О центре. Причины и диагностика аутизма. Физиотерапевтическое лечение для детей

Аутизм и расстройства аутистического спектра - это группа нарушений, которые относят к общим расстройствам психического развития.

Основные проявления следующие:

  • нарушение способностей к взаимодействию с другими людьми,
  • повторяющиеся действия (стереотипии),
  • выраженное ограничение круга интересов.

Первые признаки обычно проявляются в 2-3 года или несколько раньше, когда родители замечают необычное поведение малыша. Как правило, расстройство сохраняется и во взрослом возрасте. Полное излечение невозможно, однако продуманная система медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи позволяет добиться улучшения в психическом состоянии ребёнка - сформировать некоторые навыки (опрятности, самообслуживания, общения и пр.), уменьшить частоту и выраженность стереотипий и равзить навыки социального взаимодействия.

В эту группу относят синдром Каннера (детский аутизм), синдром Ретта, синдром Аспергера и атипичный аутизм. Для всех перечисленных расстройств характерны три общих признака:

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • выраженные затруднения при общении и построении полноценных отношений с другими людьми;
  • стереотипное поведение и ограниченность интересов.

Степень проявлений болезни может существенно варьировать. Одни дети не разговаривают и практически неспособны контактировать с окружающими, испытывают значительные трудности в обучении, другие проявляют лишь легкую отстраненность и заторможенность, третьи - испытывают наибольшие трудности в коммуникациях и слывут среди сверстников «чудаками» и т.д.

Диагностика и помощь при аутизме

Поставить диагноз, определить причину возникновения нарушений в развитии ребёнка может детский врач психиатр-психотерапевт, который определит необходимый объём диагностических мероприятий (ЭЭГ, анализ крови «Нейротест»).

Вначале врач-психиатр беседует с родителями, выясняя, в чем заключаются особенности поведения малыша, когда были замечены первые отклонения, как ребенок развивался, чем болел и т.д. Затем специалист наблюдает за маленьким пациентом, оценивает его действия по диагностической шкале ADOS и определяет тяжесть аутизма по шкале CARS. Кроме того, врач исследует когнитивные и коммуникативные способности ребенка. При необходимости малыша направляют на консультации к различным специалистам.

Целью системы помощи является улучшение умственного развития ребенка, развитие бытовых и коммуникативных способностей.

Считается, что раннее начало терапевтических вмешательств (до 5 лет) позволяет обеспечить наилучший результат, что обусловлено активным развитием мозговых структур и естественным формированием моделей поведения в этот период.

Для улучшения речевых навыков ребенка направляют на занятия к PECS-терапевту. Для формирования навыков (общения, самообслуживания и т.п.), социальной адаптации, совершенствования умений обрабатывать различные виды информации (звуковую, визуальную тактильную), нормализации психологического состояния, уменьшения уровня тревожности, развития внимания, формирования адаптивных поведенческих стереотипов взамен деструктивным (самоповреждения и стереотипии) применяют АВА-терапию , занятия по сенсорной интеграции, арт-терапию (МИМ-терапия).

Уникальной составляющей нашей многоуровневой программы является совместная работа АВА-терапевта и МИМ-терапевтов ! Цель программы — стимуляция спонтанной имитации через творческую эмоционально-экспрессивную составляющую.

Для развития координации и мелкой моторики используют прикладные творческие занятия (занятия музыкой, рисование, лепку), для улучшения физического состояния и совершенствования моторных навыков - ЛФК и физиотерапию.

При выраженных нарушениях психического состояния (гиперактивности, страхах, депрессии, агрессии) могут быть назначены лекарственные препараты для лечения аутизма.

Детям назначают специальную безмучную и безмолочную диету (известно, что организм пациентов с аутизмом плохо перерабатывает глютены).

Семейный психотерапевт (психолог) поможет проанализировать возникающие трудности в семейных отношениях, поддержит эмоционально, вы вместе найдете дополнительные возможности неконфликтного и более конструктивного взаимодействия, что бывает очень трудно сделать, находясь внутри сложной жизненной ситуации.

Как проявляются расстройства аутистического спектра?

В младенчестве ребенок плохо привыкает к маминым рукам, тяжело находит удобное положение во время кормления. Он слабо реагирует на эмоции других людей, не следит взглядом за взрослыми, не меняет позу при попытке взять его на руки, проявляет безразличие к ухаживающим за ним людям или, напротив, слишком резко реагирует на их уход, не давая покидать комнату.

