Массовая истерия. Белый класс


Массовая истерия - общий термин, используемый для описания ситуации, в которой разные люди страдают от похожих истерических симптомов из-за фантомной болезни или необъяснимого события. Истории известно несколько подобных случаев, о которых и пойдёт речь в этом обзоре.

1. Мумбайская сладкая вода


Индия
«Мумбайская сладкая морская вода» - инцидент 2006 года, во время которого жители Мумбаи утверждали, что вода в Махим Крик, одной из самых загрязненных рек в Индии, в которую каждый день впадают тысячи тонн неочищенных сточных вод и промышленных отходов, неожиданно стала «сладкой». Через несколько часов жители Гуджарата начали утверждать, что морская вода на пляже Титхал превратилась в пресную и сладкую. Местные власти, опасаясь возможности серьезной вспышки передающихся через воду заболеваний, таких как гастроэнтерит, запретила пить мутную воду, но индийцев это не остановило. На следующий день вода стала снова соленой.

2. Эпидемия смеха в Танганьике


Танзания
Эпидемия смеха в Танганьике 1962 года была вспышкой массовой истерии, которая, как полагают, началась вблизи села Кашаша на западном побережье озера Виктория (территория современной Танзании). Вполне возможно, что началом инцидента послужила какая-то шутка в местной школе-интернате, которая заставила небольшую группу учеников начать смеяться. В итоге смех превратился в настоящую эпидемию – через неделю хихикало уже полшколы, а через месяц ее пришлось закрывать на карантин. Детей распределили по другим школам, в которых вскоре также началась эпидемия бесконтрольного смеха, затронувшая тысячи людей. Через 6-18 месяцев (в разных районах) эпидемия столь же загадочно, как и началась, исчезла.

3. Индусское молочное чудо


Индия
Это явление, которое рассматривается многими индусами как настоящее чудо, произошло 21 сентября 1995 года. Перед рассветом индус в храме в южном Нью-Дели предложил статуе Господа Ганеши подношение в виде ложки с молоком. Внезапно молоко исчезло из ложки, как будто идол выпил его. Эта новость быстро распространилась и к середине утра было установлено, что статуи всего индуистского пантеона в храмах по всей Северной Индии пьют молоко, причем «принимают» его в невероятных количествах. В начале октября все прекратилось.

4. Эпидемия майских жуков


США
В 1962 году в швейном отделе американской текстильной фабрики вспыхнула загадочная болезнь. Ее симптомы включали онемение, тошноту, головокружение и рвоту. Быстро начали распространяться слухи, что болезнь переносится некими загадочными «майскими жуками», которые кусают сотрудников фабрики. Вскоре загадочный недуг появился у 62 сотрудников, некоторые из которых были госпитализированы. О данном случае начали активно писать средства массовой информации. После исследования, проведенного врачами компании и специалистами Службы общественного здравоохранения центра инфекционных болезней США, был сделан вывод о том, что случай является массовой истерией, поскольку не было выявлено никаких доказательств укусов жуков.

5. Истерия с мыльной оперой


Португалия
«Morangos com Açúcar» - португальская мыльная опера о приключениях типичной португальской молодежи, которая очень популярна среди детей и подростков. В мае 2006 года в португальских школах был зарегистрирована вспышка «вируса Morangos com Açúcar». 300 или более студентов в 14 школах сообщали о симптомах, подобных тем, которые испытывали персонажи в недавнем эпизоде. К их числу относились высыпания, затруднение дыхания и головокружение. В итоге некоторые школы были вынуждены закрыться. Португальский национальный институт медицины в итоге заявил, что это не болезнь, а массовая истерия.

6. Токсичная леди


США
Глория Рамирес из Риверсайда, Калифорния получила прозвище «токсическая леди» в средствах массовой информации после того, как ее тело и кровь оказали негативное воздействие на нескольких работников больницы. Она была доставлена в больницу в 1994 году из-за последствий рака шейки матки. Медицинские сотрудники, которые присутствовали при осмотре, стали чувствовать себя плохо и, в конце концов, упали в обморок. Тело Глории источало чесночный и фруктовый запах, а ее кровь содержала крупинки странного вещества, похожего на бумагу. Самым странным в этом случае является то, что все пострадавшие от Глории впоследствии имели нормальные результаты анализов крови.

