Что такое скрининг диагностика. УЗИ молочной железы. Другие методы скрининга

Для того чтобы пациенты меньше болели, были здоровы и жили в полной гармонии с самими собой и внешним миром, необходим постоянный контроль за их здоровьем со стороны врача. В этой связи такие приевшиеся слова, как «профилактика» и «диспансеризация» вновь должны стать неотъемлемой составляющей работы врача любой специальности.

Человек редко становится больным в одночасье. Так не бывает, что вчера он был суперздоров, а сегодня – полон хворей. Что-то же происходит между этими состояниями. Проблема в том, что пока нет конкретных жалоб, пациенты редко обращаются к врачу. И здесь вмешательство опытного доктора – очень важный аспект в профилактике самых различных заболеваний.

Для выявления несоответствий и отклонений от общепринятой нормы в состоянии здоровья необходимо вновь возрождать профилактические осмотры и диспансеризацию, но на более современном уровне.

Именно поэтому:

1) в современной медицине возросла роль скрининг-диагностики и профилактических мер, помогающих человеку вовремя вернуться к здоровому образу жизни, вовремя распознать болезнь и исключить риск возникновения ранних осложнений;
2) в западном рациональном мире активно развивается система CHECK UP – ежегодных осмотров врачом, с одновременным проведением диагностических и лабораторных исследований с целью выявления отклонений и негативных трендов.

Скрининговые исследования – что это такое?

Современная форма профилактики – скрининг (от англ. screening) – массовое обследование людей. Само слово переводится как «защита», «экранирование», «ограждение от неблагоприятного».

В подавляющем большинстве наши пациенты не знакомы с этим понятием, а некоторые даже не слышали об этом. А ведь многим скрининговое обследование организма могло бы помочь избежать серьезных проблем со здоровьем! И каждый доктор должен помнить о том, что комплексное медицинское обследование организма может помочь «поймать» переход от здоровья в нездоровье или начало развития болезни, после чего принять активные и эффективные меры по ее лечению и восстановлению «расшатанного» здоровья пациента.

Официальная расшифровка понятия «скрининг» – это комплекс мероприятий в системе здравоохранения , проводимых с целью раннего выявления и предупреждения развития различных заболеваний у населения.

Различают два вида скринингов:

А – массовый (универсальный) скрининг, к которому привлекаются все лица из определенной категории (например, все дети одного возраста).

Б – выборочный (селективный) скрининг, применяемый у пациентов из групп риска (например, скрининг членов семьи в случае выявления наследственного заболевания). Или углубленное исследование, если у родителей пациентов было «серьезное» заболевание и высокий риск которого имеется и у пациента.

Вариант А мы рассматривать не будем – это вопросы эпидемиологических исследований. Остановимся на варианте Б.

Выгоды скрининговых исследований в этих случаях:

Возможность быстро сориентироваться в решении медицинских проблем как при наличии симптомов и жалоб у пациентов, так и при их отсутствии, после чего назначить адекватное вмешательство;
позволяет целенаправленно и точно выбрать профильную медицинскую помощь и клинические обследования, которые не всегда просты в исполнении и не безопасны;
сократить сроки выздоровления и приема лекарств, контролировать дозы, совместимость и качество применяемых средств;

Выявить глубинные процессы и причину симптомов. Часто основной очаг патологии скрыт и не «сигналит», поскольку в нем идут процессы хронического порядка и дегенеративные процессы.

Кому необходима скрининговая диагностика?


Периодически проходить полное медицинское обследование организма стоит любому взрослому человеку и ребенку, проживающему в крупном или промышленном городе. Экологическая обстановка таких мест сама по себе является фактором риска для различных заболеваний – такова цена «успеха» нашей цивилизации.

Тенденция к «омоложению» очень многих грозных заболеваний, возникшая в период развития промышленности и техники, усиливается. Поэтому профилактическое скрининг-обследование должно проводиться во всех возрастных группах: дети, подростки, взрослые и пожилые люди.

Все чаще у молодых по общепринятым меркам людей обнаруживаются онкологические заболевания, которые являются результатом не только неблагополучной экологической обстановки, но и неправильного образа жизни, нарушения режима работы и отдыха, гиподинамии, несбалансированного и насыщенного вредными продуктами рациона питания.

Но не только онкологические заболевания «помолодели»! Стали «моложе» заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, печени, щитовидной железы, груди и других органов.

И мы не говорим о сахарном диабете, риск развития которого растет с каждым годом.

Скрининговые лабораторные исследования


Очень важной составляющей в скрининговых мероприятиях являются лабораторные исследования.