Для детей с аутизмом характерно позднее появление лепета. В возрасте 2-3 года они не говорят или говорят значительно меньше сверстников. Их речь монотонна, часто наблюдаются повторения слов за собеседником (эхолалии). В возрасте 3-5 лет они редко проявляют желание приблизиться к другому человеку, не имитируют чужое поведение и не принимают участия в невербальном общении. Такие дети демонстрируют ограничивающее поведение: сопротивляются переменам, играют с одной и той же игрушкой или неигровым предметом либо придумывают странные способы игры (например, расставляют предметы в ряд).

С возрастом признаки аутизма становятся более выраженными. Дети старше 7 лет проявляют замкнутость, отстраненность. Они не хотят играть и общаться не только с чужими людьми, но и с членами семьи, требуют жесткого соблюдения ежедневных ритуалов (одежда должна лежать в одном и том же порядке, чашка должна стоять на одном и том же месте), и резко отрицательно реагируют на любые изменения. Могут наблюдаться изменения пищевого поведения и нарушения сна.

Уровень интеллектуального развития у детей с аутизмом может быть как нормальным, так и сниженным. Распространенное мнение о том, что все больные аутизмом одарены уникальными талантами, не соответствует действительности, однако 0,5-10% аутистов проявляют необычные способности, которые могут быть как незначительными (например, запоминание фактов), так и экстраординарными. Даже при нормальном интеллекте пациенты с аутизмом часто страдают от недостаточной обучаемости.

У многих детей наблюдается гиперактивность и проблемы с концентрацией внимания. Характерны частые вспышки гнева, которые могут провоцироваться нарушением обычного распорядка и привычных ритуалов либо неспособностью ребенка сообщить взрослым о своих потребностях. Возможна как агрессия, направленная на других, так и самоагрессия, в течение жизни около трети пациентов причиняют себе различные повреждения.

Синдром раннего детского аутизма. Это особое нарушение психического развития, возникающее в раннем возрасте.

Детский аутизм проявляется в разных формах, при разных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно встретить как в обычном детском саду, так и в специализированном.

Такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении социальной адаптации и требуют специальной поддержки.

Аутичный ребенок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного и непонимание, осуждение окружающих на улице усложняет положение и его самого и его родителей.

Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире.

Такая неконтактность может проявляться в разных формах и по разным причинам. Иногда это просто характерологическая черта ребенка, а бывает вызвана и недостаточностью в развитии зрения, слуха, интеллектуального недоразвития и речевыми трудностями.

Но главная причина таких нарушении в коммуникации,- это малая потребность в общении, трудности в восприятия информации и понимания ситуации, невозможности пользоваться речью.

Наиболее яркими внешними проявлениями синдрома детского аутизма являются:

  • аутизм как таковой, т.е. предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта (контакт «глаза в глаза», взаимодействие взглядом, мимикой, интонацией) даже с близкими, коммуникации и социальному развитию;
  • стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивления малейшим изменениям в обстановке, порядке жизни, страх перед ними; поглощенность однообразными действиями - моторными и речевыми (раскачивание, потряхивание, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз); пристрастие к одним и тем же предметами манипуляциям с ними: трясению, постукиванию, разрыванию и т.д. стереотипные интересы: одна и та же игра, тема в рисовании и т.д.;
  • задержка и нарушение развития речи (коммуникативной функции речи). Отсутствует целенаправленное использование речи, но сохраняется возможность случайного произнесения слов и даже фраз. Речь не используется ребенком для коммуникации (например, ребенок может декларировать одни и те же стихотворения, но не обращаться за помощью к родителям даже в самых необходимых случаях); ребенок неправильно использует в речи личные местоимения (называет себя «ты», «он»); не использует мимику и жесты в речи; необычный темп, ритм, интонация речи;
  • ранее проявление указанных расстройств (до 2,5 лет).

Современные специалисты считают, что детский аутизм развивается на основе явной недостаточности нервной системы, и отмечают, что трудности в коммуникации и социализации ребенка не зависят от его интеллектуального уровня развития (как при низких показателях, так и при высоких).

Родителей чаще тревожат такие особенности детей, как стремление уйти от общения, ограничение контактов даже с близкими, неспособность играть с другими детьми, отсутствие интереса к окружающему миру, стереотипность поведения, страхи, агрессия, самоагрессия.

Прекрасная память, проявляемые в отдельные моменты ловкость и сообразительность, внезапно произносимая сложная фраза, незаурядные познания в отдельных областях, чувствительность к музыке, стихам, природным явления – все это дает родителям надежду, что их ребенок на самом деле «все может».