7. Война миров


США
«Война миров» - эпизод американской радиодрамы, которая впервые появилась в эфире Columbia Broadcasting System на Хэллоуин 30 октября 1938 года. Слушатели, которые включали радио не с самого начала постановки, приняли спектакль, поставленный Mercury Theatre on the Air под руководством Орсона Уэллса (по роману Герберта Уэллса «Война миров») за чистую правду и впали в панику. В итоге по всем США начались попытки эвакуироваться, массовая истерия и даже в некоторых местах было введено военное положение.

8. Человек-обезьяна из Дели


Индия
В мае 2001 года в индийской столице Нью-Дели начали появляться множественные свидетельства встреч со странным обезьяноподобным существом, которое появлялось в ночное время и нападало на людей. Свидетельские показания часто были противоречивыми, но, как правило, описывалось существо около 120 см высотой, покрытое густыми черными волосами, с металлическим шлемом, металлическими когтями, светящимися красными глазами и тремя кнопками на груди. Более 15 человек якобы пострадали от ушибов, укусов и царапин.

9. Паника с пенисами


Африка/Азия
В случае этой массовой истерии мужчины внезапно испытывают убеждение, что их половые органы становятся меньше или полностью исчезают. Паника с пенисами наблюдалась во всем мире, особенно в Африке и Азии. Местные верования во многих случаях утверждают, что такие физические изменения часто заканчиваются смертельным исходом. Становится все более очевидным, что эти формы массовой истерии являются более распространенными, чем считалось ранее. Зачастую также наблюдаются травмы, когда паникующие люди прибегают к помощи игл, крючков, лески и нити, чтобы «предотвратить исчезновение их пенисов».

10. Танцевальная чума


Франция
Чума 1518 года – внезапная вспышка бесконтрольных танцев в Страсбурге, Франция (тогда часть Священной Римской империи). Многие люди отплясывали прямо на улице в течение нескольких дней без отдыха. Вспышка танцевальной чумы началась в июле 1518 г., когда фрау Троффеа ни с того, ни с сего не начала задорно танцевать на улице в Страсбурге. Это продолжалось где-то от четырех до шести дней. В течение недели к ней присоединились еще 34 человека, а в течение месяца наблюдалось уже около 400 танцоров. Большинство из этих людей, в конце концов, умерли от сердечного приступа, инсульта или истощения.

Впрочем, необычное поведение бывает не только эпидемией, но и культурной традицией. Подтверждением тому рассказ про .

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия. Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
  • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза

Примечания

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980

Гонения на ведьм и колдунов существовали испокон веков. Наказания для этой категории сомнительных лиц были прописаны в законах Древнего Египта и вавилонском Кодексе Хаммурапи, колдовство и магия осуждались в Библии. Но только в Средневековье борьба с ведьмами вылилась в настоящую массовую истерию. Средневековая охота на ведьм длилась несколько столетий, в результате погибло от 60 до 100 тысяч человек.

Пик истерии пришелся на XVI-XVII века. Больше всего досталось «ведьмам» раздробленной на множество мелких государств Германии, а вот католическую Испанию, со школы ассоциирующуюся с религиозным фанатизмом, охота на ведьм затронула в меньшей степени. В протестантских государствах законы о колдовстве зачастую были даже более суровыми, чем в католических странах.

Представление о масштабах бедствия дает свидетельство современника, наблюдавшего всеобщее помешательство в отдельно взятом Бонне в начале XVII века: «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трех-четырехлетних детей объявляли любовниками дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9-14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать» .

Танцевальные истерии


14 июля 1418 года в Страсбурге некая женщина вдруг начала неистово плясать. В последующие дни плясовая истерия охватила несколько сотен горожан. Городские власти, чтобы не подначивать плясунов, запретили бить в барабаны и трубить. Недужных отправили в часовню святого Витта в Цаберне, где они и успокоились. Что любопытно, спустя ровно сто лет, в июле 1518 года, массовая танцевальная истерия в Страсбурге повторилась. В течение нескольких дней 400 жителей отплясывали на улицах и площадях города. Эти события получили название «танцевальная чума».

Вообще же такие танцевальные эпидемии известны еще со времен античности, но настоящий размах они приобрели в Европе между 900 и 1800 годами. Люди бросали все дела, чтобы предаться неистовой пляске, переходили от города к городу, падали замертво от изнеможения. Этот вид массовой истерии получил в народе название «пляска святого Витта», а в медицине - хорея. Раньше недуг лечили молитвами, обращенными к святому Витту, теперь - галоперидолом.