Важно! В современной украинской лабораторной действительности соотношение скрининговых исследований и исследований, которые назначаются при уже выявленных заболеваниях и при «позднем» обращении пациентов, составляет 1:9. То есть только около 10 % обращаются к врачам ДО появления серьезных жалоб, а не ПОСЛЕ!!!

Лабораторные исследования при скрининге делятся на рутинные и специальные.

Рутинные исследования позволяют не «пропустить» наиболее распространенные отклонения в организме. К ним относятся:

Общий анализ крови;
общий анализ мочи;
биохимические исследования крови – общий белок, печеночные пробы, креатинин/мочевина, глюкоза крови;
анализ кала на скрытую кровь.

Специальные скрининговые исследования направлены на поиск заболеваний и состояний, в зоне риска развития которых находится пациент. Среди них наиболее распространены и важны:

Холестерин и его фракции – для оценки риска развития атеросклероза;
гликированный гемоглобин (HbA1c) + индекс HOMA – для оценки развития предиабета, нарушений толерантности к глюкозе и инсулинорезистентности;
ТТГ – для исключения вовлечения щитовидной железы в «замаскированную» симптоматику;
HbsAg – для исключения «масок» гепатита В;
кортизол – «гормон стресса» – особенно важно оценить хроническое повышение данного гормона;
простатический специфический антиген (ПСА, PSA) у мужчин, поскольку его высокий уровень в сыворотке крови дает основание заподозрить наличие рака простаты;
РАР-тест и ВПЧ (вирус папилломы человека) – для исключения риска развития рака шейки матки.

Важно! При наличии малейших сомнений и имеющихся оснований необходимо назначать скрининговые лабораторные исследования в сочетании с инструментальными методами.

Помните, что лучше перебдеть, чем не недобдеть!!!

Обследования для выявления возможных заболеваний уже стали нормой в медицинской практике. На языке врачей такие процедуры носят название «скрининг». Что это такое - известно не каждому обывателю. Как проводится обследование и какие существуют его виды, предназначенные для разных категорий населения?

В то время как многие, впервые услышав термин, только задаются вопросом «Скрининг - что это такое?», процедура с таким названием практикуется уже больше века. Само слово «скрининг» означает «просеивание», т.е. в результате анализа отсеивается группа здоровых людей. У оставшихся выявляются определенные отклонения. К комплексному обследованию подключаются все более новые и совершенные методы:

  • компьютерная томография;
  • анализ хромосом;
  • маммография;
  • магнитно-ядерное резонансное сканирование и другие.

Они позволяют обнаружить заболевание, когда человек еще чувствует себя здоровым, а внешние признаки патологии полностью отсутствуют. Однако не всегда ранний скрининг может пойти на пользу: иногда люди не желают знать о начале серьезных болезней. Таким образом, обследование теряет свою ценность при нежелании пациента проходить лечение.

Массовый скрининг становится бесцельным и в других случаях:

  • если патология среди населения не слишком распространена;
  • если болезнь не опасна;
  • если обследование стоит слишком дорого;
  • если лечение одинаково эффективно как до выявления симптомов, так и после;
  • если есть много ложноположительных или ложноотрицательных результатов.

К сожалению, иногда современные методики медицинского исследования сопряжены с некоторыми осложнениями и дискомфортом у пациентов:

  • если результат был ложноположительный, людям приходится тратить время и средства на дополнительные анализы. Пациенты начинают переживать по поводу своего здоровья, а в результате поставленный диагноз не подтверждается.
  • при ложноотрицательном результате человеку вовремя не сообщается о наличии болезни, поэтому диагноз не может быть поставлен в тот момент, когда можно предотвратить серьезные осложнения.

Сегодня медики все больше склоняются к тому, чтобы проводить массовое обследование только в случае реальной опасности для здоровья многих людей.

Читайте также:

Наиболее актуальной процедурой становится обследование беременных на возможность отклонений в развитии плода. Сегодня больше всего скринингов проводится, чтобы выявить ряд заболеваний у ребенка еще в утробе матери:

  • синдром Дауна;
  • синдром Эдвардса;
  • дефекты нервной трубки.

Если будущая мама попадает в группу риска, это вовсе не означает, что у ее малыша после рождения обязательно разовьется одно из указанных заболеваний. В то же время отрицательный результат тоже не считается 100% достоверным. Претендентами на попадание в группу риска становятся:

  • женщины после 35 лет;
  • пациентки, ранее родившие детей с пороками развития;
  • будущие мамы, имеющие большую разницу в возрасте с отцом ребенка;
  • родители с генетической предрасположенностью;
  • женщины с многоплодной беременностью или оплодотворенные методом ЭКО;
  • беременные, принимавшие запрещенные в этот период препараты.