В настоящее время установлено, что аутичный ребенок может родиться в любой семье. Установлено, что данный синдром встречается примерно в 3-6 случаев на 10 000 детей, обнаруживается в 3-4 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

Детский аутизм включен в группу первазивных, т.е. всепроникающих расстройств, проявляющихся в нарушении развития всех сторон психики.

Формы раннего детского аутизма:

  • Полная отрешенность от происходящего (отсутствие речи, невозможность поймать взгляд, получить отклик на зов, услышать просьбу; отсутствие реакции на боль, холод, голод) Аутизм таких детей максимально глубок.
  • Активное отвержение. Аутизм таких детей проявляется не как отрешенность, а как неприятие большей части мира, любых контактов, неприемлемых для ребенка. Имеется особая избирательность в еде, одежде, фиксированные маршруты прогулок, особый ритуал в общении с близкими, невыполнение всех этих условий ведет к срывам в поведении ребенка (возможна агрессия, самоагрессия).
  • Захваченность своими аутистическими интересами. Такие дети не выглядят уже отрешенными, - они сверхзахвачены своими собственными стойкими интересами, проявляющимися в стереотипной форме. Годами они могут говорить на одну и ту же тему, рисовать или проигрывать один и тот же сюжет. Их речь производит впечатление слишком взрослой, «книжной»; она также усваивается с помощью цитат, и используется в неизменной форме. Несмотря на большой активный словарный запас таких детей, - их речь также не используется для коммуникации.
  • Самая легкая форма как чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Контакт с такими детьми носит прерывистых характер. Могут оцениваться как дети с задержкой психического развития.

В результате своевременно начатой упорной коррекционной работе, возможно преодоление аутистических тенденций и постепенное вхождение ребенка в социум. Нередко успешной социализации способствует, например, «врожденная» грамотность, способность к музыке, рисованию, техническому конструированию.

Не имеющая аналогов в Сибири программа по работе с детьми с особенностями развития (аутизм, ЗПР, РДА, ДЦП, синдром Дауна). Центр аутизма располагается в отдельном здании на территории санатория «Рассвет».

Центр принимает детей с различными нарушениями поведения и коммуникативных навыков от 6 месяцев до 18 лет. Большую часть составляют дети с ЗПР, РАС, аутизмом (80 %), остальные — с ДЦП, синдромом Дауна.

Задачи Центра

  • Интеграция особого ребенка в общество
  • Выявление и развитие способностей и возможностей ребенка
  • Формирование социальных навыков
  • Улучшение качества жизни особого ребенка и его семьи

Уникальность

Главная особенность Центра аутизма, отличающая его от подобных центров — сбалансированное комплексное взаимодействие медицинского лечения с педагогическими практиками (воспитание и обучение). В основе совместной работы врачей и педагогов лежит принцип мультидисциплинарности. С ребенком работает бригада врачей и педагогов по индивидуально разработанной программе. Основываясь на комплексе методик, позволяющих пройти первичную социализацию, в Центре аутизма особым детям помогают получить опыт социального взаимодействия со сверстниками, навыки самоидентификации и самообслуживания, научиться соблюдать режим.

В отделении работают:

Педагоги: АВА-терапист, дефектолог, логопед, кондуктолог, музыкальный работник, психолог.

Врачи: педиатр, невролог, кинезотерапевт, инструктор по лечебной физкультуре

Представители различных методик на базе Центра аутизма реализуют индивидуально-разработанную программу. Воздействие осуществляется по всем возможным каналам связи: визуальному, аудиальному, кинестетическому, эмоциональному.

Елена Николаевна Толпекина, директор Центра аутизма:

— Специфика нашего центра в том, что вся необходимая помощь оказывается в одном месте, без мучений для ребенка и родителей многочисленными разъездами. Замечательно, что педагогика и медицина — рядом. У нас есть дети, больные эпилепсией, которые должны постоянно находиться под наблюдением врача. В «Рассвете» их обучение стало возможным, потому что весь процесс происходит под контролем врача-невролога. Ни один другой адаптивный центр такого ребенка просто не возьмет. Уникальность нашей методики заключается в том, что мы делаем главный упор не на руки-ноги, а на голову. Например, основная ошибка большинства родителей детей, больных ДЦП, в том, что они делают упор на подвижность, физкультуру. Но даже при таком заболевании это не главное. Алексей Иванович Бороздин постоянно повторяет: «Самое главное заставить работать разум».

