Стоматология профилактика актуально. Стоматологическая профилактика. Классификация

Эпидемиология стоматологических заболеваний

Проведённые в настоящее время экспериментальные и клинические исследования подтверждают факты генетически запрограммированной временной структуры (канвы биоритмов), являющейся ведущим фактором морфофункционального становления и изменений в организме.

Развитие хронических заболеваний (к которым относится ряд стоматологических) подчинено временно-ритмической упорядоченности. Для раздела профилактики заболеваний концептуальные основы хрономедицины приобретают возрастающее значение.

Экспериментальные исследования и клинические данные подтверждают тот факт, что ведущим фактором морфофункционального становления и изменений в организме человека является канва биоритмов - генетически запрограммированная временная структура. Литературные источники свидетельствуют, что все спонтанные жизненные процессы подчинены временно-ритмической упорядоченности.

В настоящее время сформулированы концептуальные основы хронобиологии и хрономедицины. В 2007 г. на Проблемной комиссии по хронобиологии и хрономедицине (Российская академия медицинских наук) отмечалась актуальность их изучения для практического здравоохранения, особенно для профилактики заболеваний органов и систем организма.

Ведущий учёный в области хронобиологии и хрономедицины G. Hildebrandt в 1998 г. опубликовал данные исследований в этой области и сделал выводы, что увеличение числа хронических «болезней цивилизации» связано с отступлением от естественных ритмических порядков.

Имеются исследования учёных о взаимосвязи между расой, полом, возрастом, сопутствующей патологией и возникновением мультифакторных заболеваний. Генетическая диагностика позволяет выявить склонность к конкретному заболеванию задолго до клинических проявлений. Эта корреляция позволяет внедрять перспективные направления профилактики мультифакторных заболеваний.

Интересные исследования проведены А. Р. Акильжановой в рамках докторской диссертации о необходимости и перспективности молекулярно-генетических подходов к методологии организации профилактики и прогнозирования мультифакторных заболеваний.

Здоровый образ жизни, исключающий факторы риска заболеваний органов и систем организма, актуален не только для общего здоровья, но и стоматологического.

Кариес зубов учёные относят к болезням цивилизации. Многолетние исследования В. Р. Окушко подтверждают влияние биоритмов на сезонную периодичность поражения зубов кариесом. Реальностью является феномен пропотевания зубного лик-вора в зависимости от биоритмологического фона индивидуума. Не вызывает сомнений сезонная периодичность поражения зубов кариесом.

Кислотоустойчивость эмали зуба зависит от активности пульпы, которая через гипоталамус корректирует периоды устойчивости тканей зуба к повреждению. Установлено, что между периодом критического снижения кариесрезистентности и первыми клиническими проявлениями начального кариеса проходит от двух до четырёх месяцев.

Наиболее выраженный сдвиг уровня кариесрезистентности наблюдается в осенне-зимний период. Предкариес появляется в конце зимы, а с июля по сентябрь кариесрезистентность эмали повышается. В. А. Фролов (2007) считает, что сезонные колебания кариесрезистентности твёрдых тканей зубов связаны с адаптационными возможностями организма, колебаниями уровня иммунитета, которые повышаются в летний период.

Учёным-стоматологам пока ещё не до конца понятны механизмы физиологической составляющей защиты эмали. Над проблемой хронобиологии и хрономедицины в стоматологии успешно работает Steinman R. выявивший совместно с Leonora J. «гормональную ось» в виде цепочки: гипоталамус-околоушная слюнная железа-зубная жидкость. «Гормональная ось» подчинена биологическим ритмам и определяет кариесрезистентность.

Исследователи установили спонтанные колебания уровня функциональной резистентности эмали в соответствии с индивидуальными биоритмами и популяционными. Проведены лабораторно-экспериментальные исследования и апробация на популяционном уровне большого материала в течение ряда лет.

Установление факта сезонных колебаний кариесрезистентности эмали позволяет откорректировать меры профилактики кариеса зубов в соответствии с периодами критического снижения резистентности эмали и стабилизации кариесрезистентности. По данным изучения эффективности 10-летней программы профилактики кариеса зубов с учётом сезонных колебаний физиологической кислотоустойчивости эмали, использование мер профилактики в определённые периоды в соответствии с биоритмами весьма эффективно.

Программа предусматривает большой объём санитарного просвещения с проведением уроков гигиены в группах учреждений дошкольного образования и младших классах школ. Обязательным компонентом программы является санация полости рта в соответствии с сезонными колебаниями кариесрезистентности и степенью активности кариеса, как рекомендуют эксперты Всемирной организации здравоохранения.

Предусматривается герметизация фиссур первых постоянных моляров композитными материалами или стеклоиономерным цементом, содержащим фтор; ортодонтическое и, при необходимости, ортопедическое лечение. Уделяется большое внимание беременным, которым проводится эндогенная и экзогенная профилактика кариеса зубов.

В соответствии с программой профилактики, показано рациональное питание с ограничением сладостей, частоты приёма пищи как факторов риска скопления зубного налёта, из углеводов которого образуются кислоты, повреждающие эмаль зубов.

Полученные положительные результаты повышения кислотоустойчивости эмали зубов достоверны, так как исследования эффективности методов профилактики проведены в соответствии с принципами доказательной медицины (рандомизированное контролируемое исследование).

Леус П. А. (2005) сообщает, что на совещании экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (Ливерпуль, 2005) была принята «Ливерпульская Декларация ВОЗ по дальнейшему развитию стоматологической помощи в странах на период до 2020 года». В документе ставятся задачи и сформулированы пути снижения стоматологических заболеваний.

Планируется проведение научных исследований по проблеме кариеса зубов, слизистой оболочки полости рта, пародонта, разработка и внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний в соответствии с эпидемиологией стоматологических заболеваний в конкретных регионах. Рекомендуется интеграция программ здоровья населения со стоматологическими программами, первичная медико-санитарная помощь в профилактике стоматологических заболеваний.

В Республике Беларусь успешно реализуется Национальная программа профилактики кариеса зубов и болезней периодонта среди населения.

Программа регламентирует использование трёх основных методов профилактики: 1) качественная контролируемая гигиена полости рта; 2) эндогенное (использование пищевой фторированной соли) и местное использование соединений фтора в составе зубных паст, гелей, ополаскивателей, фторсодержащих пломбировочных материалов; 3) полноценное питание с ограничением рафинированных углеводов и частоты приёма пищи.

В настоящее время в практическом здравоохранении реализуется Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 30.05.2011 г. № 558 «Об организации диспансерного наблюдения взрослого и детского населения у врача-стоматолога», в котором уделяется внимание сохранению и укреплению стоматологического здоровья с использованием современных методов диагностики, лечения и профилактики.

Последние публикации по вопросам профилактики стоматологических заболеваний демонстрируют высокую активность учёных-стоматологов республики в изучении распространённости и интенсивности болезней зубов и полости рта, разработки методов их лечения и профилактики. Нами не обнаружены в доступной литературе данные об учёте биоритмов на индивидуальном и популяционном уровне. В развитии стоматологической науки найдут место основы хронобиологии и хрономедицины.

Терехова Т. Н. (2012) считает, что в связи с достаточно высоким уровнем стоматологических заболеваний среди детей нашей республики актуально создание здоровьесберегающего пространства в учреждениях дошкольного образования, изучение стоматологического статуса детей, на основании чего требуется разработка эффективных оздоровительных программ.

По данным Мельниковой Е. И. распространённость кариеса зубов у детей в возрасте двух лет составляет 24,9-39,3%, трёх лет - 54,8%, четырёх лет - 72,6%, пяти лет - 83,3%, в шесть лет - 90,0%.

Комитет экспертов Всемирной организации здравоохранения констатирует высокую распространённость стоматологических заболеваний у населения во всём мире. Стоматологические заболевания определяют состояние здоровья человека вообще.