Наиболее часто выявляемой проблемой становится синдром Дауна. Это заболевание развивается у одной из 600-700 женщин. Зону риска составляют будущие мамы в возрасте до 17-18 лет и старше 35 лет. У женщин после 40 лет эта цифра становится угрожающей - 1:20. Синдромы Эдвардса и Патау встречаются реже, но диагностика на раннем этапе необходима.

В период беременности проводится три генетических скрининга.

  • Первый: между 11-й и 13-й неделями. Для его проведения берется кровь из вены. Параллельно делается УЗИ, которое может быть необходимым для проведения расчетов в лаборатории. Кровь анализируется на наличие белка и гормона b-ХГЧ и РАРР-А, поэтому тест еще носит название двойного. Если уровень белка ниже нормы, не исключено, что малютка родится с синдромом Дауна, Эдвардса, Ланге или возможна остановка роста плода. Результат теста верен в отношении 80-90 случаев из 100. Если патология подтверждается, будущую маму направляют к врачу-генетику. Он может посоветовать пройти биопсию плаценты и амниоцентез.
  • Второй: между 20-й и 24-й неделями. В этот период кровь, взятая из вены, анализируется на количество 3 гормонов: b-ХГЧ, эстриола и АПФ. Повышенный или пониженный уровень гормонов говорит либо о физических недугах будущего малыга, либо о генетических нарушениях.
  • Третий: между 30-й и 34-й неделями. Этот тест определяет наличие тех же гормонов, что и во втором триместре беременности. При отклонениях врач может посоветовать сделать допплерометрию и кардиотокографию, чтобы исследовать процесс кровотока к плоду, матке и плаценте.

Генетический скрининг в период беременности - важная процедура, позволяющая с вероятностью 90% определить пороки развития плода. Но, к сожалению, результаты исследования не всегда достоверны. При ложноположительных показателях беременные начинают сильно переживать. Порой им совершенно напрасно приходится проходить такую болезненную и опасную процедуру, как биопсия плаценты. В 10% случаев этот анализ завершается преждевременным истеканием околоплодных вод. Не имея на то веских оснований, женщины с ложным результатом вынуждены на него соглашаться.

Кроме генетического скрининга, женщина проходит во время беременности три УЗИ. Как правило, они осуществляются в то же время, что и забор крови из вены. Каждый раз на ультразвуковом исследовании врач рассматривает различные показатели.

  • Первое УЗИ. Для доктора важно определить, есть ли внематочная беременность, сколько в матке плодов. Далее рассматриваются параметры зародыша: рост от темени до копчика, зачатки костей, скелета, строение тела, расположение органов, снимаются замеры воротниковой зоны, толщина складок шеи и другое. Оценивается также структура и тонус матки, состояние, в котором находятся яичники.
  • Второе УЗИ. Оно проводится на 19-24 неделе. Задача этого исследования - оценить развитие плода, пол ребенка, выявить хромосомные аномалии, а также пороки развития внутренних органов зародыша, определить состояние околоплодных вод и плаценты.
  • Третье УЗИ. Делается на 32-34 неделе. В это время важны не столько параметры развития плода, сколько состояние плаценты, прогноз возможного обвития пуповины вокруг шеи ребенка. Эти показатели необходимы для планирования родов - будет ли женщина рожать сама или потребуется кесарево сечение.

В комплексе с биохимическим анализом крови УЗИ дает достоверные результаты о патологии плода. В особо опасных случаях на раннем сроке беременности может быть поставлен вопрос о ее прерывании.

После появления на свет малышу предстоит также пройти ряд скринингов - проверок на врожденные заболевания. Аудиологическое исследование предполагает проверку слуха у грудничков. Сегодня эта процедура обязательна для всех детей.

Скрининг проводится в роддоме на 3-4 сутки или в стационаре. Если по каким-то причинам ребенку не удалось пройти этот тест, его направляют на анализ в поликлинику. Для исследования патологий слуха ребенку вводят в слуховой проход электроакустический зонд с миниатюрным телефоном и микрофонами. Зонд подсоединяется к прибору, который регистрирует ОАЭ. Скрининг должен осуществляться в полной тишине. Лучше всего, если малыш в этот момент будет спать.