Программа обучения

Выстраивается строго в соответствии с системой: с ребенком работает «тройка» педагогов, они проводят три занятия, по полчаса каждое (музыка, изобразительная деятельность, общее развитие). На первом уровне занятия строго индивидуальны.

Главный принцип педагога – не заставлять ребенка делать то, что ему не нравится, а «идти» за ним, не выполняя при этом работу, которую он может сделать сам.

Безопасность

В каждом кабинете установлена система видеонаблюдения, и все происходящее выводится на монитор. Ожидая ребенка, родители могут наблюдать за его успехами, а педагог записывает и анализирует занятия.

ТОП-театр

Ученики Центра аутизма имеют возможность посещать театральный кружок, который ведут профессиональные актеры. Итогом занятий становится урок-спектакль, на котором дети с ограниченными возможностями показывают свои таланты.

Полный перечень услуг

  • Консультация врачей мультидисциплинарной бригады
  • Школа Бороздина
  • АВА-терапия
  • Особый детский сад
  • Сенсорная интеграция
  • Услуги логопеда
  • Услуги дефектолога
  • Услуги психолога
  • Водолечение
  • Массаж
  • Физиотерапия
  • Спелеотерапия
  • Натуротерапия (О2 коктейль)
  • Иглотерапия
  • Театротерапия
  • Арт-терапия
  • Музыкальная терапия
  • Микротоковая терапия

Школа Бороздина

Филиал Центра дополнительного образования и социальной реабилитации детей с особенными возможностями по методике А.И. Бороздина («Школа Бороздина») открыт в Омске в апреле 2014 года на базе КОУ «Детский Дом №1». В 2015 году по инициативе Нателы Полежаевой он расположился в стенах санатория «Рассвет». На первом этаже выделены помещения, обустроеные в рамках доступной среды и по методике А.И. Бороздина.

Для справки: В 1991 году в Новосибирском Академгородке педагог музыкальной школы №10 по классу виолончели Алексей Иванович Бороздин с единомышленниками в холодном и ветхом бараке начали работу с детьми-инвалидами. Основным направлением работы стало развитие ребенка с ограниченными возможностями через творчество. Теперь Новосибирский Центр А.И. Бороздина – самый известный реабилитационный центр в России. Здесь занимаются малыши с различными диагнозами: синдром Дауна, ранний детский аутизм, олигофрения (разной степени), ДЦП, органическое поражение ЦНС и др. В апреле 2015 года Алексей Бороздин передал патент на использование своей методики Центру реабилитации «Рассвет» в г. Омске.

АВА-терапия

АВА-терапия для детей с РАС, аутистов (англ. Applied behavior analysis, ABA, прикладной анализ поведения) – это единственная научно-обоснованная методика, эффективность которой подтверждена медицинскими исследованиями, основа большинства программ, которые направлены на лечение данных отклонений. АВА-терапистов в России пока мало. В Омске их, к примеру, всего двое, а практикующим из них является один – сотрудник Школы Бороздина.

АВА-терапия основана на поведенческих технологиях и методиках, которые дают возможность изменять в конструктивное русло поведение ребенка. Метод АВА-терапии называют еще модификацией поведения. Идея программы АВА заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если же не нравится – не будет.

Ценность поведенческой терапии подтверждена многочисленными исследованиями, проводившимися в течение 30 лет.

Программа индивидуальной медико-социальной реабилитации длительностью 21 день

Программа включает комплекс мероприятий, разработанных для конкретного ребенка мультидисциплинарной бригадой в составе:

  • Детский врач-невролог
  • Педиатр
  • Дефектолог
  • Логопед
  • Психолог
  • Кинезотерапевт
  • Физиотерапевт

Предусмотрено круглосуточное пребывание ребенка с 1 сопровождающим (мама, папа, бабушка либо опекун) в отдельном номере со всеми удобствами.

Питание пяти разовое сбалансированное.

Сопровождение тьютора.

Индивидуальная разработанная Программа включает АВА-терапию, развивающие занятия по методике А.Бороздина, занятия со специалистами.

Из медицинских процедур с учетом показаний назначается:

  • Водолечение
  • Бассейн
  • Лечебная физкультура
  • Физиотерапевтические процедуры
  • Ингаляции
  • Спелеотерапия
  • Кислородный коктейль
  • Травяные чаи и др.

Стоимость программы 136 500 руб. (6500 рублей в день ).