Истерии в женских монастырях


Монастырь вообще был удачным местом для возникновения истерий и прочих отклонений: закрытое пространство, ежедневный тяжелый труд, разнообразные обеты (в частности, обет безбрачия), суровые наказания. Не говоря уже о том, что часто в монастыри попадали помимо своей воли.

Так, в монастыре во Франции вдруг замяукала одна монахиня. Вскоре уже весь монастырь во главе с аббатисой неистово мяукал. Жители окрестных селений встревожились. Было бы не так критично, если бы монахини хотя бы гавкали или чирикали по-воробьиному. Но мяуканье - это было уже слишком: ведь кошка считалась животным дьявола!

Скандал дошел до начальства, и оно отправило к монастырю отряд солдат с плетками. Когда монахиням пригрозили, что их хорошенько отхлещут плетьми, если они не прекратят кошачий концерт, христовы невесты угомонились. Хотя верится с трудом, что такие угрозы могли привести к спокойствию. Наверняка монахини замяукали с еще большим вдохновением. Вот когда подобную массовую истерию в другом женском монастыре церковные власти прекратили, отказав в финансировании, - в это верится больше.

Другая истерия охватила монастыри в Германии и Голландии: монахини принялись кусать друг друга. «Эпидемия» охватила не только женские, но и мужские монастыри и дошла до самого Рима.

Истерии в викторианской Англии


Еще древнеримский врач Гален писал о болезни под названием «безумство матки», симптомами которой были раздражительность, обмороки и даже безумие. В античном обществе, известном своими вольными нравами, в занятиях сексом не видели ничего плохого, поэтому «безумство матки» было болезнью редкой и лечилось, так сказать, эффективно.

Великобритания в представляла собой полную противоположность разнузданной античности, тогдашнее британское общество отличалось высокоморальностью, благопристойностью и скреподуховностью, то есть было исполнено ханжеством, лицемерием и кучей нелепых условностей.

Больная фантазия блюстителей нравственности видела непристойности в самых неожиданных местах - там, где их не увидел бы самый бывалый извращенец: книги авторов противоположного пола ставили на одну полку, только если они состояли в браке, на ножки роялей с круглыми наконечниками надевали кринолинчики (а то что это они голые!), купание в водоемах дозволялось только в купальных вагончиках, предложить за обедом женщине птичью ножку считалось грубостью, экспозиция античных статуй на Всемирной выставке была задержана до тех пор, пока им не залепили фиговыми листами причинные места. Ну и, конечно, приличным девушкам не полагалось ничего знать о половом акте и деторождении!

После всего этого вполне естественно, что Британию охватила массовая женская истерия: по примерным подсчетам врачей, почти четверть женщин страдала этим недугом. В соответствии с духом времени считалось, что справиться с напастью могут только врачи. Создавались ужасающего вида механизмы-вибраторы, больше походившие на пыточные орудия инквизиторов, которые должны были вызывать «женские припадки» (так тогда назывался оргазм). Для излечения также использовался специальный душ (попросту сильная струя воды, направленная в интимное место).

Шпиономания в СССР


Шпиономания существовала во многих странах, но в СССР она достигла эпических высот. Причина вполне объяснимая. Большевики много лет боролись с царской властью путем подпольной, подрывной, террористической деятельности. И, когда они пришли к власти, им везде мерещились шпионы и диверсанты: у советского руководства была уверенность, что их противники должны были бороться теми же методами.

«Буржуйские» разведки при тотальной закрытости СССР также добивались скромных результатов. Секретность была избыточной, поистине параноидальной. Например, в Петрозаводске были засекречены документы по смене умывальников в детском саду.

В сталинское время шпиономания превратилась в поистине массовую истерию. Шпионы мерещились повсюду: с великим трудом они проникали в СССР с целью сжечь амбар с колхозным зерном, сфотографировать стратегический суперсекретный завод по производству игл для патефонов, подсыпать яд в борщ в столовой №11 - в общем, всегда можно было свалить собственные ошибки и промахи на шпионов. Все провалы советской плановой экономики тут же списывались на подрывную деятельность западных разведок.

Не важно, что разведчик или диверсант во все времена товар штучный. В Советском Союзе их выявляли десятками тысяч. В итоге «шпионов» схватили больше, чем их было во всем мире, вместе взятых. Доходило до трагического абсурда: людей обвиняли в шпионаже в пользу несуществующих стран, типа Карфагена.