Литература свидетельствует, что влияние антропогенных загрязнений окружающей среды на органы и ткани полости рта обусловливает высокую распространённость и интенсивность основных стоматологических заболеваний. Интенсивность поражения находится в прямой зависимости от уровня загрязнения, продолжительности воздействия на организм и степени адаптации организма к неблагоприятным факторам.

Изучение распространённости и интенсивности кариеса зубов у детей в возрасте семи-восьми лет из Адмиралтейского, Невского и Кронштадтского районов Санкт-Петербурга выявило зависимость уровня этих показателей от степени техногенного загрязнения атмосферного воздуха. Эти дети родились и постоянно проживают в своих районах. Свинец, кобальт, марганец и никель являются конкурентами кальция, который играет определяющую роль в процессах минерализации, деминерализации и реминерализации твёрдых тканей зубов.

Установлено, что у детей Невского района, где самый низкий уровень техногенного загрязнения атмосферного воздуха, количество общего кальция в твёрдых тканях зубов и ротовой жидкости детей было самым высоким. Это и обусловило наличие низкого уровня распространённости (85,5% детей имели поражённые кариесом зубы) и интенсивности (5,8 зуба в среднем у одного ребёнка) кариеса зубов у детей этого района по сравнению с детьми двух других районов.

У детей Адмиралтейского района распространённость кариеса зубов составила 87,3%, интенсивность - 6,9 зуба, а у детей промышленного, Кронштадтского, района - соответственно 92% и 8,9 зуба.

Изучена взаимосвязь заболеваний тканей полости рта с хроническими воспалительными заболеваниями кишечника. У 80 больных с заболеваниями кишечника установлена высокая частота заболеваний рецидивирующим афтозным стоматитом, хейлитами, гингивитами, отмечено снижение местного иммунитета полости рта, нарушения местной и общей гемодинамики слизистой оболочки полости рта.

По данным Немеш О. М. (2011), «...целостный организм - это иерархия большого количества функциональных систем, построенная по принципу многозвенного одновременного и последовательного взаимодействия, повреждение деятельности одной из систем обязательно приводит к нарушению деятельности других. Методологически патологию можно рассматривать как повреждение структурных связей между системными уровнями организма как целостной системы, что проявляется в нарушении функций».

Ряд заболеваний, выделенных как самостоятельные нозологические единицы, следует считать болезнями второго или третьего порядка.

При разных видах комбинированной патологии особенно сложным является взаимодействие между процессами повреждения и компенсации. Автор утверждает, что в 85% случаев общесоматическое заболевание является сопутствующим и активизирующим патологический процесс, протекающий в тканях пародонта.

Иванов В. С. (2001) приводит 32 группы заболеваний, связанных с поражением пародонта. Среди этих заболеваний имеются такие, которые в 100% случаев сопровождаются поражением тканей пародонта. Это язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, сахарный диабет, мочекаменная болезнь, гипо- и авитаминоз С, подострый септический эндокардит и др.

Заболевания пародонта чаще всего встречаются при системных заболеваниях организма, при этом патология пародонта имеет генерализованный характер и хроническое течение. Особенно это видно при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, ревматизме, неспецифических заболеваниях лёгких, печени и жёлчевыводящих путей, а также у больных с конституционально-экзогенным ожирением, при эндокринных расстройствах.

Изучение зависимостей заболеваний пародонта от соматических заболеваний и обратной связи способствует раскрытию механизмов развития заболеваний и повышению эффективности интегрированной системы профилактики с учётом ряда факторов риска: нерациональное питание, низкая физическая активность, курение, употребление алкоголя, химическое загрязнение, шум, вибрация, нервное перенапряжение, повышенная радиация.

Кисельникова Л. П. и соавторы (2012) изучали влияние интенсивности поражения зубов кариесом и гигиенического состояния полости рта на качество жизни детей 3-6-летнего возраста. Стоматологические заболевания влияют на такие компоненты качества жизни, как физический дискомфорт, функциональные нарушения, эмоциональное благополучие ребёнка.

Соловьёва А. М. (2012) опубликовала итоги круглого стола по проблеме «Связь стоматологического и общего здоровья»: раскрыт вопрос взаимосвязи и общности патогенетических механизмов развития воспалительных заболеваний пародонта и ряда соматических заболеваний. Учёные уделяют большое внимание обоснованию поддержания здоровья тканей полости рта в целях снижения риска развития таких заболеваний сердечно-сосудистой системы как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и др.

Амирханов Т. Н. (2011) указывает, что на уровень стоматологической заболеваемости могут влиять токсические факторы производственной среды. При стоматологическом обследовании лиц, работающих в целлюлозно-бумажной промышленности и по роду своей деятельности имеющих непосредственный контакт с профессиональными патогенными факторами, распространённость и интенсивность кариеса зубов и болезней слизистой оболочки полости рта была на 10% выше, чем у работников комбината, не контактирующих с токсическими веществами.

В целлюлозно-бумажной промышленности патогенным действием обладают: диоксид серы, сероводород, метилмеркаптан, диметилсульфид, метанол, скипидар, оксид углерода, хлор и пыль бумажная.

Гажва С. И. (2012) указывает, что воздействие неблагоприятных производственных факторов биологической, химической и физической природы приводят к изменению функционирования различных систем организма человека.

У рабочих предприятия «Сибур-Нефтехим», контактирующих с хлором, каустиком и хлороганическими соединениями, в возрасте 20-29 лет распространённость кариеса зубов составила 84,3%, интенсивность - 12,48 зуба в среднем у одного рабочего. Это значительно выше, чем у населения их возраста из этого региона. К возрасту 30-39 лет распространённость кариеса зубов возросла на 8,85%, интенсивность кариеса - до 15,45 зубов.

У работающих на предприятии на протяжении до 20 лет (к возрасту 40-55 лет) распространённость кариеса зубов составила 98,45% (у отдельных лиц - 99,6%) и индекс (кариес пломб удалённых) возрос до 19,3-20,36 зуба у одного обследованного. Под влиянием химических факторов только у 10,18% обследованных отмечалась низкая метаболическая активность микроорганизмов полости рта, а у 66,9% обследованных отмечен «взрыв» метаболической активности кариесогенных бактерий.

Кабирова М. Ф. (2011) в диссертационном исследовании установила, что у рабочих нефтехимического производства в Татарстане выявлена высокая интенсивность кариеса зубов - в среднем 17, 7 зуба у одного работника. Особенно страдает слизистая оболочка полости рта (распространённость заболеваний слизистой оболочки полости рта составила 95,5%), заболеваний пародонта - 94,5%. Выявлен дисбаланс местного иммунитета в полости рта у 53,3%; менее 40% - показатель реакции абсорбции микроорганизмов эпителиальными клетками.

Эпидемиологические исследования уровня стоматологической заболеваемости населения Республики Беларусь выявили среднюю степень распространённости и интенсивности кариеса зубов и болезней периодонта. Особую озабоченность у стоматологов вызывает достаточно высокий уровень стоматологической заболеваемости у детей республики.

По данным Е. И. Мельниковой (2002) 24,96 % детей двухлетнего возраста и 54,78 % детей четырёх лет возраста имеют кариозные зубы.

В возрасте 12 лет 83,3% городских и 95,0% сельских детей имеют кариозные зубы. Важной государственной задачей является сохранение здоровья населения.

Перовой Е. Г. (2010) установлена взаимосвязь между степенью нарушения опорно-двигательного аппарата у детей и развитием у них аномалий и деформаций зубочелюстной системы. Врачам-стоматологам в случае установления у ребёнка глубокого резцового перекрытия или дистального прикуса необходимо направить ребёнка к врачу-ортопеду для оценки состояния его опорно-двигательного аппарата.