Особый детский сад

  • Программа для детей с особенностями развития (аутизм, ЗПР, РДА, синдром Дауна), различными нарушениями поведения и коммуникативных навыков.
  • Принимаются дети от 2,5 лет.
  • Путевка «Особый детский сад» — это: Пребывание ребенка с 9.00- 17.00
  • Присмотр и уход Сопровождение воспитателя-дефектолога
  • Постоянное наблюдение педиатра и невролога
  • Четырехразовое питание
  • Комплексные занятия по программе коррекционного обучения в школе
  • Прогулка, отдых, туалет, гигиена
  • Детские группы делятся по возрасту, диагнозу, возможностям.
  • Для каждого ребенка врачами и педагогами составляется индивидуальная программа реабилитации согласно медицинским и педагогическим рекомендациям.
  • Программы:
  • Особый детский сад + АВА-терапия
  • Особый детский сад + методика Бороздина
  • Особый детский сад + АВА-терапия + методики Бороздина
  • Особый детский сад + подготовка к школе

Фонд «Выход» не несет ответственности за содержание других ресурсов, а также за качество услуг, которые могут предлагаться по приведенным ниже ссылкам.

САЙТЫ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Региональные представительства Фонда «Выход»

Благотворительный фонд «Выход в Белгороде»
Outfundbel.ru
Фонд основан мамой ребенка с аутизмом, Натальей Злобиной для развития системы комплексной помощи при аутизме в Белгородской области, в том числе, развития инклюзивного образования и качественных услуг для детей с аутизмом и их семей.

Благотворительный фонд «Выход в Петербурге»
Outfundspb.ru
Фонд основан режиссером Любовь Аркус, автором документального фильма «Антон тут рядом», который впервые привлек внимание широкой российской публики к отсутствию помощи взрослым аутистам и их семьям в нашей стране. На базе Фонда открылся и успешно работает центр «Антон тут рядом», в котором более 60 взрослых людей с аутизмом получают сопровождение и обучение.

Информационные ресурсы по аутизму для родителей

Сайт «Особые переводы»
Specialtranslations.ru
Волонтерская группа профессиональных и непрофессиональных переводчиков и редакторов, в том числе родителей особых детей и специалистов, работающих в сфере реабилитации и развития детей с самыми разными нарушениями. На сайте постоянно публикуются переводы материалов про детей и взрослых с особенностями развития, большинство материалов посвящены аутизму.

Особое детство Иркутска
Deti38.ru
Форум по проблемам детей с особенностями развития Иркутска.

Аутизм. ABA-терапия
Autism-aba.blogspot.ru
Сайт поведенческого терапевта Юлии Эрц, посвященный вопросам применения ABA при аутизме. Содержит очень много переводных материалов по самым разным аспектам обучения детей с аутизмом и методикам ABA.

Жизнь с синдромом Аспергера
Aspie.live
Проект по распространению информации об эффективных методах помощи и обучения при синдроме Аспергера и высокофункциональном аутизме.

Библиотека Фонда «Отцы и дети»
Autism.ru
Один из первых сайтов об аутизме в Рунете, поддерживается благотворительным фондом из Санкт-Петербурга, который занимается помощью детям с аутизмом. На сайте находится очень большая библиотека материалов: статей и книг об аутизме и помощи детям с аутизмом. В том числе, на сайте можно найти первые автобиографии аутистов и родителей детей с аутизмом, опубликованные в России, а также различные статьи российских специалистов.

Сообщество «Особые дети – счастливые дети!» в Живом Журнале
Ru-happychild.livejournal.com
Прекрасное сообщество родителей особых детей, в том числе детей с разными формами аутизма. Для прочтения большинства постов нужно быть членом сообщества. В сообществе регулярно публикуются истории из жизни, родители задают волнующие их вопросы и обмениваются опытом, публикуют ссылки на полезную информацию и интересные материалы.

All Autism
Allautism.ru
Русскоязычный сайт с лентой новостей об аутизме, которые публикуются в различных центральных СМИ.

Организации, оказывающие помощь детям с аутизмом

Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП)
Autismhelp.ru/
Сайт московских государственных центров на улице Кашенкин Луг и на улице Архитектора Власова. Это единственный в России специализированный государственный центр помощи только для детей с РАС. В Центре предоставляются коррекционные индивидуальные услуги для детей и их родителей, а также действует школьное отделение с начальными классами для детей с РАС.

«АВА-класс» на Кашенкином Лугу
Facebook.com/abaclass
Страница Фейсбука, посвященная работе класса по подготовке детей с тяжелой форме аутизма к инклюзивному образованию, который поддерживается Фондом «Выход». На странице можно найти много информации по практическому применению АВА в обучении детей с аутизмом и материалов для работы с детьми.