Битломания


От музыкантов и групп массово фанатели с тех пор, как они появились. Но только битломания вызвала настоящую массовую истерию. Зачастую «битлам» можно было вообще ничего не исполнять, поскольку во время концертов от воплей публики не было слышно самих песен. Сиденья кресел в концертных залах после выступлений были мокрыми: поклонницы элементарно не могли себя контролировать. Многие фанатки шли дальше и на концертах группы испытывали оргазм. Согласно исследованиям тогдашних британских ученых, многие девушки впервые испытали оргазм именно на концертах «Битлз».

Массовая истерия сопровождала «Битлз» не только на сцене, но и при любом появлении на публике. Бои фанатов с полицией, преследования группы, незаконные проникновения в места обитания «битлов» стали почти ежедневной рутиной. Массовая истерия закончилась вместе с завершением в 1966 году концертной деятельности группы.

Несмотря на усилия исследователей, человеческая психика продолжает оставаться одной из самых загадочных областей знаний. Многие психические болезни и даже эпидемии до сих пор не имеют четкого однозначного объяснения. Они словно выходят за рамки привычных представлений о человеческих недугах и многим кажутся абсолютно непонятными.

«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЧУМА»

Одно из самых известных массовых психических заболеваний произошло в 1374 году сразу в нескольких деревнях, расположенных возле реки Рейн. Сотни их жителей много суток подряд выходили на улицы и танцевали, при этом люди почти не спали и не принимали пищи.

Через несколько месяцев заболевание прекратилось, но случаи «танцевальной чумы» встречались еще несколько раз. В 1518 году вспышка этой непонятной болезни произошла в городе Страсбурге (ныне территория Франции, также возле Рейна). Одна из женщин вдруг стала танцевать на улице. К ней постепенно присоединились несколько десятков, а потом и сотен горожан.

Власти города не знали, что предпринять, - ведь танцующие не нарушали никаких законов. Местные врачи рекомендовали продолжать танцы, потому что посчитали, что только это занятие излечит больных от непонятного недуга. В городе специально открыли два больших зала, где для пляшущих играли музыканты.

Эпидемия также продолжалась несколько месяцев и привела к гибели десятков людей - от сердечных приступов и истощения. Потом она прошла так же неожиданно, как и появилась.

Всего в средневековых документах отмечено не менее семи случаев массового танцевального психоза, которые поразили десятки тысяч европейцев. Ученые назвали такую болезнь хореоманией (от греческих слов choreia - «танец» и mania -«страсть»), В 1952 году исследователь Юджин Бэкмэн выдвинул версию о том, что причиной мании могли быть галлюциногенные споры плесени, которая образуется в стогах непросохшей ржи и потом попадает в хлеб.

Но уже в наше время профессор Мичиганского университета Джон Уоллер оспорил эту точку зрения. Он указал на то, что танцующие не просто содрогались в конвульсиях, а целенаправленно исполняли танцевальные движения. Вызывающая галлюцинации плесень вряд ли могла оказать такое воздействие. При этом показания свидетелей отмечали, что танцующие словно не хотели плясать - а ведь действия человека в состоянии транса обычно приносят ему удовлетворение.

Уоллер предполагает, что массовая истерия связана прежде всего со стрессами. В Средние века регион Рейна возле Страсбурга переживал плохие времена. Неурожаи сменялись эпидемиями оспы и проказы, люди умирали от болезней и голода. Жители города и близлежащих деревень испытывали постоянный страх за себя и своих близких.

В это же время в регионе была популярна легенда про святого Витта - христианского мученика, перед статуей которого нужно танцевать, чтобы обрести здоровье. Но при этом, если человек вызовет неудовольствие святого, тот заставляет его танцевать снова и снова. То есть, по мнению Джона Уоллера, люди подсознательно искали в подобных танцах спасение от смерти.

ПСИХОЗ В ТАНГАНЬИКЕ

Зимой 1962 года в одной из школ Танганьики произошел случай другого массового психического заболевания. Началось с того, что несколько девочек-учениц в деревне Кашаша без всякой причины начали смеяться. Это явление оказалось настолько заразительным, что к концу дня в школе беспрерывно хохотали более половины учеников в возрасте от 12 до 18 лет. Занятия пришлось отменить, школу на несколько дней закрыли.