Прибор выдает ответ в двух видах: на экране появляются уведомления «Прошел» или «Не прошел». Во втором случае, если врачи не видят явной проблемы, придется проходить дополнительные исследования.

Проводится с группой детей и направлена на выделение детей, обладающих той или иной группой характеристик, оценивает постоянство тех или иных психологических свойств у данной группы детей.

2. Углубленная психологическая диагностика , которая проводится уже после выделения детей, имеющих какие либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, т. е. в специальной психологической помощи. Как правило, проводится индивидуально или в малых группах.

3. Динамическое обследование , с помощью которого прослеживается динамика развития, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий. Может проводиться несколько раз в течение одного коррекционного курса.

4. Итоговая диагностика . Цель данного вида диагностики – оценить состояние ребенка по окончании курса коррекционной работы.

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ

При проведении любого вида диагностики педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения должен соблюдать следующие принципы:

– комплексность и разносторонность в изучении ребенка, стремление к максимальному учету в оценке развития всех его значимых характеристик;

– изучение детей в деятельности и отношениях, через деятельность и отношения;

– педагогическая направленность: изучение, диагностирование не как самоцель, а как средство, определяющее направление коррекционной помощи ребенку в преодолении его проблем;

– участие в изучении и оценке развития ребенка всех включенных в его судьбу и заинтересованных сторон (родителей, воспитателей, педагогов);

Для того чтобы результаты диагностики не были искажены, педагогу-психологу нужно принимать во внимание:

– физическое развитие и состояние ребенка;

– психофизиологические особенности его возраста;

– динамику физического развития (анамнез);

– состояние слуха, зрения;

– особенности развития двигательной сферы;

– нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений; параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);

– координацию движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);

– особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, переключаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу занятия или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Методы исследований можно рассматривать, исходя из четырех основных позиций:

a) неэкспериментальные психологические методы;

б) диагностические методы;

в) экспериментальные методы;

г) формирующие методы.

В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям дошкольного возраста. Наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.

Неэкспериментальные методы:

Наблюдение является одним наиболее часто используемых исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов деятельности, различные типы эксперимента и т. д.

Наблюдением и самонаблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта и является старейшим психологическим методом.

Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.

Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено.

Наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.

Анкетирование , как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

– это анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

Это анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов.

Беседа – один из методов исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной. В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.

2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.

3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить, или, того хуже, повлиять на искренность собеседника.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно, распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с воспитанниками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью воспитатель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника - это шокирует.

10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к воспитаннику

На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.

Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).

Учащиеся более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел. Кроме того, воспитанник, например, часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Опросник.

Опросник принадлежит к самым проверенным, практикуемым и освоенным методикам. Но у этой диагностики есть одна распространенная отрицательная черта. Ее эксплуатируют, когда педагог не дает себе труда творчески отбирать методики для конкретной педагогической цели, и при помощи опросника пытаются узнать у самих детей, какова мера их воспитанности. Поэтому педагоги часто прибегают к одновременному опросу родителей и детей, а также учитывают собственную оценку.

Критерием оценки вопросника является мера обнаружения направленного интереса ребенка, его желаний, стремлений, сомнений и в итоге личных проблем жизни, а также мера духовной помощи ребенку: когда вопросник, будучи диагностикой, помогает детям осмысливать себя в мире и рождает их позитивную активность, открывая для них новый аспект жизни или новый ценностный объект.

Монографический метод. Данный исследовательский метод не может быть воплощен в какой - либо одной методике. Он является синтетическим методом и конкретизируется в совокупности самых разнообразных неэкспериментальных (а иногда и экспериментальных) методик. Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного изучения возрастных и индивидуальных особенностей.

Диагностические методы.

К диагностическим исследовательским методам относятся различные тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

Тест – стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом – количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.

Отличие диагностических методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

Методика проведения диагностической работы.

Педагогическое обследование направлено на определение уровня усвоения программного материала воспитанниками дошкольного возраста. Обследование может проводиться как по программе в целом, так и по разделу или подразделу. На основании полученных данных делаются выводы, строиться стратегия работы, выявляются сильные с слабые стороны, разрабатываются технологии достижения желаемого результата, формы и способы устранения недостатков. Педагогическое обследование направлено на выявление уровня программного материала, достижения высоких результатов его усвоения, коррекцию форм, способов и методов обучения воспитанников, эффективность использования педагогических технологий.

