо, не попадают под определение агрессии, предложенные А.Бассом, хотя их агрессивный характер очевиден.

В настоящее время все больше укореняется представление об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдания людям. Так, С.Н.Ениколопов считает, что агрессией можно назвать целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт: отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др. (Ениколопов С.Н., 2000).

В общественных науках и в науках о поведении понятия «агрессия», «насилие» и «враждебность» часто используются как синонимы, или просто подменяют друг друга. Для того чтобы внести терминологическую ясность в определение «агрессия», разведём понятия «агрессия», «гнев», «враждебность» и «насилие». Остановимся на этих понятиях.

Гнев - эмоциональное состояние, имеющее побудительную силу, по мнению Д.Зиллмана, связь между понятиями агрессии и гнева является факультативной, т.к. агрессия не всегда сопровождается гневом, а состояние гнева не всегда влечет за собой агрессивные действия.

Враждебность - длительное, устойчивое негативное отношение или система оценок, применяемая к окружающим людям, предметам и явлениям, по Бэрфуту, враждебность - антагонистическое отношение к людям, включающее когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты:
Насилием считается всякое действие, угрожающее физической, психологической или моральной целостности индивида. Известный исследователь проблем мира и насилия Й.Галтунг выделил три формы насилия: прямое, структурное и культурное. Наиболее явным и доступным для эмпирического наблюдения является прямое насилие со всеми видами жестокости, проявляемой людьми друг к другу, к другим формам жизни и природе в целом. Прямое насилие проявляется в следующих формах:
а) убийство;
б) телесные повреждения, блокада, санкции, нищета
в) десоциализация из собственной культуры и ресоциализация в другую культуру (например, запрещение родного языка и навязывание другого, отношение к людям, как к гражданам «второго сорта»;
г) репрессии, задержание, изгнание.
Структурным насилием являются:
а) Эксплуатация типа А, когда нижестоящие могут быть ущемлены настолько, что умирают от голода и болезней.
б) Эксплуатация типа Б, когда нижестоящие могут оказаться в состоянии постоянной нищеты, включающем недоедание и болезни.
в) Внедрение в сознание, ограничение информации маргинализация, разобщение.

Культурное насилие - те аспекты культуры, символической сферы нашего существования, представленной религией и идеологией, языком и искусством, эмпирической и формальной наукой (логикой и математикой), которые могут быть использованы для оправдания и легитимизации прямого и структурного насилия (Ениколопов С.Н., 2000).

Все эти проявления эмоционального экстрима включают аффективный компонент, который, в свою очередь, содержит ряд взаимосвязанных эмоций: гнев, раздражение, обиду, негодование, отвращение и т.п.

Помимо аффективного для обсуждаемых понятий важен когнитивный компонент. Негативные убеждения в отношении человеческой природы в целом (цинизм) и убеждения в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту (враждебные атрибуции, недоверие, подозрительность) могут существенно влиять на содержание поступков, вызванных гневом, враждебностью, насилием.

Стоит остановиться и на том, что проявления враждебности в поведении (агрессия, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения и т.д.) нередко бывают скрытыми.

Таким образом, как устойчивая, общая черта враждебность подразумевает девальвацию мотивов и личностных качеств других людей, ощущение себя в оппозиции к окружающим и желание им зла (активное - причинять вред, или пассивное - наблюдать причинение вреда).

По мнению С.Н.Ениколопова, враждебность - это сложная форма аффективно-когнитивных афферентаций, состоящих из набора различных взаимодействующих эмоций, влечений и аффективно-когнитивных структур. Эмоции, занимающие особенно важное место в комплексе враждебности - гнев, отвращение и презрение (так называемая «триада враждебности»). Враждебность включает также влечения, взаимодействия аффектов и образы, связанные с причинением вреда объекту враждебности. Такие образы и желания необязательно содержат реальное намерение причинить объекту вред. Враждебность не включает в себя словесной или физической активности. Агрессия не всегда является следствием враждебности (Ениколопов С.Н., 2000).

Наиболее развернутую классификацию агрессивного поведения дал А.Басс. Он выделяет три основных параметра, по которым характеризует формы агрессивного поведения:
1) физическая - вербальная агрессия;
2) активная - пассивная агрессия;
3) прямая - косвенная агрессия

Путем комбинирования этих форм А.Басс выделяет 8 видов агрессивного поведения:
Активная агрессия.
1) Физическая:
а) прямая (нанесение телесных повреждений);
б) косвенная (нанесение телесных повреждений заместителю жертвы).
2) Вербальная:
а) прямая (нанесение оскорблений);
б) косвенная (злословие).

Пассивная агрессия.
2) Физическая:
а) прямая (противодействие);
б) косвенная (негативизм).
3) Вербальная:
а) прямая (отказ говорить);
б) косвенная (несоглашательство) (Басс А., 1967).

Еще одна классификация была дана С.Фешбахом, который ввел одну важную переменную, связанную с мотивированием поведения, в свою классификацию. На основании этого критерия он выделяет три вида агрессивного поведения:
1) Враждебная агрессия - имеет своей целью причинить другому субъекту неприятные физические или психологические ощущения.
2) Инструментальная агрессия - целью такого поведения является не само причинение вреда, а решение определенной проблемы.
3) Экспрессивная агрессия - является формой выражения себя с помощью применения насилия.

