История и этнология. Факты. События. Вымысел

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия. Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
  • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза

Примечания

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980

В 1962 году странная эпидемия обрушилась на граждан африканской страны Танзании. На молодых жителей деревни Кашаша, расположенной у западного побережья озера Танганьика, внезапно обрушился приступ смеха. Когда стали расследовать это дело, то следы зачатков истории привели медиков к знаменитому озеру Виктория, что у самой границы с Кенией. Идя по следу, врачи пришли к деревне Кашаша, где в местной школе стартовал этот заразный смеходром.

В школе-интернате шёл рядовой урок, кто-то из учеников пошутил, раздался смех, которым заразились несколько одноклассников. И пошло-поехало. Дети заразили почти непроходящим смехом родителей, те соседей и коллег. И вскоре все жители Кашаши хохотали без перерыва на обед, и даже во сне.

Дальше сумасшествие перекинулось на соседние сёла. Вовлечёнными в истерию оказались тысячи людей. Веселье продолжалось, как потом подсчитали, в некоторых регионах страны от 6 до 18 месяцев. Любопытно, что феномен так же неожиданно сошёл на нет, как и начался.

Медики, привлечённые из разных стран мира к расследованию инцидента, долго разбирались с феноменом. Но до истинной причины эпидемии так и не докопались. У пациентов, вовлечённых в весёлую истерию, врачи обнаружили лишь боли в районе грудной клетки, некоторые из них теряли сознание, кое у кого возникли респираторные проблемы, сыпь. Более ничего установить не удалось, несмотря на массу документов и живых участников эпидемии.

21 сентября 1995 года любопытное событие произошло в индусском храме города Нью-Дели. Один из монахов, присутствовавших на религиозной службе, поднёс к мраморной статуе бога Ганеша ложку с молоком из кувшина. И молоко на глазах собравшихся с ложки исчезло, то есть, как поняли свидетели, Ганеша его принял. Весть об этом тут же разнеслась по всему городу. Интересно, что аналогичные ЧП отметили и в других храмах Индии, а поглотителем молока всегда становилась статуя Ганеши - сына бога Шивы.

Через пару дней о подобном «питье молока» статуей докладывали из индусских храмов соседних с Индией государств. Верующие воспринимали происходящее, как чудо, а вот учёные дали этому феномену иное имя - массовая истерия. Ганеша продолжал «пить молоко» до октября того же года.

В июне 1962 года США гудели от панического страха. На одной из ткацких фабрик среди работниц объявилась болезнь. Симптомы её назывались следующие: общее онемение тела, тошнота, головокружение и сильная рвота. Говорили о насекомом, чей укус выводил из строя работниц фабрики. 62 ткачихи указывали на вышеперечисленные симптомы, некоторых госпитализировали. Все СМИ страны подробно рассказывали об этой эпидемии. К расследованию подключились департамент здравоохранения США, центр инфекционных заболеваний и комиссия ведущих медиков страны. После исследовательских работ врачи сделали следующее заключение: это типичный случай массовой истерии. Хотя некоторые из работниц фабрики действительно показывали укусы неких жучков. Общий диагноз для всех заболевших был очень похож на обычный грипп. Уже через 2 месяца фабрика трудилась в обычном режиме, а новых больных не появлялось.

ЯДОВИТАЯ ЖЕНЩИНА

В 2006 году массовый вид истерии обрушился на Португалию. Причиной этого стал телевизионный мыльный сериал «Клубника с сахаром». Такой вид шизофрении знаком и нам, но не с такими последствиями. Данный онлайн фильм рассказывал о молодёжи и предназначался для просмотра школьникам и тинейджерам. В мае 2006 года истерия приобрела чудовищный вид, из-за чего более 300 школьников из 14 школ страны выказали одинаковые симптомы психоза с характерными признаками, которые включали в себя: сыпь на коже, проблемы с дыханием и сильное головокружение. По этой причине в стране были закрыты более десятка школ. На ноги подняли всю систему здравоохранения Португалии, которые отбросили идею о массовой истерии. История рикошетом ударила и по родителям «больных» учеников, так как о сериале в связи с поднятым шумом писали все газеты. Но если это не истерия, то что?