Педагогическое обследование проводиться два раза в год: за первое полугодие – январь, за второе в мае (возможно третье в начале учебного года) Обследование по всем разделам программы, кроме специальных (музыкальное и физическое) проводят воспитатели, администрация присутствует при обследовании, помогает при разрешении спорных вопросов, проводят повторное обследование (если необходимо).

Результаты обследования обсуждаются на совместном совещании, выявляются причины недостаточно высокого уровня усвоения программного материала по каждой задаче, подразделу, разделу каждым ребёнком, намечаются дальнейшие действия педагогов в работе с воспитанниками. Составленная аналитическая справка зачитывается на педагогическом совете.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Этапы организации диагностической работы.

    Определение целей и постановка задач, разработка методических рекомендаций для проведения педагогической диагностики.

    Разработка критериев оценки уровней усвоения программного материала.

    Разработка задач для обследования воспитанников.

    Разработка плана проведения диагностического обследования.

    Подготовка материала для диагностики.

    Разработка таблицы – матрицы «Результаты педагогического обследования»

    Заполнение схемы динамики индивидуального усвоения каждым воспитанником программного материала (в сравнении за два полугодия).

    Составление на основе полученных данных аналитической справки усвоения программного материала по данному разделу.

    В ОУ издаётся приказ «О проведении педагогической диагностики», в котором указываются цели проведения, ответственные, сроки проведения.

    По окончанию диагностического обследования и подведения итогов издаётся приказ «Об итогах педагогической диагностики», в котором отражаются результаты, выводы, рекомендации, ответственные лица, сроки устранения недостатков.

    Специфика психолого-педагогической диагностики младших школьников.

Какой же он, младший школьник, которому предстоит сложный путь изучения нового под руководством педагога, чей интерес к обучению предстоит пробудить педагогу?

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.

Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками:

    выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;

    по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;

    спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей .

Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства.

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Хотелось бы отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности:

    младенцы – непосредственно эмоциональное общение;

    раннее детство – манипулятивная деятельность;

    дошкольники – игровая деятельность;

    младшие школьники – учебная деятельность;

    подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность;

    старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность .

Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка. С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие - между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций .

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах .

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны .

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью .

Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемойдеятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.) .

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольноевнимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения.Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склоннык механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала .

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается .

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности.Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Аналитико-синтетическаядеятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов .

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения .

Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления .

Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.

    Норма, виды нормы.

Норма - в ряде наук о живых организмах, в том числе о человеке (медицина, биология, а также социология и др.) рассматривается, как некая точка отсчёта, эталон, стандарт - для сравнения с другими вариантами состояния живого объекта (объектов) (которые могут рассматриваться, как девиация, патология).

Норма права - это общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и неправомерного.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельнос?ти людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще?стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет - фетиш. Потом человек стал поклоняться какому?либо животному или растению - тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» - душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных - богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название - деликвентное (буквально - преступное) поведение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму - поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые?социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis - подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.

.Психологический диагноз: понятие, типы, функции.

Психологический диагноз (diagnosis, от греч. diagnosis - распознание) - конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении психологический диагноз - это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розерцвейга (S.Rosenzweig)) приводят к неправомерному сужению предмета психологического диагноза, из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Психологический диагноз не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет психологического диагноза - установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Типы диагноза: - Диагноз, выявляющий наличие /отсутствие определённых свойств и качеств личности (наличие / отсутствие акцентуаций). - Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы по выраженности определённых качеств. = Проведение сравнений внутри обследуемой выборки, ранжирование, введение показателей высокого, среднего и низкого уровней развития изучаемых особенностей путем соотношения с каким-либо критерием, нормативом (низкая, средняя или высокая степень готовности к риску). Возможные уровни диагноза: 1) Симптоматический – констатация индивидуальных особенностей или симптомов, на основании которых строятся практические выводы 2) Этиологический – учитывает не только наличие особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. 3) Типологический – определяет место и значения полученных данных в целостной картине развития ребёнка.

1. Осуществление диагноза деятельности, поведения, т. е. описание, анализ и характеристика особенностей поведения обследуемого.

2. Осуществление диагноза процессов регуляции деятельности или изучение психических процессов, благодаря которым осуществляется деятельность.

3. Осуществление диагноза механизмов регуляции, механизмов психических процессов, от которых зависит их протекание - диагностика систем нервных связей.

4. Диагностика генезиса механизмов регуляции или ответ на вопрос о том, как и в каких условиях формировалась психика данного индивида.