В свою очередь, педиатрам и врачам-ортопедам рекомендуется информировать родителей и детей со сколиозом о необходимости консультации ребёнка у стоматолога-ортодонта. В рамках национальных программ оздоровления детей при ранней диспансеризации детей и проведении профилактических осмотров стоматологами и ортопедами необходим комплексный подход к определению уровня здоровья ребёнка и лечебно-профилактических рекомендаций.

Используя опыт реализации программ профилактики стоматологических заболеваний в большинстве стран, в нашей стране разработали Национальную программу профилактики кариеса зубов и болезней периодонта у населения Республики Беларусь (1998). Эта программа регламентирует участие в её реализации врачей-стоматологов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, медицинского персонала дошкольных учреждений и школ, учителей школ, родителей, руководителей промышленных предприятий.

В этом же документе определены три основных метода профилактики стоматологических заболеваний: 1) рациональная гигиена полости рта, 2) сбалансированное питание; 3) использование соединений фтора.

Кроме этой программы, существуют программы здоровья, разделом в которых идёт сохранение стоматологического здоровья населения.

Профилактика в стоматологии - это актуальная задача для сегодняшнего времени. Ведь мероприятия по профилактике стоят гораздо дешевле, чем лечение заболеваний и их осложнений. В медицине профилактика всегда подразделяется на виды. Рассмотрим некоторые из них.

Первичная профилактика

Данный вид направлен на предупреждение заболеваний зубов и полости рта. Сюда можно отнести санитарное просвещение, обучение населения правильной гигиене полости рта, профилактические осмотры.

Вторичная профилактика

Происходит выявление начальных признаков заболеваний, их плановое лечение и реминерализующая терапия.

Третичная профилактика

Здесь проводится лечение болезней в разгаре с целью предотвращения их прогрессирования и развития осложнений, а также реабилитация после потери зубов, то есть протезирование.

Еще одна классификация подразделяет стоматологическую профилактику на:

  • Общую . Сюда можно отнести рациональное питание и прием поливитаминов.
  • Местную . К ней относятся адекватная гигиена полости рта, регулярные осмотры у стоматологов, применение лечебно-профилактических средств.

Выделяют три основных направления профилактики:

  1. оздоровление всего организма;
  2. уменьшение воздействия патогенных факторов в ротовой полости;
  3. повышение сопротивляемости полости рта.

Существует также массовая профилактика. Она представляет одно из самых перспективных направлений. Здесь очень важно взаимодействие медицинских и социально-педагогических структур. Это обеспечит преемственность, так как профилактика должна начинаться уже в период беременности. Далее, с младенческого возраста, при появлении первых молочных зубов , родителям очень важно осуществлять за ними правильный уход и прививать детям самостоятельные навыки по гигиене полости рта.

На государственном уровне, в регионах с недостатком фтора, принято фторирование воды. Это позволяет в несколько раз уменьшить заболеваемость кариесом .

Очень важной частью профилактики является пропаганда ЗОЖ среди населения. Сюда входит организация режима труда и отдыха, правильное питание, отказ от вредных привычек . Ведь все это напрямую связано со здоровьем зубов. Например, частое употребление продуктов богатых углеводами, может негативно сказаться на состоянии зубов.

Таким образом, для эффективного устранения причин возникновения и развития заболеваний необходимо на государственном уровне разрабатывать и внедрять специальные программы стоматологической профилактики.

В заключение хочется вспомнить известного врача и ученого П. Г. Дауге, который писал, что эффективной и правильно организованной профилактика будет тогда, когда врачи-ортопеды останутся без работы.

2.6. Методы первичной профилактики основных стоматологических заболеваний у детей

Профилактика стоматологических заболеваний:

1) первичная - использование различных методов и средств для предупреждения возникнове­ния стоматологических заболева­ний. Начальные признаки пораже­ния тканей при проведении профи­лактических мероприятий могут стабилизироваться или подверг­нуться обратному развитию;

2) вторичная - применение тра­диционных методов лечения для остановки развившегося патологи­ческого процесса и сохранения тканей. Включает лечение кариеса зубов (пломбирование, эндодонтические процедуры), терапевти­ческое и хирургическое лечение за­болеваний пародонта и других за­болеваний полости рта;

3) третичная - восполнение анатомической и функциональной целости зубочелюстной системы. Предусматриваются использование средств, необходимых для замеще­ния отсутствующих органов и тка­ней, и проведение реабилитации пациентов, приближая насколько возможно их состояние к норме.

К методам первичной профилак­тики относятся:

Индивидуальная гигиена полости рта;

Профессиональная гигиена поло­сти рта;

Эндогенное использование препа­ратов фтора;

Применение средств местной про­филактики;

Стоматологическое просвещение.

Индивидуальная гигиена полости рта. Ведущим компонентом профи­лактики стоматологических заболе­ваний является гигиена полости рта. Систематическая чистка зубов, удаление мягких зубных отложений способствуют физиологическому процессу созревания эмали зубов. Биологически активные компонен­ты, входящие в состав средств гиги­ены, обогащают ткани зуба и паро­донта солями фосфатов, кальция, микроэлементами, витаминами, по­вышают их устойчивость к вредным воздействиям. Регулярный массаж десен при чистке зубов щеткой спо­собствует активации обменных процессов, улучшению кровообра­щения в тканях пародонта.

Индивидуальная гигиена - тща­тельное и регулярное удаление па­циентом зубных отложений с по­верхностей зубов и десен с помо­щью различных средств.

Зубные щетки - основной инст­румент для удаления отложений с поверхностей зубов и десен. Сейчас существует множество моделей зуб­ных щеток, предназначенных для удаления зубного налета с гладких, окклюзионных и проксимальных поверхностей зубов. Разработка но­вого дизайна щеток осуществляется с помощью компьютера.

Зубные щетки отличаются:

Размером головки;

Свойствами волокон;

Формой щеточного поля головки и расположением пучков;

Жесткостью;

Дизайном ручки.

Размер головки зубной щетки. В настоящее время (как взрослым, так и детям) рекомендуется исполь­зовать щетки с маленькой голов­кой, которыми легко можно мани­пулировать в полости рта и очи­щать труднодоступные поверхности зубов. Размер головки детской зуб­ной щетки должен быть 18-25 мм.

Свойства волокон. Для изготов­ления зубных щеток преимущест­венно используют синтетические волокна. В то же время в продаже еще встречаются щетки, изготов­ленные из натуральной щетины. Этот материал, естественно, усту­пает синтетическим волокнам по качеству. Его недостатками явля­ются наличие срединного канала, заполненного микроорганизмами, трудность содержания щетки в чистоте, невозможность идеальной обработки концов щетинок и сложность придания ей определен­ной жесткости.

Форма щеточного поля головки. В боковой проекции можно разли­чить несколько профилей головки зубной щетки - плоский, вогну­тый, выпуклый, многоуровневый. Щеткой с вогнутой формой рабо­чей части головки лучше очищать вестибулярные поверхности зубов, тогда как с выпуклой - язычные. Щетки, у которых щетинки распо­лагаются на разных уровнях, более эффективно, чем плоские, удаляют налет, особенно с проксимальных поверхностей зубов.

Расположение пучков волокон. В головке щетки щетинки органи­зованы в пучки, располагающиеся обычно в 3 или 4 ряда. Такое рас­положение позволяет лучше очис­тить все поверхности зубов. Пучки щетинок, как правило, имеют раз­личную высоту: более длинные (мягкие) по периферии, более ко­роткие - в центре. Каждая группа пучков способствует более тщатель­ному удалению налета в той или иной области зубного ряда. Прямые высокие волокна очищают налет в межзубных промежутках; корот­кие - в фиссурах. Пучки волокон, расположенные в косом направле­нии, проникая в зубодесневую бо­розду, удаляют зубной налет из пришеечной области.