Но эпидемию такая мера не остановила - через несколько дней массовый психоз распространился среди подростков соседних поселений. Врачи предположили, что в связи с закрытием школы в деревне Кашаша родители отвозили некоторых подростков в другие учебные заведения - и те заражали здоровых детей.

Предположение об инфекционном характере заболевания не нашло никаких подтверждений: большинство непрерывно смеющихся подростков были обследованы, но никаких аномалий, как и следов присутствия в организме каких-либо психотропных препаратов, у них не выявили. Причина заболевания так и осталась неизвестной.

Приступы истерического смеха у детей продолжались от двух недель до нескольких месяцев. Иногда они сопровождались рыданиями и даже вспышками агрессии. Позже массовый психоз стал слабее и через какое-то время совсем прекратился.

Всего эпидемия смеха поразила более 1000 подростков, она продолжалась 18 месяцев - и никаких научных объяснений случившемуся до сих пор не найдено.

Охота к перемене мест

Еще одно психическое заболевание, свойственное подросткам, ученые называют дромоманией (от греческого dromos -«бег»). Эта тяга к бродяжничеству, одолевающая многих несовершеннолетних, широко описана в художественной литературе. Подросткам свойственно мечтать о приключениях, которые могут случиться вдали от родного дома, поэтому дети нередко покидают его в поисках таинственных сокровищ, новых друзей и т.п.

Но иногда такое неодолимое желание охватывает взрослых. Подобная эпидемия наблюдалась во Франции в течение 1881-1909 годов. Первый из обследованных случаев произошел со слесарем из Бордо Жаном-Альбертом Дада. В 1881 году, будучи призванным на армейскую службу, он в составе своего подразделения был направлен в Бельгию - и там вдруг почувствовал непреодолимое желание путешествовать. Жан-Альберт уехал из Бельгии в Прагу, потом в Берлин, затем в Восточную Пруссию, откуда перебрался в Москву.

В том же 1881 году произошло убийство российского императора Александра II, поэтому в России Дада арестовали и как подозрительное лицо выслали в Турцию. В Константинополе его через французское консульство отправили в Вену и помогли устроиться по специальности.

Но из Вены Жан-Альберт тоже уехал. В 1886 году во Франции его поместили в госпиталь, после чего история необычного бродяги стала широко известной. В вышедшем через несколько лет сборнике статей «Безумный путешественник» медики попытались дать оценку его психическому состоянию. Отмечалось, что все свои перемещения Жан-Альберт Дада совершал, совершенно не помня, где он был и что делал.

Научные работы привлекли внимание к данной проблеме. Оказалось, что во Франции в это время было не менее десятка похожих путешественников. Признаки болезни удалось выявить и описать. Прежде всего, человек принимал решение сменить место жительства внезапно. Он забывал обо всех планах и обязательствах, в некоторых случаях даже поднимался из-за стола и уходил во время приема пищи.

Второй характерной деталью «взрослой» дромомании было полное отсутствие подготовки. Люди уезжали без денег, забывали документы, никак не беспокоились о своем багаже.

Ученые пришли к выводу, что такое психическое заболевание вызвано эмоциональным стрессом, под воздействием которого человек стремится изменить жизненное пространство. Сам Дада и некоторые его последователи говорили о своих ощущениях как о непреодолимом чувстве тревоги, пропадающем только во время перемещения. Такому человеку не важны цель и конечный пункт путешествия, для него главным становится непрерывная возможность менять место пребывания.

Иногда такого рода бродяги после нескольких лет скитаний возвращаются домой - и даже могут впоследствии осознать и осудить свой поступок. Но бывают случаи, когда скитания занимают всю оставшуюся жизнь и заканчиваются гибелью странника.

Ученые отмечают, что патологическое стремление к перемене мест нередко связано с нервными расстройствами или травмами головного мозга, но еще чаще оно проявляется у людей, которые любят фантазировать.

Считается, что дромоманией страдал известный писатель Максим Горький, причем страсть к побегам была свойственна также его матери и бабушке. Горький не мог долго жить на одном месте и, даже будучи респектабельным советским литератором, постоянно стремился покинуть жилище и куда-то уехать.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИСТЕРИЯ

Начиная с 1400 года в разных документах зафиксированы случаи неожиданного массового безумия среди женщин, живущих в монастырях. Известно, что в одном из них послушницы вдруг вообразили себя кошками. Они мяукали и пытались забраться на деревья.