Скрининг — это выявление признаков заболевания, до того, как его вы почувствуете какие-то изменения в собственном состоянии, то есть появятся объективные симптомы. Скрининг — главный способ выявления рака груди на ранних стадиях, когда лечение имеет благоприятный прогноз. В зависимости от возраста и наличия факторов риска, скрининг может состоять из самостоятельного обследования груди, проводимого вами, осмотра во время регулярного визита к врачу, маммографии и др.

Самостоятельное обследование груди

Начинать проводить самостоятельное обследование железы нужно уже в возрасте 20 лет. Тогда вы привыкнете к обычному внешнему виду и консистенции вашей груди, сможете обнаружить изменения в ней на ранней стадии. Если вы обнаружите изменения в вашей груди, как можно скорее обратитесь к врачу. Во время визита к врачу обратите его внимание на эти изменения, а также покажите врачу вашу технику самостоятельного обследования, задайте любые интересующие вас вопросы.

Осмотр у врача

Во время осмотра врач осмотрит обе груди с целью выявить узловые образования или другие изменения. Он может обнаружить изменения, которые вы пропустили при самостоятельном обследовании. Он также осмотрит подмышечные лимфатические узлы.

Маммография

Это исследование является серией рентгеновских снимков железы, и на данный момент это лучший метод исследования для обнаружения опухолей небольшого размера, не поддающихся определению руками врача при пальпации.

Существует два типа данного исследования.

    Обзорные/скрининговые снимки. Выполняются регулярно, один раз в год, они могут быть полезны для обнаружения изменений, произошедших в железе со времени последнего снимка.

    Диагностический снимок. Выполняется для оценки изменений, обнаруженных вами или вашим врачом. Для хорошей визуализации может потребоваться выполнения нескольких снимков, в том числе прицельных снимков подозрительной области.

Но метод маммографии не идеален. Некоторый процент раковых опухолей не виден на рентгеновских снимках, причем иногда они даже могут быть определены руками при пальпации, но, тем не менее, невидимы в рентгеновских лучах. Это называется ложноотрицательный результат. Процент таких опухолей выше у женщин в возрасте 40-50 лет: грудь у женщин такого возраста более плотная и отличить узловые образования на снимке на фоне более плотной ткани железы сложнее.

С другой стороны, на маммограмах можно увидеть изменения, похожие на раковую опухоль, когда на самом деле ее нет, это называется ложноположительными результатами. Такие ошибки приводят к проведению ненужных биопсий, переживаниям пациентов, повышению расходов медицинских учреждений. На точность описания маммограмм существенно влияет опыт врача-рентгенолога. Но, несмотря на некоторые недостатки маммографии как скринингового метода большинство экспертов сходятся во мнениях, что это — наиболее надежный метод скрининга рака груди у женщин.

Во время процедуры маммографии вашу грудь помещают между специальными пластиковыми пластинами, обеспечивая ее неподвижность во время выполнения снимка. Вся процедура длится менее 30 секунд. Выполнение маммографии обычно не приносит дискомфорта, но если вас что-то будет беспокоить, сообщите об этом рентген-лаборанту, который выполняет снимок.

Планируя дату ежегодной маммографии и визита к врачу, сначала посетите врача, чтобы он при осмотре мог обнаружить подозрительные участки в груди и написать направление рентгенологу для того, чтобы сделать прицельный снимок.

Другие методы скрининга

Маммография с компьютерным распознаванием образов (CAD, Computer-Aided Detection).

При традиционной маммографии ваши снимки смотрит и описывает врач-рентгенолог, опыт и квалификация которого в основном и определяют точность постановки диагноза, в частности, количество случаев опухолей малого размера, пропущенных на снимках. В нашем случае, врачу предлагается для начала указать программе на подозрительные, на его взгляд, участки, после чего программа выделяет дополнительно участки, подозрительные с ее точки зрения. Конечно, программа никогда не сможет заменить интеллект врача, но совместная работа человека и компьютера может повысить количество опухолей груди, распознанных на самых ранних стадиях.

Цифровая маммография.

Принципиально отличается от традиционной маммографии способом хранения рентгеновского изображения. Снимок с самого начала фиксируется цифровым детектором (как цифровая фотография, без пленки) и в дальнейшем врач получает возможность изменять яркость изображения, увеличивать отдельные его участки. Цифровые снимки могут быть переданы на большие расстояния, например, из провинции — в крупный центр, для консультации со специалистом. Цифровая маммография наиболее актуальна для женщин 40-50 лет, поскольку их грудь более плотная, и возможность изменить яркость изображения очень востребована.

Магнитно-резонансная томография (МРТ).