Некоторые модели зубных щеток имеют силовой выступ для лучшего очищения моляров, особенно дистальных поверхностей последних моляров, и глубокого проникнове­ния в межзубные промежутки.

Часто зубные щетки снабжены индикатором - двумя рядами пуч­ков волокон, окрашенных разно­цветными пищевыми красителями, которые обесцвечиваются по мере использования. Сигналом для заме­ны щетки является обесцвечивание щетинки на половину ее высоты. Это обычно происходит через 2- 3 мес при ежедневной двухразовой чистке зубов.

Жесткость щетки зависит от со­става волокна, диаметра и длины щетинки, а также от количества щетинок в пучке.

Различают несколько степеней жесткости зубных щеток: очень же­сткие, жесткие, средние, мягкие, очень мягкие.

Рекомендации пациентам по ис­пользованию зубной щетки той или иной степени жесткости сугубо индивидуальны. Наиболее широ­ко применяют щетки средней сте­пени жесткости. Как правило, дет­ские зубные щетки изготавливают из очень мягкого или мягкого во­локна.

Дизайн ручки. Форма ручки зуб­ных щеток может быть прямой или изогнутой под разными углами, од­нако длина ее должна быть доста­точной, чтобы обеспечить макси­мальные удобства при чистке зубов. Детские зубные щетки «Oral-В», «Disney Mickey Mouse L-10» (для детей от 2 лет) и »Squish Grip» (от 4 лет) - очень мягкие, с маленькой головкой, индикаторными щетин­ками и удобной нескользящей руч­кой.

Приучить ребенка правильно чи­стить зубы можно с помощью зуб­ных щеток, у которых при чистке зубов (в течение 2-3 мин) изменя­ется первоначальный цвет ручки. Таким же свойством обладают зуб­ные щетки, у которых в ручку вмонтирована погремушка. При правильных (вертикальных) движе­ниях щетки издается звук, а при го­ризонтальных (неправильных) зуб­ная щетка «молчит».

Межзубные щетки. Специальные зубные щетки предназначены для очищения межзубных промежут­ков, пришеечных областей зу­бов, пространств под несъемными ортодонтическими конструкциями. Обычно они небольшого размера, их рабочая часть может состоять из одного пучка волокон, подстри­женного в виде конуса или не­скольких пучков, размещенных в одном ряду. С такими щетками ис­пользуют сменные ершики разного размера.

Электрические зубные щетки. Этот вид зубных щеток сейчас ис­пользуют довольно широко. При­мером может служить электриче­ская зубная щетка «Braun Oral-B Plak Control 3D». В этой щетке имеются 3 вида щетинок: мягкие FlexiSoft с губчатой структурой, бо­лее высокие - «силовые выступы», индикаторные. Маленькая головка щетки совершает пульсацию с час­тотой 20 000 колебаний в минуту, что разрыхляет зубной налет, и воз­вратно-вращательные движения с частотой 7600 колебаний в минуту, при которых удаляется налет даже с труднодоступных поверхностей. Одновременно с чисткой осуществ­ляется массаж десен.

Для детей разработаны специаль­ные детские электрические зубные щетки.

Методы чистки зубов. Очищение молочных зубов с момента прорезы­вания. С момента прорезывания первых молочных зубов их необхо­димо очищать не менее 1 раза в день специальной зубной щеточ­кой, которую родители надевают себе на палец.

С 1 года ребенку можно чистить зубы 2 раза в день мягкой детской зубной щеткой, с 2-2,5 лет - 2 раза в день, используя при этом мягкую зубную щетку и гелеобразную детскую зубную пасту. Контро­лем правильности чистки зубов во всех возрастных периодах должно служить отсутствие видимого на­лета.

Круговой метод Fones . Используя этот метод, вначале очищают вести­булярные поверхности сомкнутых зубов круговыми движениями, исключая краевую часть десны, затем открывают рот и очищают малень­кими вращательными движениями оральные поверхности, горизон­тальными или вращательными дви­жениями - окклюзионные поверх­ности зубов. Этот метод рекоменду­ется и детям, и взрослым.

Стандартный метод чистки зубов (Г.Н. Пахомов). Зубной ряд услов­но делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жеватель­ных зубов, последовательно перехо­дя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти.

При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45 ° к зубу и производят очищающие дви­жения от десны к зубу, одновре­менно удаляя налет с зубов и десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (воз­вратно-поступательными) движени­ями, при этом волокна щетки про­никают глубоко в фиссуры и меж­зубные промежутки.

Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюс-тей очищают таки­ми же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки распола­гают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым уг­лом к ним и захватывают не только зубы, но и десну.

Заканчивают чистку всех сегмен­тов круговыми движениями.

Зубные нити (флоссы). Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки контактных поверхностей зубов. Их изготавливают из специального синтетического волокна. Они могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, иногда с ментоловой пропиткой. Кроме того, сущес-твуют суперфлоссы - нити с односторонним утолщением. Такая нить имеет жесткий кончик и сочетание невощеных фрагментов с более широкими нейлоновыми во­локнами. Она позволяет очищать контактные поверхности зубов, а также способствует более тщатель­ному удалению остатков пищи и налета с имеющихся в полости рта ортопедических и ортодонтических конструкций.

Способ применения зубных нитей. Нить длиной 35-40 см накручива­ют вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук. Затем осторож­но вводят натянутую нить (с помо­щью указательных пальцев - на нижней челюсти и больших паль­цев - на верхней челюсти) по кон­тактной поверхности зуба, стараясь не травмировать десневой сосочек. Несколькими движениями нити удаляют все мягкие отложения. По­следовательно производят очище­ние контактных поверхностей каж­дого зуба.

Дети могут самостоятельно поль­зоваться флоссами начиная с 9-10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у де­тей рекомендуется родителям.

Зубные пасты. Широкое распро­странение с 30-х годов XX столетия приобрели зубные пасты, которые обладают значительными преиму­ществами перед порошками и явля­ются более удобными и массовыми средствами гигиены. Их эффектив­ность в профилактике кариеса зу­бов и болезней пародонта обще­признанна.

Применение зубных паст в зна­чительной мере способствует сни­жению (в среднем на 25-30 %) ча­стоты кариеса постоянных зубов, улучшению гигиенического состоя­ния полости рта (на 24-46 %), уменьшению воспалительных явле­ний в тканях пародонта (на 33- 58 %).

Зубные пасты должны хорошо удалять мягкий зубной налет,

остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать выраженным дезодо­рирующим и освежающим действи­ем и не давать побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

Основные компоненты зубных паст:

Абразивные вещества - обеспе­чивают очищающее и полирую­щее действие (химически осаж­денный мел, дикальцийфосфат, диоксид кремния, гидроокись алюминия и др.);

Связующие вещества - обеспечи­вают стабильность состава зубной пасты (натуральные и синтетиче­ские гидроколлоиды);

Увлажняющие вещества - спо­собствуют сохранению влаги в па­сте, получению пластичной одно­родной массы (многоатомные спирты);

Пенообразующие вещества (али­зариновое масло, лаурилсульфат натрия);

Отдушки и подсластители - обес­печивают органолептические свой­ства зубной пасты (мята перечная, сахарозаменители).

В последнее время нашли приме­нение гелеобразные зубные пасты, полученные на основе соединений окиси кремния и обладающие вы­сокой пенообразующей способно­стью. Такие пасты приятны на вкус, имеют разную окраску за счет добавляемых красителей, однако очищающая способность некото­рых из них ниже, чем паст, содер­жащих меловую основу или дикаль­цийфосфат.

Гельные зубные пасты обеспечи­вают более мягкое очищающее дей­ствие, не травмируя эмаль молоч­ных зубов, поэтому их также реко­мендуют использовать у детей до­школьного и младшего школьного возраста.