Центр лечебной педагогики
Ccp.org.ru
Центр был создан в 1989 году по инициативе родителей детей с особенностями развития и специалистов. Центр оказывает широкий спектр услуг детям с различными нарушениями развития, включая аутизм. Организация также проводит регулярные образовательные мероприятия для специалистов.

Центр «Белая ворона»
Aba-centre.com
Сайт коммерческого центра, предоставляющего услуги по ABA-терапии в Москве. Одна из первых российских организаций, которая начала предоставлять услуги по коррекции аутизма в рамках этого подхода.

Центр «Наш солнечный мир»
Solnechnymir.ru
Центр реабилитации в Москве, работающий с 1991 года. Предоставляет различные коммерческие услуги по обучению и индивидуальной коррекции детей с аутизмом.

ABA в Самаре
Aba-samara.info
Сайт поведенческого аналитика Екатерины Жестковой, чья команда предоставляет услуги по прикладному анализу поведения при аутизме в Самаре.

Общество помощи аутичным детям «Добро»
Dobro.su
Сайт благотворительной организации, оказывающей помощь детям с аутизмом в Москве. Основной частью сайта является форум, также на сайте опубликованы статьи и популярные материалы об аутизме, написанные создателями организации.

Институт коррекционной педагогики

Официальный сайт Института коррекционной педагогики в Москве, государственного учреждения, где практически впервые в России начала проводиться диагностика и коррекция при расстройствах аутистического спектра. На сайте публикуются новости о деятельности института, есть раздел с информацией для родителей.

ЦПМСС «Зеленая ветка»
Zelvetka.pc.mskobr.ru
Московский государственный центр, оказывающий диагностические, коррекционные и образовательные услуги детям с особенностями развития и их родителям. Многие специалисты центра имеют большой опыт работы именно с расстройствами аутистического спектра.

Собаки — помощники инвалидов
Guidedogs.ru
Некоммерческая московская организация, занимающаяся подготовкой служебных собак для инвалидов по зрению, а также для детей с особенностями развития. Одно из направлений деятельности организации — проект «Солнечный пес», оказывающий услуги по канис-терапии для детей с аутизмом и другими особенностями развития.

Центр «Рафаил»
Rafail-10.ru
Благотворительный центр поддержки лечебной педагогики и социальной терапии «Рафаил» занимается организацией психолого-педагогической помощи и социокультурной реабилитации инвалидов с интеллектуальными и психическими нарушениями и их семей. На базе Центра действует отделение дошкольного воспитания, обучения детей младшего школьного возраста, отделение помощи инвалидам после школам и отделение помощи семьям детей-инвалидов.

Ресурсы по защите прав детей и взрослых с инвалидностью

Сайт «Особое детство»
Osoboedetstvo.ru
Проект Центра лечебной педагогики. Сайт предназначен для родителей детей с различными нарушениями развития. На сайте есть библиотека полезной литературы, база данных организаций, оказывающих помощь, форум.

РООИ «Перспектива»
Perspektiva-inva.ru
Сайт организации инвалидов, которая оказывает помощь в вопросах образования, трудоустройства и защиты прав людей с инвалидностью, включая ментальную инвалидность. Организация, в том числе, помогает в трудоустройстве и оказывает юридические консультации.

Организации и ресурсы для подростков и взрослых аутистов

Дорога в мир
Dorogavmir.ru
Сайт межрегиональной общественной организации, объединяющей семьи детей с особенностями развития, в том числе аутизмом. Основные цели деятельности «Дороги в мир» – поддержка семей и помощь взрослым людям с нарушениями развития. Сайт информирует о проектах организации, публикует реальные истории родителей, полезные ссылки и информацию о помогающих службах.

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области
Сlp.pskov.ru
ЦЛП города Пскова оказывает коррекционные услуги для детей от трех лет, а также организует сопровождение и проживание с сопровождением для молодых людей старше 18 лет с особенностями развития, в том числе, с аутизмом. Одна из лучших российских организаций, предоставляющих помощь взрослым людям с аутизмом.

«Особые мастерские» при технологическом колледже № 21
Om21.ru
Здесь молодые люди обучаются профессиональным навыкам в ремесленных мастерских: гончарной, столярной, швейно-ткацкой и художественно-полиграфической. В основу обучения положены принципы, разработанные ранее в предпрофессиональных мастерских Центра лечебной педагогики. Срок обучения с 1 сентября 2010 года — 6 лет. В перспективе — создание при колледже Центра ремесел с адаптационными рабочими местами для молодых людей, прошедших профессиональное обучение в колледже.