Данный метод исследования позволяет получить изображение всей массы груди, сделать виртуальные послойные срезы. При этом вместо рентгеновского излучения используется мощное магнитное поле и радиосигнал, иными словами, данное исследование не дает лучевой нагрузки. МРТ не используется для массового скрининга рака груди, но может быть назначена для исследования подозрительных участков, недоступных для пальпации из-за малого размера и плохо видных на традиционных маммограммах. МРТ не заменяет, но дополняет традиционную маммографию.

МРТ не показано для потокового скрининга рака груди в связи с большим количеством ложноположительных ответов, что приводит к ненужным биопсиям и переживаниям пациенток. Данное исследование относится к высокотехнологичным и дорогим, снимки требуют расшифровки опытным врачом-рентгенологом.

Согласно последним рекомендациям, МРТ следует проводить всем женщинам с впервые поставленным диагнозом рак груди. Это может выявить одновременное наличие дополнительного очага опухоли в той же железе или во второй груди, не обнаруженной на маммограммах. Тем не менее, пока нет достоверных данных, снижает ли такое исследование смертность от рака груди.

УЗИ молочной железы.

Метод используется для дополнительной оценки подозрительных очагов, видимых на маммограммах или при осмотре. Для получения ультразвукового изображения используются звуковые волны высокой частоты, то есть данное исследование, как и МРТ, не дает лучевой нагрузки. УЗИ позволяет достоверно отличить объемные образования — кисты, то есть полости с жидкостью, от узлов, состоящих из плотной ткани. УЗИ груди не используется для скрининга рака из-за большого количества ложноположительных результатов — создается видимость болезни там, где ее нет.

Новые методы скрининга

Протоковый лаваж

В наружное отверстие выводного протока молочных желез, расположенное на соске, врач вводит тонкую гибкую трубку, катетер, по которому сначала вводит специальный раствор, а затем получает взвесь клеток, среди которых могут оказаться и атипичные, раковые. Большинство раковых опухолей груди начинают свой рост именно из просвета протоков желез, и действительно: атипичные клетки могут быть обнаружены в лаваже задолго до появления первых признаков опухоли на маммограммах.

Однако данный метод является новым и инвазивным вмешательством, для которого не до конца определен процент ложноотрицательных результатов, а также не до конца исследована связь между обнаружением клеток рака в лаваже и развитием рака груди. До тех пор, пока не получены ответы на эти вопросы, протоковый лаваж не может быть рекомендован в качестве массового скринингового метода.

Сцинтиграфия молочных желез

Новая технология обнаружения мельчайших опухолей в молочных железах. Вам внутривенно вводится специальное вещество, изотопный радиофармпрепарат, который распределяется по организму и накапливается в ткани молочной железы. Недавние исследования показали, что данный метод помогает выявить опухоли небольшого размера, которые были пропущены при маммографии и УЗИ.

Взятие биопсии из подозрительного очага, обнаруженного данным методом, представляет собой проблемы, но в этом направлении ведутся исследования.

Данное исследование дает небольшую лучевую нагрузку на организм; для проведения исследования необходимо сжатие груди, как при маммографии. В исследовании нового метода принимают участие женщины с плотной грудью (поскольку маммография для них недостаточно эффективна) и женщины с высоким риском развития рака груди. В зависимости от результатов исследования, будет определено место данного диагностического метода в ряду методов ранней диагностики рака груди. Вероятно, метод станет дополнением к обычной маммографии.

Сегодня современная медицина шагнула уже далеко вперед и может справиться со многими заболеваниями, в том числе и смертельно опасными. Однако есть одно непременное условие – обнаружить патологию медики должны на ранней стадии развития. А это значит, что человек сам должен быть заинтересован в регулярных осмотрах. Ведь не зря же говорят: «Предупрежден – значит вооружен!».

В Казахстане пройти скрининговые исследования может каждый, причем совершенно бесплатно. О том, что такое скрининговые исследования и в каком возрасте их надо проходить, мы попросили рассказать заведующую отделением профилактики и социально-психологической помощи городской поликлиники №5 Наталью Клевцову.

– Наталья Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, что такое скрининговое исследование.

– Это исследования, направленные на выявление заболеваний на ранних стадиях, а также выявление факторов риска, способствующих возникновению заболеваний. Для того чтобы обеспечить своевременную диагностику наиболее распространенных болезней, в нашей стране и были введены обязательные скрининговые исследования, которые проводятся в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

– С какого возраста начинают проводить скрининги?