Зубные пасты могут содержать биологически активные компоненты, что позволяет применять их как

основные средства профилактики кариеса зубов и болезней пародонта.

Самым массовым лечебно-про­филактическим средством являются противокариозные фторидсодержащие зубные пасты. В качестве противокариозных добавок в состав зубных паст вводят фториды натрия и олова, монофторфосфат натрия, подкисленный фосфатами фторид натрия, а в последнее время и орга­нические соединения фтора (аминофториды).

Фториды увеличивают резистентность зубов к кислотам, образуе­мым микроорганизмами зубного налета, усиливают реминерализацию эмали и угнетают метаболизм микроорганизмов налета. По реко­мендациям ВОЗ (1984), оптималь­ная концентрация фторида в зуб­ных пастах должна составлять 0,11 %. В составе детских зубных паст фтористые соединения нахо­дятся в малом количестве - до 0,023 %.

Для полной минерализации твер­дых тканей зуба и повышения их резистентности к кариесу, помимо фторидов, необходимы и другие не­органические элементы.

Зубные пасты, содержащие фос­фаты калия, натрия, глицерофос­фаты кальция и натрия, глюконат кальция, окись цинка, оказывают выраженное противокариозное дей­ствие. Подобный эффект дают так­же зубные пасты, имеющие в своем составе производные хитина и хитозана. Эти вещества обладают сродством к белкам и способны ингибировать адсорбцию Streptococcus mutans, mitis, sanguis на поверх­ности гидроксиапатита. Примене­ние противовоспалительных зубных паст является простой и доступной формой предупреждения и лечения болезней пародонта. В их состав вводят биологически активные ве­щества - лекарственные травы, соли, антисептики, ферменты, ви­тамины, микроэлементы.

Противовоспалительное действие оказывают зубные пасты с добавка­ми лекарственных трав: ромашки, зверобоя, гвоздики, тысячелистни­ка, аира болотного, календулы, шалфея, экстракта корня женьше­ня. Эти пасты способствуют умень­шению кровоточивости десен, об­ладают обезболивающим, противо­воспалительным и регенерирую­щим эффектом.

Для ускорения регенераторных процессов слизистой оболочки в зубные пасты вводят биологически активные компоненты - фермен­ты, масляные растворы витаминов А и Е, каротолин. Для снижения количества зубного налета и ингибирования роста кристаллов камня в зубные пасты включают также пирофосфаты натрия или калия, цитрат цинка, которые, не влияя на активность фторидов, способны ингибировать формирование твер­дых зубных отложений.

Компоненты, входящие в состав некоторых зубных паст, такие как ремодент, глицерофосфат каль­ция, синтетический гидроксиапатит, способствуют уменьшению по­вышенной чувствительности эмали за счет закрытия входных отверстий дентинных канальцев.

В состав большинства отбелива­ющих зубных паст в качестве абра­зива вводят диоксид кремния высо­кой концентрации, а также полиру­ющие компоненты и вещества, пре­пятствующие образованию твердых зубных отложений. Не рекоменду­ется использование отбеливающих паст у детей в период прорезывания постоянных зубов.

Жевательные резинки. Ксред­ствам, позволяющим улучшить ги­гиеническое состояние полости рта, относятся жевательные ре­зинки, которые внастоящее время рекомендуют использовать и де­тям.

Жевательная резинка, воздейст­вуя на ткани полости рта, способст­вует:

Увеличению скорости слюноотде­ления;

Стимуляции выделения слюны с повышенной буферной емкостью;

Нейтрализации кислот зубного налета;

Усилению омывания слюной труднодоступных участков поло­сти рта;

Нормализации клиренса сахарозы из слюны;

Удалению остатков пищи.

В настоящее время используют жевательные резинки, изготовлен­ные на основе сахарозаменителей, так как они обладают противокариозным эффектом. Сахарозамените-ли придают жевательной резинке сладкий вкус, но в отличие от саха­ра очень медленно разлагаются до кислот. Некоторые жевательные ре­зинки содержат противокариозные и противовоспалительные добавки: соединения фтора, лактат кальция, хлоргексидин. Пользоваться жева­тельной резинкой следует после каждого приема пищи и сладостей не более 10 мин. Не рекомендуется бесконтрольное, многократное ис­пользование жевательной резинки в течение дня.

Зубные эликсиры предназначены для ополаскивания полости рта по­сле чистки зубов или приема пищи. Они улучшают очищение поверхно­стей зубов, предупреждают образо­вание зубного налета, дезодориру­ют полость рта. В состав эликсиров могут входить биологически актив­ные компоненты: фторид натрия, экстракты лекарственных растений, триклозан и ксидифон, препятству­ющие образованию зубного камня.

Профессиональная гигиена поло­сти рта. Профессиональная гигие­на - комплекс мер, устраняющих и предотвращающих развитие карие­са зубов и воспалительных заболе­ваний пародонта путем механиче­ского удаления с поверхностей зу­бов над- и поддесневых зубных от­ложений.

Профессиональная гигиена вклю­чает в себя:

Мотивацию пациента к борьбе со стоматологическими заболевани­ями;

Обучение пациента индивидуаль­ной гигиене полости рта;

Удаление над- и поддесневых зуб­ных отложений;

Полировку поверхности зуба (в том числе и корня);

Устранение факторов, способству­ющих скоплению зубного налета.

Профессиональная гигиена поло­сти рта как один из основных ком­понентов профилактики стоматоло­гических заболеваний должна про­водиться детям и подросткам стро­го индивидуально и через опреде­ленное время.

Длительность интервалов между посещениями врача-стоматолога за­висит от:

Гигиенического состояния поло­сти рта;

Интенсивности кариеса зубов;

Присутствия гингивита;

Выраженности пародонтита;

Степени прорезывания зубов.

Контролируемая чистка зубов - это чистка зубов, которую пациент осуществляет самостоятельно в присутствии специалиста (вра­ча-стоматолога, гигиениста и др.). Сначала зубы пациента обрабаты­вают окрашивающим средством и определяют ИГ. Затем пациент чис­тит зубы в своей обычной манере, и у него вновь определяют ИГ. Спе­циалист с помощью зеркала пока­зывает пациенту, какие поверхно­сти тот очищает недостаточно. При последующих посещениях контро­лируемую чистку зубов повторяют, оценивая навыки пациента.

Врач должен объяснить ребенку и родителям причины возникнове­ния и развития кариеса зубов и за­болеваний пародонта, образования зубных отложений, содержащих бактерии и продукты их жизнедеятельности, и методы контроля за их образованием. Должны быть также даны рекомендации по примене­нию средств профилактики и гиги­ены (зубных щеток, паст, зубных нитей, щеток для очищения меж­зубных промежутков, языка, зубо­чисток, гелей, полосканий и др.) и правилам пользования ими.

Профессиональная чистка зубов как компонент программы профи­лактики кариеса и воспалительных заболеваний пародонта была пред­ложена P. Axelsson и др. в 1970 г. в так называемой «Карлштадской мо­дели» (Швеция). Эта комплексная программа профилактики включала регулярное обучение пациентов чи­стке зубов, профессиональную чи­стку, местное применение фтори­дов, рекомендации по питанию. Профессиональную чистку прово­дил специально обученный стома­тологический персонал через опре­деленные промежутки времени (каждые 2 нед). Идея проведения процедуры полного удаления зуб­ного налета основывалась на дан­ных исследований, показавших, что при наличии плотного налета при­знаки гингивита и начального ка­риеса развиваются за 2-3 нед при условии, что в налете периодически присутствует сахароза.