Третья интересная классификация - Д.Зиллмана. Основной критерий ее построения - позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме «стимул-реакция». Он выделяет 8 типов агрессивного поведения:
1) наступательная агрессия - нанесение физических или психических повреждений другому, который не применял по отношению к нему насилия;
2) защитная агрессия - нанесение повреждений другому объекту в ответ на применение им насилия;
3) ответная - нанесение повреждений другому субъекту с целью отмщения за нанесение ему этим субъектом повреждения;
4) спровоцированная агрессия - подвергание атакующего нападению или другим действиям, которое повлекло за собой его ответные агрессивные действия;
5) неспровоцированная агрессия - агрессивные действия нападающего по отношению к жертве, не вызванные никакими поступками жертвы, которые могли бы подтолкнуть нападающего на такие действия;
6) агрессия, вызванная раздражением - агрессивные действия, первичная функция которых - редуцирование или снятие состояния раздражения;
7) побудительная агрессия - агрессивные действия, первичная причина которых - получение внешней стимуляции;
8) санкционированная агрессия - агрессивные действия, служащие социальным и не выходящие за их рамки.

Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, следует так же тщательно разбираться в предлагаемых исследователями видах агрессии. В нашей стране принято выделять следующие виды агрессии (аутоагрессия в этой классификации выделяется как подвид агрессии):
1) физическая (нападение) агрессия с использованием физической силы против другого лица или объекта;
2) вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму вербальных реакций (ссора, крик, визг), так и через их содержание (угрозы, проклятья, ругань);
3) прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо субъекта или объекта;
4) косвенная агрессия – направленная окольным путем на другое лицо (сплетни, злобные шутки);
5) аутоагрессия - агрессия, направленная на самого себя;
6) инструментальная агрессия – являющаяся средством достижения какой-либо цели;
7) враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии (Ениколопов С.Н., 2000).

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». В настоящее время термин «агрессия» употребляется чрезвычайно широко. Данный феномен связывают и с негативными эмоциями (например, гневом), и с негативными мотивами (например, стремлением навредить), а также с негативными установками (например, расовыми предубеждениями) и разрушительными действиями.

В психологии под агрессией понимают тенденцию (стремление), проявляющуюся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Агрессия может быть как позитивной, служащей жизненным интересам и выживанию, так и негативной, ориентированной на удовлетворение агрессивного влечения самого по себе.

Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело или личность). Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других людей.

Несмотря на то что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т. д.

Наиболее же привычными проявлениями агрессии считаются конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы или применение физической силы. Скрытые формы агрессии выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе и самоубийстве.

Одним из наиболее интенсивных и сложных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии. При определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться.

В более «легких» случаях ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстном желании обладать властью, подчинять или унижать. При более тяжелых формах проявляются садистские наклонности — желание заставить свой объект страдать с получением удовольствия от этого. Крайняя форма проявления ненависти — стремление к уничтожению (убийству) или радикальное обесценивание всех и вся. Ненависть может выражаться и в самоубийстве, например, когда Я идентифицируется с ненавистным объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.

Отношения с ненавистным объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине души он одновременно стремится и к разрушению объекта своей ненависти и к сохранению отношений с ним.

Попытаемся уточнить характер взаимосвязи между агрессией и агрессивным поведением. Очевидно, что переживание агрессии человеком не однозначно приводит к разрушительным действиям. С другой стороны, совершая насилие, человек может находиться в состоянии как чрезвычайного эмоционального возбуждения, так и полного хладнокровия. К тому же совсем не обязательно агрессор должен ненавидеть свою жертву. Многие люди причиняют страдания своим близким — тем, к кому привязаны и кого искренне любят.

В реальной жизни вообще бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Например, трехлетний ребенок в ходе медицинского обследования уже после нескольких неприятных процедур может не только отказываться от осмотра, но и активно сопротивляться действиям взрослых, выражая злость и даже ярость. Является ли такое поведение беспомощного малыша агрессивно-враждебным? Как расценивать поведение подростка, агрессивно протестующего против стремления взрослых ограничить его самостоятельность? Наконец, нормально ли то, что взрослые люди ведут себя подчеркнуто агрессивно в ситуации реальной угрозы их благополучию? Ответы на подобные вопросы зависят от анализа дополнительных личностных и ситуативных факторов, например важности (в том числе опасности) конкретной ситуации для человека, его способности осознавать свое поведение и контролировать свои чувства, целенаправленности поведения, степени причиняемого им вреда.

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования. А насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения.

Для обуздания насилия любое общество вынуждено принимать специальные меры. Наиболее эффективными из них следует признать национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды), позволяющие конкретной личности интегрировать свой агрессивный потенциал и выражать его социально-приемлемыми способами. Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например национальных героев или жизнеутверждающих кумиров.

По книге Е. В. Змановской
«Девиантология (Психология отклоняющегося поведения)»