В 1994 году в городе Риверсайд (Калифорния) объявилась неординарная пациентка, которую врачи назвали «ядовитой женщиной». После обследования медики обнаружили у Глории Рамирес (так звали больную) рак шейной и затылочной области головы. Её срочно доставили в госпиталь, где стали происходить странные явления. Все врачи и медсестры, имевшие с пациенткой близкий контакт (осматривали и проводили с ней процедуры), чувствовали острое недомогание и часто теряли сознание. Медики отмечали, что тело Глории выделяло отчётливые запахи, они имели то чесночный, то фруктовый ароматы, а в её крови врачи нашли некие вкрапления и даже субстанцию, по своей структуре напоминающую обычную бумагу. Интересно, что в большинстве из-за работы с Глорией Рамирес страдали женщины. При этом кровь медиков оставалась по своему химическому составу нормальной.

Департамент здравоохранения Калифорнии создал специальную комиссию, которая, всесторонне изучив дело Глории Рамирес, пришла к такому выводу: мы имеем яркий пример массовой истерии. Кому-то из персонала случайно стало плохо после контакта с Рамирес, и это вызвало эффект принципа домино.

СИЛА ИСКУССТВА

«Война миров» - одно из произведений английского писателя Герберта Уэллса. 30 октября 1938 года (накануне Хэллоуина) по американской радиостанции «Колумбия» в прямом эфире транслировалась одноимённая радиопостановка. От автора текст читал известный актёр Орсон Уэллс.

Некоторые слушатели включили свои радиоприёмники не с начала постановки, но фабула романа так поглотила их, что, услышав мрачное и очень выразительное повествование в исполнении профессионального актёра, тут же пришли к выводу, мол, передают «последние новости», где объявляют о начале Второй мировой войны.

На следующее утро газеты живописали панику, начавшуюся накануне из-за обычной радиопостановки. Народ повалил на улицы, чтобы срочно эвакуироваться из городов. Паника была настолько велика, что многим казалось, что они дышат ядовитыми газами, который сбросил на США с бомбардировщиков невидимый враг.

Люди звонили на радиостанцию CBS и в полицию, чтобы получить разъяснения по поводу якобы начавшихся военных действий. Некоторые сообщали, что слышат выстрелы и даже взрывы, хотя их не было. Толпы людей собирались на центральных площадях, куда высылались наряды полиции, чтобы успокоить народ и уговорить людей вернуться по домам. А те, кто возвращался из пригородов с работы вечером, застали и вовсе волнующую картину. Везде носились перепуганные люди, мигалки и сирены полицейских машин только добавляли колорита к общей путанице. К концу дня паника стала распространяться уже по всей стране, охватив Нью-Йорк и Нью-Джерси, где беспорядки оказались наиболее существенными.

Этот случай считается ярчайшим примером фактически беспричинной панической массовой истерии, когда в ней были задействованы тысячи людей.

А самым древним примером массовой истерии является инцидент во Франции. Он зафиксирован документально, поэтому мы о нём знаем. 15 июля 1518 года в Страсбурге, который тогда считался частью Священной Римской Империи, толпа людей впала в странное состояние: народ без отдыха и перерывов танцевал прямо на улицах. Инициатором танцевального марафона стала некая фрау Трофея (немка по национальности). В неё будто вселился бес веселья, и она стала отплясывать, приглашая всех присоединиться к её хороводу.

Вскоре все жители деревни хохотали без перерыва на обед, и даже во сне. Это продолжалось 18 месяцев

В течение первой недели танцующих насчитали 34 человека. Но за месяц их количество не только не упало, а даже увеличилось до 400 человек. Многие из танцующих умирали прямо на улицах Страсбурга во время этой неестественной танцемании (не выдерживало сердце).

На этот счёт в архивах города сохранены записи медиков, в которых задокументирована эта истерия, а также даны описания отпевания и похорон погибших в данном безумстве, где умерших называют «жертвами сатанистской проказы».

Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.

Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. - М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова . В. И. Добреньков, А. И. Кравченко . 2003-2004 .