Несмотря на отличные результа­ты, «Карлштадская программа» ока­залась дорогостоящей, поэтому в те­чение последующих десятилетий ис­следователи пытались выработать оптимальные интервалы между по­сещениями пациентов, чтобы сохра­нить положительный эффект профи­лактических программ и в то же вре­мя снизить их стоимость. Одним из примеров может служить программа Nexo (Дания) и ее модификация, внедренная И.Н. Кузьминой (1996) в Солнцевском районе Москвы. Осо­бенностью этих программ является планирование интервалов между проведением профессиональной чи­стки зубов в зависимости от индиви­дуальных особенностей ребенка.

При этом интервал между прове­дением профессиональной чистки зубов определялся на основании следующих факторов:

Заинтересованности родителей и детей в программе;

Поражаемости зубов кариесом у пациента;

Степени прорезывания (особен­ное внимание уделяется первым и вторым постоянным молярам) и наличию кариеса на жевательных поверхностях постоянных моля­ров.

Основные принципы проведения профессиональной чистки зубов у конкретного пациента:

Все зубы окрашивают красителем (обычно эритрозином). Врач по­казывает пациенту места наи­большего скопления налета. Обу­чение чистке зубов проводят с учетом индивидуальных особен­ностей гигиенического состояния полости рта;

Оставшийся налет удаляют при помощи абразивной фторидсодержащей полировочной пасты, где в качестве абразива преиму­щественно используют диоксид кремния. Удаление налета с жева­тельных поверхностей зубов про­водят вращающимися щеточка­ми, а с гладких поверхностей - мягкими резиновыми колпачка­ми, заправленными полировоч­ной пастой. Как щеточки, так и колпачки приводятся во враще­ние микромотором механическо­го наконечника. Апроксимальные поверхности зубов очищают от налета зубными нитями;

После очищения всех поверхно­стей зубов необходим контроль за тщательностью выполненной процедуры. Для самостоятельного контроля за качеством чистки зу­бов в домашних условиях пациен­ту можно рекомендовать исполь­зование окрашивающих зубной налет таблеток.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, СОДЕРЖАНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К ЕЕ ВНЕДРЕНИЮ

Фундаментом советского здравоохранения является профилактика, определяющая содержание и направление деятельности научных и практических медицинских учреждений. Конкретные формы ее осуществления изменялись иа разных исторических этапах развития человеческого общества, в зависимости от условий общественного и государственного строя, а также от уровня развития науки. П. Г. Дауге (1933) писал, что в первом директивном документе Наркомздрава в 1918 г. основное внимание было уделено развитию профилактических принципов в системе оказания стоматологической помощи населению. В настоящее время в основе организации всех служб здравоохранения лежит профилактический принцип. Единство лечебных и профилактических мероприятий составляет принципиальную основу организации медицинской помощи населению, что обусловливает эффективное внедрение в практику достижений науки. Стоматологическая наука относится к категории прикладных наук, где конечной целью всех исследований является создание эффективных методов лечения и профилактики стоматологических заболеваний.

Исходя из современных представлений об этиологии и патогенезе стоматологических заболеваний и в соответствии с рекомендациями Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения, профилактические мероприятия принято подразделять на первичные, вторичные и третичные. Под первичной профилактикой понимается комплекс общих мероприятий по укреплению здоровья человека в сочетании со специальными, направленными на предупреждение кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий и т. д.



Вторичная профилактика представляет собой комплекс методов лечения кариеса зубов и его осложнений, заболеваний пародонта и развившихся зубочелюстных аномалий. При этом используемые методы терапевтических и хирургических вмешательств направлены на обеспечение полноценной функции зубов, пародонта и зубочелюстного аппарата в целом. Основным организационным методом вторичной профилактики является плановое оказание стоматологической помощи (плановая санация) дошкольникам, школьникам, подросткам и взрослым организованных коллективов по участковому принципу. Метод плановой санации, который был использован уже в первые годы Советской власти, в настоящее время стал неотъемлемой частью в лечебно-профилактической деятельности всех стоматологических учреждений страны.

Третичная профилактика в стоматологии - это восстановление утраченной функции зубочелюстной системы в результате потери зубов или вследствие заболеваний, повлекших за собой сложные реконструктивные хирургические операции на лице и челюстях.

Мероприятия по предупреждению стоматологических заболеваний будут эффективными, если они осуществляются в плановом порядке и по комплексной системе, сочетающей в себе все уровни программы профилактики.

Конкретные меры и организационные принципы их использования изложены в методических указаниях Министерства здравоохранения СССР «Комплексная система профилактики стоматологических заболеваний» (1979). Теоретическим обоснованием для внедрения методов профилактики стоматологических заболеваний послужили исследования по развитию, структуре и функции зубов пародонта и зубочелюстного аппарата в

целом. Одним из важнейших методов комплексной системы профилактики является метод медико-педагогического убеждения в санитарно-гигиеническом обучении и воспитании детей и взрослых. Рекомендованные к применению методы и средства профилактики способствуют повышению резистентности зубов и пародонта или купируют патологические процессы на стадии предболезни. В течение ряда лет программа профилактики в соответствии с методическими указаниями Министерства здравоохранения в порядке широкого эксперимента внедрялась в некоторых городах и селах нашей страны. В определенный возрастной период жизни человека программой предусмотрены соответствующие методы профилактики:

Период беременности:

Санитарно-просветительная работа;

Сбалансированное питание;

Всесторонняя стоматологическая помощь;

Дети в возрасте до 5 лет:

Предупреждение вредных привычек;

Систематическое потребление препаратов фтора в местностях с недостаточным его содержанием в воде;

Обучение гигиене полости рта и ее регулярное использование;

Регулярная стоматологическая помощь;

Дети в возрасте от 6 до 15 лет:

Рациональный режим питания с ограничением сахарозы;

Регулярная санитарно-просветительная работа;

Регулярная гигиена полости рта;

Систематическое потребление препаратов фтора;

Местная обработка тканей зуба реминерализующими средствами и препаратами, предупреждающими образование зубного налета;

Стоматологическая помощь в полном объеме; - подростки:

Регулярная индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта;

Местное использование противокариозных средств;

Сбалансированное питание;

Регулярная стоматологическая помощь в полном объеме;

Выявление и устранение профессиональных вредностей;

Взрослое население:

Адекватная индивидуальная и профессиональная гигиена полости рта;

Своевременная стоматологическая помощь в полном объеме;

Устранение вредных привычек (курение) и профессиональных вредностей.

Внедрению комплексной системы профилактики, как показал опыт, накопленный в нашей стране, должны предшествовать следующие мероприятия:

Определение контингента населения, где планируется проведение работы, выделение соответствующей численности врачей и среднего медицинского персонала, которые будут осуществлять реализацию программы;

Изучение распространенности стоматологических заболеваний (кариес зубов, заболевание пародонта, флюороз, очаговая деминерализация и др.) у этого контингента и приобретение в достаточном количестве средств профилактики в соответствии с численностью населения, уровнем и характером заболеваемости;

Изучение характера питания соответствующего контингента населения;

Определение уровня содержания фтора в различных источниках и, как минимум, в питьевой воде;

Определение уровня гигиенических знаний и состояния гигиены полости рта у разных групп населения.

Остановимся вкратце на общей характеристике каждого из этих мероприятий. Имеющийся опыт внедрения комплексной системы профилактики свидетельствует о высокой ее эффективности в предупреждении стоматологических заболеваний среди беременных женщин, детей дошкольного и школьного возраста, подростков, обучающихся в ПТУ, студентов вузов. Малоэффективна программа первичной профилактики оказалась при попытке ее внедрения на заводах и фабриках в связи со значительной разницей в возрасте рабочих, а также сравнительно высокой текучестью кадров. Поэтому при организации внедрения комплексной профилактики в первую очередь следует проводить работу в женских консультациях, детских садах, школах, ПТУ и техникумах, вузах.