Такое необычное поведение продолжалось в течение нескольких дней, после чего священники были вынуждены провести обряд изгнания бесов. Другой похожий случай произошел в 1749 году в немецком городе Вюрцбурге, где у монахинь в массовом порядке наблюдались неожиданные обмороки с пеной изо рта, одну из них тогда обвинили в колдовстве и казнили.

Уже знакомый нам профессор Джон Уоллер, изучая возможные причины коллективного безумия монахинь, пришел к выводу, что они были вызваны массовым стрессом в сочетании с религиозным трансом. Как раз с 1400 года в европейских монастырях стали действовать строжайшие условия проживания, а женщин туда чаще всего отправляли насильно.

Католическая религия того времени активно занималась истреблением темных сил, причем считалось, что именно женщина является их носителем. Поэтому монахини и послушницы подсознательно ощущали себя орудиями дьявола и при религиозном экстазе могли почувствовать эту одержимость, которую выражали в совершенно неадекватных движениях.

Как видим, непонятные психические заболевания и эпидемии чаще всего связаны со стрессами, в условиях которых живет человек. Поэтому стремитесь к позитиву во всем - и пусть вас минуют как таинственные, так и известные недуги.

Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное необоснованными слухами.

Социология: в 3-ех томах: словарь по книге. - М.: Социологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова . В. И. Добреньков, А. И. Кравченко . 2003-2004 .

Смотреть что такое "Массовая истерия" в других словарях:

    Массовая истерия (моральная паника) - – разновидность передающегося коллективного поведения, когда люди реагируют на реальное или предполагаемое событие иррациональными чувствами (чаще всего – страхом) … Словарь-справочник по социальной работе

    истерия - Психическое расстройство, при котором мотивы, как будто бы не известные больному, вызывают сужение поля сознания или нарушения моторной или сенсорной функции. Этим нарушениям больной может придавать психологическую и символическую ценность. Могут … Большая психологическая энциклопедия

    Истерия массовая - [гр. hyst?ra матка (медицина XIX в. приписывала И. заболеванию матки и считала И. присущей лишь женщинам)] формы массовых расстройств психики, носящие преходящий характер и имеющие локальное распространение. Для И. м. характерен активный поиск… … Психологический лексикон

    Толпа - в Китае Толпа (др. греч … Википедия

    Массовый психоз - это психическая эпидемия, в основе которой лежит подражаемость и внушаемость. Массовый психоз поражает коллектив или группу людей, в результате чего человек теряет нормальную способность к суждению и нормальный способ суждения, что делает… … Википедия

    Репрессии 1937 года

    Большая чистка - Запрос «Большой террор» перенаправляется сюда. О терроре во времена французской революции см. Якобинский террор. «Ежовщина» наименование периода в истории СССР (1937 1938 годы), когда сталинские репрессии были резко усилены и доведены до… … Википедия

    Следы Дьявола в Девоне - Следы Дьявола. Рисунок, опубликованный в The Illustrated London News, 1855 год. Следы Дьявола в Девоне название инцидента, который, возможно, имел место в феврале 1855 года около лимана Эксе в Южном Девоне. После ночи обильного снегопада на … Википедия

    Февральская революция - У этого термина существуют и другие значения, см. Февральская революция (значения). Февральская революция Часовые охраняют арестованных царских министров в Таврическом д … Википедия

    Психология толпы (mob psychology) - Р. Браун определял Т. как «действующие совместно, плечом к плечу, анонимные, случайные, временные и неорганизованные общности». Т. могут подразделяться в зависимости от того, активны они или пассивны, первые при этом наз. собственно Т., а вторые… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Мужчина мечты: Как массовая культура создавала образ идеального мужчины , Дайхаус К.. Какие мужчины заставляют женские сердца биться быстрее? Что массовая истерия по секс-символам разных эпох может рассказать о самих женщинах и об изменениях в обществе? Историк Кэрол Дайхаус… Купить за 458 руб
  • Мужчина мечты. Как массовая культура создавала образ идеального мужчины , Дайхаус Кэрол. Какие мужчины заставляют женские сердца биться быстрее? Что массовая истерия по секс-символам разных эпох может рассказать о самих женщинах и об изменениях в обществе? Историк Кэрол Дайхаус…