Смотреть что такое "Массовая истерия" в других словарях:

    Массовая истерия (моральная паника) - – разновидность передающегося коллективного поведения, когда люди реагируют на реальное или предполагаемое событие иррациональными чувствами (чаще всего – страхом) … Словарь-справочник по социальной работе

    истерия - Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут … Большая психологическая энциклопедия

    Истерия массовая - [гр. hyst?ra матка (медицина XIX в. приписывала И. заболеванию матки и считала И. присущей лишь женщинам)] формы массовых расстройств психики, носящие преходящий характер и имеющие локальное распространение. Для И. м. характерен активный поиск… … Психологический лексикон

    Толпа - в Китае Толпа (др. греч … Википедия

    Массовый психоз - это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает… … Википедия

    Репрессии 1937 года

    Большая чистка - Запрос «Большой террор» перенаправляется сюда. О терроре во времена французской революции см. Якобинский террор. «Ежовщина» наименование периода в истории СССР (1937 1938 годы), когда сталинские репрессии были резко усилены и доведены до… … Википедия

    Следы Дьявола в Девоне - Следы Дьявола. Рисунок, опубликованный в The Illustrated London News, 1855 год. Следы Дьявола в Девоне название инцидента, который, возможно, имел место в феврале 1855 года около лимана Эксе в Южном Девоне. После ночи обильного снегопада на … Википедия

    Февральская революция - У этого термина существуют и другие значения, см. Февральская революция (значения). Февральская революция Часовые охраняют арестованных царских министров в Таврическом д … Википедия

    Психология толпы (mob psychology) - Р. Браун определял Т. как «действующие совместно, плечом к плечу, анонимные, случайные, временные и неорганизованные общности». Т. могут подразделяться в зависимости от того, активны они или пассивны, первые при этом наз. собственно Т., а вторые… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Мужчина мечты: Как массовая культура создавала образ идеального мужчины , Дайхаус К.. Какие мужчины заставляют женские сердца биться быстрее? Что массовая истерия по секс-символам разных эпох может рассказать о самих женщинах и об изменениях в обществе? Историк Кэрол Дайхаус… Купить за 458 руб
  • Мужчина мечты. Как массовая культура создавала образ идеального мужчины , Дайхаус Кэрол. Какие мужчины заставляют женские сердца биться быстрее? Что массовая истерия по секс-символам разных эпох может рассказать о самих женщинах и об изменениях в обществе? Историк Кэрол Дайхаус…

Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. Толпа описывается целым рядом параметров и характеристик, такими как количество собравшихся людей, направление и скорость движения, психологическое состояние и другие. Толпа является предметом исследования социальной психологии , которая в частности вводит классификации толпы по ряду признаков. В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники). Толпы играют значительную роль в истории.

Изучение толпы [ | ]

Историей [ | ]

Исследуется такие явления как бунты, восстания, революции, переселение народов, войны и другие явления связанные с участием большого количества людей.

Социологией [ | ]

Основной задачей является прогнозирование поведения толпы. При этом не учитываются различия между отдельными членами толпы, рассматриваются явления как среднестатистические.

Психологией [ | ]

Целью является объяснение механизмов, которые приводят человека в состояние когда человек подвержен влиянию толпы.

  1. Повышение эмоциональности восприятия всего, что он видит и слышит.
  2. Повышение внушаемости и уменьшение степени критического отношения к самому себе и способности рациональной обработки воспринимаемой информации.
  3. Подавление чувства ответственности за собственное поведение.
  4. Появление чувства силы и сознания анонимности.

Знаменитые толпы [ | ]

Несмотря на усилия исследователей, человеческая психика продолжает оставаться одной из самых загадочных областей знаний. Многие психические болезни и даже эпидемии до сих пор не имеют четкого однозначного объяснения. Они словно выходят за рамки привычных представлений о человеческих недугах и многим кажутся абсолютно непонятными.

«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЧУМА»

Одно из самых известных массовых психических заболеваний произошло в 1374 году сразу в нескольких деревнях, расположенных возле реки Рейн. Сотни их жителей много суток подряд выходили на улицы и танцевали, при этом люди почти не спали и не принимали пищи.