Количество врачебного персонала, участвующего в реализации программы профилактики, определяется численностью контингента населения, где оно осуществляется, а также общей обеспеченностью врачами в данном регионе. Что касается медицинских сестер, то специальные подсчеты, исходя из имеющегося опыта, показали необходимость выделения 1 медицинской сестры на каждые 500 человек. При этом следует иметь в виду, что квалифицированные медицинские сестры могут выполнять до 80% общего объема работы. Здесь имеется в виду работа по гигиеническому воспитанию, непосредственное проведение профилактических процедур, контроль за индивидуальным использованием средств профилактики и т. д. Нормативов медицинского персонала, необходимого для осуществления программы первичной профилактики, пока не установлено.

Далее приступают к изучению распространенности стоматологических заболеваний и условий их возникновения. В ходе эпидемиологических исследований определяют уровень интенсивности кариеса зубов, заболеваний пародонта, зубо-челюстных аномалий и других видов патологии.

В настоящее время общепринятым показателем интенсивности кариеса зубов является индекс КПУ. Анализ обширного материала о распространенности и интенсивности кариеса зубов, проведенный Всемирной организацией здравоохранения (1980), позволил группе экспертов прийти к заключению, что величина индекса КПУ у детей в возрасте 12 лет, у подростков и юношей в возрасте 15 и 19 лет, у взрослых в возрасте 35-44 лет в полной мере отражает состояние заболеваемости зубов в каком-либо регионе. Для оценки уровня заболеваемости кариесом зубов у детей в возрасте 12 лет, ВОЗ * рекомендует следующие категории:

Очень низкий при КПУ 0-1,1;

Низкий » » 1,2-2,6;

Умеренный » » 2,7-4,4;

Высокий » » 4,5-6,5;

Очень высокий » » 6,6 и выше.

Оценку состояния пародонта осуществляют путем вычисления в процентах лиц, имеющих зубные отложения, а также патологические изменения в нем. ВОЗ

считает, что состояние пародонта у детей в возрасте 15 лет в достаточной мере отражает распространенность заболеваний пародонта у группы населения конкретного района. Рекомендуется для общей оценки использовать 3 категории интенсивности заболеваний: низкая, умеренная и высокая.

Оценка состояния гигиены полости рта в большей группе населения также определяется путем установления процента лиц, имеющих мягкие зубные отложения в период обследования и в зависимости от возраста.

Методы эпидемиологических исследований для оценки состояния зубов, пародонта и гигиены полости рта изложены в главе II.

В настоящее время доказано, что характер питания человека отражается на состоянии зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта. Дефицит жизненно необходимых компонентов питания (белки, витамины, минеральные вещества) приводит к развитию кариеса зубов, заболеваний слизистой оболочки рта и пародонта. Большое значение имеет и качество продуктов питания, характер приготовления пищи. Все эти вопросы необходимо изучать до начала внедрения комплексной системы профилактики.

Важнейшим вопросом предварительного периода внедрения программы профилактики является определение содержания фтора в возможных источниках поступления его в организм. Оптимальное, поступление фтора в организм достигается в настоящее время разными путями. В нашей стране, как и во многих странах мира, наиболее эффективным считается метод искусственного обогащения питьевой воды препаратами фтора до оптимальных концентраций. Как показали многочисленные исследования у детей, пользовавшихся фторированной водой с рождения, к 6 годам кариеса молочных зубов и к 12 годам кариеса постоянных зубов вдвое меньше, чем у детей, проживавших в местностях с низким содержанием фтора в питьевой воде.

Однако искусственное фторирование воды возможно лишь при наличии централизованного снабжения водой. Оно может осуществляться путем смешивания двух источников питьевой воды, в одном из которых содержание фтора превышает оптимальный уровень, а также путем добавления препаратов фтора в центральный источник. Технологическое оснащение и строительство установок для фторирования питьевой воды обеспечи

вает Министерство коммунального и бытового хозяйства, а санитарный контроль на местах осуществляют органы Главного санитарно-эпидемиологического управления Министерства здравоохранения. Вполне понятно, что инициатива организации фторирования питьевой воды должна принадлежать главным стоматологам районных, городских, областных отделов здравоохранения и министерств здравоохранения республик, а также правлениям научных обществ на местах.

Фторирование питьевой воды является составной частью программы профилактики кариеса зубов. Исследования, проведенные в Центральном научно-исследовательском институте стоматологии, свидетельствуют и о благотворном влиянии фтора при заболеваниях пародонта. Известно, что оптимальным содержанием фтора в воде является 1 мг/л (0,8-1,2 мг/л). Однако общее количество принятого с питьевой водой фтора зависит от температуры воздуха (жители жарких климатических зон больше потребляют воды и ежедневная их доза фтора увеличивается). ВОЗ рекомендует придерживаться данных, полученных в США, об оптимальных дозах фтора в зависимости от климатических условий (табл. 5) .

В целом же искусственное фторирование питьевой воды рекомендуется в местностях, где естественное содержание фтора в источниках питьевой воды не более чем 0,7 мг/л.

Одним из обстоятельств, которое сдерживает повсеместное фторирование питьевой воды, является сравнительно высокая стоимость оборудования для фторирования и содержания персонала для контроля работы фтораторных установок. В больших странах нелегкой проблемой является также производство и доставка на места соответствующих препаратов.

В связи с этим в ряде стран используется другой метод дополнительного обогащения организма человека фтором - назначение таблеток фтористого натрия детям. Ощутимый противокариозный эффект отмечается, если дети принимают таблетки в течение 6-8 лет и не менее чем 250 дней в году. Ежедневная доза в зависимости от возраста ребенка колеблется от 0,5 до 2 мг фтористого натрия (табл.6).

Помимо таблеток препараты фтора можно назначать в растворе воды, в минеральной воде. Дети могут принимать под контролем соответствующее количество этой воды. При этом следует концентрацию рассчитать так, чтобы ребенок запомнил, что ему в течение дня нужно выпить, например, стакан или полстакана фторированной воды.

При любом методе дополнительного введения препаратов фтора в организм необходим постоянный контроль за состоянием зубов у детей, организация которого лежит на главных стоматологах соответствующих органов здравоохранения. Наш опыт свидетельствует о необходимости проведения ежегодных осмотров детей, которым оказывается профилактическая помощь. Однако врачи-стоматологи должны в ходе плановых санаций постоянно фиксировать внимание на ранней диа

гностике флюороза зубов как первого признака перенасыщения организма фтором.

Исследованиями последних лет доказана необходимость сочетанного использования препаратов фтора - приема внутрь и поверхностной обработки зубов. Для местной их обработки применяют растворы фтора, гелевые препараты, зубные пасты, а также фтористый лак. Помимо препаратов фтора, поверхность зубов необходимо обрабатывать другими реминерализующими средствами (ремодент, глюконат кальция). Для внедрения этих методов профилактики не требуется специальных условий. Организаторы стоматологической службы должны своевременно обеспечить представление заявок на эти препараты в магазины «Медтехника» в соответствии с реальной потребностью. Предварительные подсчеты показывают, что для одной профилактической обработки зубов ребенка требуется 1 г фтористого натрия и 0,5 ремодента. Исходя из программы профилактических мероприятий и числа детей в конкретном регионе, которым будет проведена обработка зубов (зависит от наличия медицинского персонала), составляется заявка на определенное количество средств профилактики.