РОО «Яблочко»
Rooyablochko.ucoz.ru
Региональная общественная организация содействия социальной реабилитации лиц с оганиченными возможностями “Яблочко” создана в 2006 году. Миссией организации является создание специальных условий (специфической структуры) труда для инвалидов с ментальными нарушениями и другими ограничениями здоровья для обеспечения трудовой полезной занятостью с учетом их индивидуальных возможностей, включая в общий процесс производства, который осуществляется людьми без ограничения здоровья. В организации предоставляются коррекционные услуги, а также поддерживается работа мастерских для людей с ментальной инвалидностью, в том числе с аутизмом.

Синдром Аспергера
Aspergers.ru
Русскоязычный сайт о синдроме Аспергера, создан и поддерживается взрослыми людьми с этим расстройством. На сайте регулярно публикуются новости и статьи о синдроме Аспергера, есть несколько онлайн-тестов на синдром Аспергера и смежные расстройства, действует активный форум.

Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья
Dislife.ru
Один из крупнейших сайтов по вопросам инвалидности, на котором регулярно публикуются новости и статьи о различных видах инвалидности и жизни инвалидов, действует форум и служба знакомств.

Благотворительный фонд «Лучшие друзья»
Bestbuddies.ru
Российское представительство международного движения «Лучшие друзья», которое помогает людям с особенностями развития найти друзей среди ровесников-добровольцев без инвалидности и предоставляет им возможности для социализации и общения.

Ресурсы для специалистов

Проект Дефектолог.BY
Defectolog.by
Портал для специалистов в области дефектологии. На сайте есть статьи для специалистов, родителей, а также ресурсы для студентов.

Портал Логопеды.ру
Logopedy.ru
Портал для логопедов, содержит полезные материалы о логопедии, а также позволяет найти логопеда или логопедический центр в своем регионе России.

АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ССЫЛКИ

Сайт организации Autism Speaks
Autismspeaks.org
Самая крупная организация, занимающаяся вопросами аутизма в США. Информация о деятельности организации, блог и новостная лента о научных открытиях в области аутизма. Есть возможность прочитать популярные издания организации онлайн (про аутизм, синдром Аспергера, посещение парикмахера, проблемное поведении и другие), посетить бесплатные вебинары, которые проводятся совместно с организацией.

Национальное общество аутизма (National Autistic Society)
Autism.org.uk
Сайт самой крупной организации, занимающейся проблемами аутизма в Великобритании. На сайте можно найти информацию не только об услугах организации, но и множество полезной информации для аутистов, родителей детей с аутизмом и специалистов самых различных областей, которые могут сталкиваться с людьми с этим диагнозом. Информация оформлена в виде написанных простым и понятным языком статей со ссылками на научную литературу и опыт людей с аутизмом. На сайте можно посмотреть различные видео, в том числе выступления специалистов на мероприятиях организации. Желающие могут задать вопрос по электронной почте на «линию помощи по аутизму».

Ассоциация за науку в лечении аутизма (ASAT)
Asatonline.org
Сайт некоммерческой организации, цель которой – улучшить образование, лечение и уход для всех людей с аутизмом. Организация ставит целью борьбу с распространенной проблемой шарлатанства в лечении аутизма и выступает за доказательный подход к методам помощи. На сайте можно найти обзоры всех существующих на данный момент методов лечения аутизма, а также узнать, проводились ли научные исследования по определению эффективности метода, и если да, то каковы были их результаты.

Общество аутизма Америки (Autism Society of America)
Autism-society.org
Одна из первых благотворительных организаций помощи людям с аутизмом в США, была основана в 1965 году несколькими родителями детей с аутизмом, организация объединяет более 30 000 членов. Помимо информации про деятельность общества на сайте можно найти общую информацию про аутизм, особенно про взрослых аутистов, и реальные истории людей с аутизмом. После бесплатной регистрации на сайте можно читать печатные материалы общества на сайте онлайн.

Глобальное и региональное партнерство по синдрому Аспергера (GRASP)
Grasp.org
Первая в США организация, которая была создана и поддерживается людьми с синдромом Аспергера. Организация объединяет сеть групп поддержки для взрослых людей с синдромом Аспергера, а также занимается образовательными проектами в школах и университетах. На сайте можно найти статьи об особенностях синдрома Аспергера и эссе людей с этим расстройством о своем опыте.