Через несколько месяцев заболевание прекратилось, но случаи «танцевальной чумы» встречались еще несколько раз. В 1518 году вспышка этой непонятной болезни произошла в городе Страсбурге (ныне территория Франции, также возле Рейна). Одна из женщин вдруг стала танцевать на улице. К ней постепенно присоединились несколько десятков, а потом и сотен горожан.

Власти города не знали, что предпринять, - ведь танцующие не нарушали никаких законов. Местные врачи рекомендовали продолжать танцы, потому что посчитали, что только это занятие излечит больных от непонятного недуга. В городе специально открыли два больших зала, где для пляшущих играли музыканты.

Эпидемия также продолжалась несколько месяцев и привела к гибели десятков людей - от сердечных приступов и истощения. Потом она прошла так же неожиданно, как и появилась.

Всего в средневековых документах отмечено не менее семи случаев массового танцевального психоза, которые поразили десятки тысяч европейцев. Ученые назвали такую болезнь хореоманией (от греческих слов choreia - «танец» и mania -«страсть»), В 1952 году исследователь Юджин Бэкмэн выдвинул версию о том, что причиной мании могли быть галлюциногенные споры плесени, которая образуется в стогах непросохшей ржи и потом попадает в хлеб.

Но уже в наше время профессор Мичиганского университета Джон Уоллер оспорил эту точку зрения. Он указал на то, что танцующие не просто содрогались в конвульсиях, а целенаправленно исполняли танцевальные движения. Вызывающая галлюцинации плесень вряд ли могла оказать такое воздействие. При этом показания свидетелей отмечали, что танцующие словно не хотели плясать - а ведь действия человека в состоянии транса обычно приносят ему удовлетворение.

Уоллер предполагает, что массовая истерия связана прежде всего со стрессами. В Средние века регион Рейна возле Страсбурга переживал плохие времена. Неурожаи сменялись эпидемиями оспы и проказы, люди умирали от болезней и голода. Жители города и близлежащих деревень испытывали постоянный страх за себя и своих близких.

В это же время в регионе была популярна легенда про святого Витта - христианского мученика, перед статуей которого нужно танцевать, чтобы обрести здоровье. Но при этом, если человек вызовет неудовольствие святого, тот заставляет его танцевать снова и снова. То есть, по мнению Джона Уоллера, люди подсознательно искали в подобных танцах спасение от смерти.

ПСИХОЗ В ТАНГАНЬИКЕ

Зимой 1962 года в одной из школ Танганьики произошел случай другого массового психического заболевания. Началось с того, что несколько девочек-учениц в деревне Кашаша без всякой причины начали смеяться. Это явление оказалось настолько заразительным, что к концу дня в школе беспрерывно хохотали более половины учеников в возрасте от 12 до 18 лет. Занятия пришлось отменить, школу на несколько дней закрыли.

Но эпидемию такая мера не остановила - через несколько дней массовый психоз распространился среди подростков соседних поселений. Врачи предположили, что в связи с закрытием школы в деревне Кашаша родители отвозили некоторых подростков в другие учебные заведения - и те заражали здоровых детей.

Предположение об инфекционном характере заболевания не нашло никаких подтверждений: большинство непрерывно смеющихся подростков были обследованы, но никаких аномалий, как и следов присутствия в организме каких-либо психотропных препаратов, у них не выявили. Причина заболевания так и осталась неизвестной.

Приступы истерического смеха у детей продолжались от двух недель до нескольких месяцев. Иногда они сопровождались рыданиями и даже вспышками агрессии. Позже массовый психоз стал слабее и через какое-то время совсем прекратился.

Всего эпидемия смеха поразила более 1000 подростков, она продолжалась 18 месяцев - и никаких научных объяснений случившемуся до сих пор не найдено.

Охота к перемене мест

Еще одно психическое заболевание, свойственное подросткам, ученые называют дромоманией (от греческого dromos -«бег»). Эта тяга к бродяжничеству, одолевающая многих несовершеннолетних, широко описана в художественной литературе. Подросткам свойственно мечтать о приключениях, которые могут случиться вдали от родного дома, поэтому дети нередко покидают его в поисках таинственных сокровищ, новых друзей и т.п.