– Обследования ведутся в нескольких направлениях: болезни системы кровообращения, сахарный диабет, глаукома, колоректальный рак*, рак молочной железы, рак шейки матки, гепатит С. Например, на уровень холестерина мы проверяем начиная уже с 25 лет, на рак молочной железы – с 50 до 60 лет. Скрининговыех осмотры взрослого населения проводятся поэтапно – на первом этапе формируется целевая группа населения, затем пациентов приглашают на обследование участковые медицинские сестры, а также мы передаем письма первым руководителям тех предприятий, где работают люди, нуждающиеся в прохождении скрининга. Из-за занятости некоторые не могут прийти на обследование, и для удобства этих людей скрининговый кабинет работает в нашей поликлинике и в субботу.

ЭТО ВАЖНО!

Скринингу подлежат следующие возрастные группы
Мужчины и женщины в возрасте 25, 30, 35, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64 лет:
– определение уровня холестерина и глюкозы в крови;
– электрокардиография (по показаниям);
– осмотр кардиолога и эндокринолога (по показаниям).
Мужчины и женщины в возрасте 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66, 68, 70 лет:
– измерение внутриглазного давления.
Женщины в возрасте 30, 35, 40, 45, 50, 55, 60 лет:
цитологическое исследование мазка из шейки матки для исключения патологических изменений;
– осмотр акушера-гинеколога, кольпоскопия (по показаниям).
Женщины в возрасте 50, 52, 54, 56, 58, 60 лет:
рентгенологическое исследование молочных желез;
– осмотр маммолога, онколога (по показаниям).
Мужчины и женщины в возрасте 50, 52, 54, 56, 58, 60, 62, 64, 66, 68, 70 лет:
– тестирование кала на скрытую кровь на раннее выявление заболеваний толстой кишки;
эндоскопическое исследование толстой кишки (колоноскопия) (по показаниям).
Мужчины в возрасте 50, 54, 58, 62, 66 лет:
– эндоскопическое исследование пищевода и желудка (эзофагогастроскопия);
– осмотр гастроэнтеролога, онколога (по показаниям).
Мужчины и женщины с выявленным гепатитом С:
– исследование крови на альфа-фотопротеин;
ультразвуковое исследование печени.

– Если при проведении обследования у человека выявлено заболевание, что происходит дальше?

– Если наше обследование говорит о подозрении на какой-либо вид рака, пациент приглашается к районному онкологу, далее назначается дополнительное обследование уже в областном онкологическом центре. Если врач по скринингу выявляет патологию в системе кровообращения, то пациент направляется для дальнейшего обследования у кардиолога. После постановки клинического диагноза пациент будет взят на диспансерный учет участковым терапевтом.

– Сколько времени занимают скрининговые исследования?

– Многие думают, что придется долго стоять в очереди, но это совсем не так. Технология обследования отработана. Человек приходит в поликлинику, и его первым делом принимает врач-терапевт по скринингу, который проводит опрос и дает направление на доврачебный осмотр, в ходе которого берутся анализы на холестерин, сахар в крови, определяется внутриглазное давление с целью выявления глаукомы. Все это делается в одном кабинете и занимает всего несколько минут. Для анализа на колоректальный рак используется гемокульт-тест – это иммунохроматографическое исследование кала на скрытую кровь, он выдается пациенту с подробной инструкцией по его применению, гемокульт-тест может проводить сам пациент в домашних условиях. Этот экспресс-метод позволяет получить результат в течение 3-5 минут, без участия медицинского работника. Так что времени это занимает не много. Поэтому, думаю, стоит потратить немного времени на свое здоровье. Когда мы приглашаем на скрининг, некоторые говорят: «Я абсолютно здоров! Что мне у вас там делать?!» Здоровый человек – это замечательно, и мы, врачи, этому только рады. Но дело в том, что нередки случаи скрытого заболевания, о котором человек может не догадываться годами. А когда уже обращается к нам, бывает слишком поздно. А скрининги – хороший способ оградить себя от серьезных осложнений. У нас были случаи выявления и наследственных заболеваний, о которых пациент не знал. Теперь же, имея информацию, мы можем регулярно отслеживать состояние его здоровья. И почему бы не воспользоваться скринингами, тем более что они абсолютно бесплатные. Ведь такие обследования в клиниках вам обойдутся в круглую сумму.

– Наталья Геннадьевна, большое спасибо за интересную беседу!

Остается только добавить: «Берегите свое здоровье! Идите в поликлинику!»

Татьяна БУРДЕЛЬ

* Колоректальный рак – злокачественное новообразование толстого кишечника.