Сеть самоадвокации аутистов (ASAN)
Autisticadvocacy.org
Некоммерческая организация, созданная и управляемая аутистами для защиты интересов других аутистов. Членами являются подростки и взрослые аутисты, ее поддерживают члены семей аутистов и специалисты. Организация старается изменить отношение к аутизму в обществе. На сайте действует регулярно обновляемый блог о правах аутистов, их дискриминации и различных спорных вопросах в отношении аутизма.

Autism Hub – лучшие блоги про аутизм
Autism-hub.com
Сайт объединяет самые интересные и популярные блоги на тему аутизма, в том числе блоги взрослых аутистов и блоги родителей детей с аутизмом. С помощью сайта можно искать блоги по категориям, либо отслеживать последние обновления в блогах, участвующих в проекте.

OASIS – о синдроме Аспергера
Aspergersyndrome.org
Сайт организации, созданной родителями детей с синдромом Аспергера. На сайте действует активный форум по различным вопросам, связанным с воспитанием детей с этим расстройством, кроме того, на сайте есть много статей, в первую очередь, об обучении учеников с синдромом Аспергера.

Autisable – блоги родителей и специалистов
Autisable.com
Социальная сеть блогов для всех, кто непосредственно занимается помощью детям с расстройствами аутистического спектра. На сайте можно найти множество интересных заметок и дискуссий по практическим аспектам терапии и обучения при аутизме.

Rethink Autism
Rethinkautism.com
Сайт организации, предоставляющей обучение по поведенческим методам помощи детям с аутизмом. На сайте можно найти много бесплатных видео и полезных советов по обучению детей с аутизмом и решению конкретных проблем.

Autism Match
Autismmatch.org
Сайт, помогающий семьям детей с аутизмом принять участие в исследованиях аутизма, при гарантиях безопасности и защиты интересов ребенка. Цель проекта – способствовать исследованиям аутизма, решив одну из самых насущных проблем – недостаток участников исследований.

Аутизм после 16 лет
Autismafter16.com
Сайт об аутизме у молодых людей и взрослых. На сайте рассматриваются такие вопросы как трудоустройство, финансовая безопасность, высшее образование и проживание взрослых аутистов.

Сайт Стивена Шора об аутизме и синдроме Аспергера
Autismasperger.net
Информационный сайт Стивена Шора – взрослого человека с синдромом Аспергера, который занимается консультациями родителей и помощью детям с аутизмом. На сайте можно найти статьи Шора, его выступления и общую информацию.

Everyone Communicates
Everyonecommunicates.org
Сайт, посвященный вспомогательной и альтернативной коммуникации, которая играет огромную роль для большинства людей с аутизмом. На сайте можно прочитать или скачать информацию о различных методах альтернативной коммуникации (облегченная коммуникация, жестовые языки, системы обмена картинками или символами и многие другие), а также узнать истории людей, которые пользуются альтернативной коммуникацией, и их близких.

Autism Europe
Autismeurope.org
Сайт европейской ассоциации по защите прав людей с аутизмом и членов их семей. На сайте можно узнать подробности о деятельности организации, а также скачать печатную продукцию ассоциации.

Институт исследований аутизма (Autism Research Institute)
Autism.com
Сайт Института исследований аутизма – некоммерческой организации, которая была основана в 1967 году доктором Бернардом Римландом, американским психологом и отцом ребенка с аутизмом, который в свое время одним из первых бросил вызов господствовавшим в науке теориям о том, что аутизм вызывается «холодными» матерями. Сейчас организация выделяет гранты на исследования методов лечения аутизма и спонсирует научные конференции по аутизму, а также издает информационный бюллетень и поддерживает бесплатные колл-центры для родителей. На сайте можно найти большое количество материалов по лечению аутизма, в основном по биомедицинскому подходу, посмотреть онлайн видео с выступлениями докладчиков на мероприятиях организации, записаться на бесплатные образовательные вебинары.

Фонд расстройства сенсорной интеграции
Spdfoundation.net
Фонд занимается нарушениями сенсорной интеграции, которые, как правило, присутствуют у людей с аутизмом. На сайте можно найти много информации о симптомах этого расстройства и подходах к терапии сенсорной интеграции для родителей и специалистов.

Сертификационный комитет по прикладному поведенческому анализу
Bacb.com
Сайт международного сертификационного комитета по ABA – основному и самому широко распространенному методу помощи людям с аутизмом в мире. На сайте можно найти информацию для потребителей ABA и базу данных специалистов.