Но иногда такое неодолимое желание охватывает взрослых. Подобная эпидемия наблюдалась во Франции в течение 1881-1909 годов. Первый из обследованных случаев произошел со слесарем из Бордо Жаном-Альбертом Дада. В 1881 году, будучи призванным на армейскую службу, он в составе своего подразделения был направлен в Бельгию - и там вдруг почувствовал непреодолимое желание путешествовать. Жан-Альберт уехал из Бельгии в Прагу, потом в Берлин, затем в Восточную Пруссию, откуда перебрался в Москву.

В том же 1881 году произошло убийство российского императора Александра II, поэтому в России Дада арестовали и как подозрительное лицо выслали в Турцию. В Константинополе его через французское консульство отправили в Вену и помогли устроиться по специальности.

Но из Вены Жан-Альберт тоже уехал. В 1886 году во Франции его поместили в госпиталь, после чего история необычного бродяги стала широко известной. В вышедшем через несколько лет сборнике статей «Безумный путешественник» медики попытались дать оценку его психическому состоянию. Отмечалось, что все свои перемещения Жан-Альберт Дада совершал, совершенно не помня, где он был и что делал.

Научные работы привлекли внимание к данной проблеме. Оказалось, что во Франции в это время было не менее десятка похожих путешественников. Признаки болезни удалось выявить и описать. Прежде всего, человек принимал решение сменить место жительства внезапно. Он забывал обо всех планах и обязательствах, в некоторых случаях даже поднимался из-за стола и уходил во время приема пищи.

Второй характерной деталью «взрослой» дромомании было полное отсутствие подготовки. Люди уезжали без денег, забывали документы, никак не беспокоились о своем багаже.

Ученые пришли к выводу, что такое психическое заболевание вызвано эмоциональным стрессом, под воздействием которого человек стремится изменить жизненное пространство. Сам Дада и некоторые его последователи говорили о своих ощущениях как о непреодолимом чувстве тревоги, пропадающем только во время перемещения. Такому человеку не важны цель и конечный пункт путешествия, для него главным становится непрерывная возможность менять место пребывания.

Иногда такого рода бродяги после нескольких лет скитаний возвращаются домой - и даже могут впоследствии осознать и осудить свой поступок. Но бывают случаи, когда скитания занимают всю оставшуюся жизнь и заканчиваются гибелью странника.

Ученые отмечают, что патологическое стремление к перемене мест нередко связано с нервными расстройствами или травмами головного мозга, но еще чаще оно проявляется у людей, которые любят фантазировать.

Считается, что дромоманией страдал известный писатель Максим Горький, причем страсть к побегам была свойственна также его матери и бабушке. Горький не мог долго жить на одном месте и, даже будучи респектабельным советским литератором, постоянно стремился покинуть жилище и куда-то уехать.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИСТЕРИЯ

Начиная с 1400 года в разных документах зафиксированы случаи неожиданного массового безумия среди женщин, живущих в монастырях. Известно, что в одном из них послушницы вдруг вообразили себя кошками. Они мяукали и пытались забраться на деревья.

Такое необычное поведение продолжалось в течение нескольких дней, после чего священники были вынуждены провести обряд изгнания бесов. Другой похожий случай произошел в 1749 году в немецком городе Вюрцбурге, где у монахинь в массовом порядке наблюдались неожиданные обмороки с пеной изо рта, одну из них тогда обвинили в колдовстве и казнили.

Уже знакомый нам профессор Джон Уоллер, изучая возможные причины коллективного безумия монахинь, пришел к выводу, что они были вызваны массовым стрессом в сочетании с религиозным трансом. Как раз с 1400 года в европейских монастырях стали действовать строжайшие условия проживания, а женщин туда чаще всего отправляли насильно.

Католическая религия того времени активно занималась истреблением темных сил, причем считалось, что именно женщина является их носителем. Поэтому монахини и послушницы подсознательно ощущали себя орудиями дьявола и при религиозном экстазе могли почувствовать эту одержимость, которую выражали в совершенно неадекватных движениях.

Как видим, непонятные психические заболевания и эпидемии чаще всего связаны со стрессами, в условиях которых живет человек. Поэтому стремитесь к позитиву во всем - и пусть вас минуют как таинственные, так и известные недуги.