Завершающим этапом предварительного периода внедрения программы профилактики является определение уровня гигиенических знаний разных групп населения. Оно может осуществляться путем опроса детей и взрослых или путем заполнения ими соответствующих анкет. При этом необходимо выяснить насколько каждый человек ориентируется в. следующих вопросах:

Сущность и распространенность кариеса зубов и заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий, их симптомы, влияние на общее состояние здоровья;

Основные причины, приводящие к возникновению стоматологических заболеваний;

Потребность и регулярность посещения врача-стоматолога, причина возникновения боли до лечения и в период лечения;

Влияние осложнений кариеса зубов, заболеваний пародонта на общее состояние здоровья;

Роль гигиены полости рта в профилактике стоматологических заболеваний, правила пользования доступными средствами гигиены;

Роль питания в возникновении кариеса зубов и заболеваний пародонта.

В последующей работе, исходя из уровня гигиенических знаний, проводится санитарно-гигиеническое обучение разных групп населения.

Результаты наших исследований свидетельствуют о еще недостаточном уровне знаний детей, педагогов и родителей. Вероятно, это происходит потому, что пропаганда знаний по профилактике стоматологических заболеваний среди населения сводится лишь к предоставлению элементарных сведений, которые не могут повлиять на гигиеническое поведение населения. Это значит, что простая информация о гигиеническом воспитании должна быть заменена целенаправленным, научно обоснованным санитарным просвещением и прежде всего среди родителей, детей, педагогов, медицинских работников школ, воспитателей детских учреждений.

По нашим данным, у детей в возрасте 7-15 лет отмечается крайне неблагоприятное гигиеническое состояние полости рта, которое способствует росту заболеваемости кариесом зубов и заболеваний пародонта. Распространенность их достигает 100% в подростковом возрасте, а дети в возрасте 7-8 лет относятся к группе повышенного риска заболеваемости кариесом зубов, так как именно в этом возрастном периоде начинается смена молочных зубов на постоянные и формируется постоянный прикус.

Неудовлетворительное гигиеническое состояние полости рта у детей часто определяется не только неосознанностью действий ребенка, недостаточностью его гигиенических знаний, неумением чистить зубы, но и отсутствием примера и контроля со стороны старших в семье. Мы считаем, что усилия педагогов и медицинских работников должны быть направлены на всестороннее повышение эффективности преподавания школьникам вопросов гигиены с учетом современных достижений медицинской науки, в том числе и стоматологии.

Несмотря на то что клинические методы профилактики заболеваний зубов, а также новые методы, основанные на познании процесса деминерализации эмали зубов, уже прочно утвердились в стоматологической практике, методология системы пропаганды медицинских знаний и сегодня представляет собой актуальную проблему.

В нашей стране целенаправленные научные исследования по организации, содержанию и методике санитарного просвещения относятся к 30-м годам. В 1933 г.

в школах были введены учебные программы, построенные по предметному принципу. На,протяжении многих лет работа по гигиеническому обучению и воспитанию школьников постоянно совершенствовалась.

Однако данные литературы позволяют сделать вывод, что санитарно-просветительная работа по пропаганде правил личной гигиены полости рта проводится еще недостаточно. Все усилия педагогов и медицинских работников сводятся к тому, чтобы сформировать у школьников элементарные знания по гигиене. Многие исследователи убедительно доказали, что такие знания не могут влиять на гигиеническое поведение населения. Для этой цели необходима целенаправленная медико-педагогическая работа, базирующаяся на закономерности связей между этиологией, патогенезом и клиническими проявлениями болезни.



Знакомство с наукой и методической литературой по санитарному просвещению в некоторых школах показало полное отсутствие наглядных пособий, предназначенных для гигиенического обучения и воспитания учащихся. Крайне ограниченное число плакатов (1-2), как и санитарный бюллетень, находится в медицинском кабинете и никакого познавательного значения для школьников не представляют.

У педагогов начальных классов отсутствуют планы и конспекты занятий по гигиеническому обучению и воспитанию учащихся. Уроки охраны здоровья не включены в общешкольное расписание занятий. Это свидетельствует об игнорировании медицинских уроков руководством школ. Из опроса педагогов некоторых школ Москвы выяснилось, что уроки практической гигиены в 1-3 классах заключаются в виде 15-20-минутных бесед 3-4 раза в месяц по усмотрению учителя. В 4-м классе вопросы охраны здоровья включены в программу занятий по природоведению. Проведенное Л. P. Kaceновой (1981) наблюдение за педагогическими процессами показало, что учителя излагают устаревшие данные и не применяют наглядных материалов и пособий. Практическая проверка гигиенических навыков у школьников не осуществляется.

Анализ данных главных врачей домов санитарного просвещения позволил сделать вывод, что состояние гигиенического обучения и воспитания в обследованных школах идентично с постановкой этой работы во всех школах Москвы. Причиной этого является, на наш взгляд, недостаточное количество методических материалов и наглядных пособий, отсутствие контакта между педагогами и врачами, что обусловливает низкий уровень ведения уроков охраны здоровья.

Таким образом, высокая распространенность стоматологических заболеваний среди школьников, недостаточная осведомленность родителей, педагогов и школьников в вопросах профилактики заболеваний зубов и пародонта, неудовлетворительная работа школ по пропаганде правил личной гигиены полости рта требуют активных действий со стороны врачей-стоматологов.

Профилактика стоматологических заболеваний включает 2 основных типа методов. Первые проводятся пациентом самостоятельно. Вторые осуществляются в клинике и направлены на устранение возникших дефектов и предпатологических состояний.

Приоритет в современной стоматологии отводится мерам, с помощью которых предупреждается развитие заболеваний. Они включают гигиену – домашнюю и профессиональную, врачебные процедуры по укреплению зубов, поддержание общего здоровья организма.

Общее понимание профилактики в стоматологии

Профилактика – это предупреждение заболеваний зубов, десен и слизистой рта. Выделяют 3 ее типа:

  1. Первичная профилактика. Заключается в мерах, предотвращающих патологические состояния.
  2. Вторичная. Состоит в устранении заболеваний зубов и пародонта: кариеса, пульпита, гингивита, пародонтита и других.
  3. Третичная. Включает восстановление целостности зубочелюстного аппарата: протезирование, хирургические операции, имплантацию.

Также профилактику подразделяют на ту, которую пациент проводит самостоятельно, осуществляемую врачом и реализуемую на общегосударственном уровне. Последний вид подразумевает просвещение населения о необходимости гигиены, правильного питания и своевременного лечения.

Методы первичной профилактики

Первичная профилактика считается главным и приоритетным способом предотвращения возникновения и развития стоматологических заболеваний. Она включает методы, которые не допускают появление патологий. Тогда как вторичная и третичная профилактика направлены на устранение дефектов.

Большинство способов первичной профилактики относятся к экзогенному типу. Это меры, которые осуществляются локально, в полости рта, и не подразумевают воздействия на весь организм.

Индивидуальная гигиена

Первый и самый главный метод профилактики заболеваний полости рта – тщательная гигиена. Своевременное устранение налета способствует нормальному формированию эмали, ее обогащению необходимыми компонентами, стабилизации трофики пародонта.

Индивидуальная гигиена проводится минимум дважды в день, в идеале – после каждого приема пищи. Она включает использование:

  • зубной щетки – удаляет налет с коронок и массирует десна, подбирают идеальную по размеру головки, жесткости щетины, удобству ручки;
  • зубной пасты – насыщает эмаль и пародонт витаминами, фтором, кальцием, используют профилактические или лечебные средства, выбирают, исходя из определенных проблем у конкретного человека;
  • – им очищают межзубные промежутки перед чисткой;
  • ополаскивателя – как и паста, содержит компоненты, необходимые для здоровья десен и зубов, помогает дезинфицировать полость рта, используют после чистки;
  • жевательной резинки : как бы ни ругали жвачки – это неплохой походный вариант, чтобы поддержать гигиену рта, они усиливает выработку слюны, которая омывает зубы, снимают небольшое количество налета, нормализуют кислотность, освежают дыхание.

Профгигиена

Профессиональная гигиена проводится в стоматологии. Она включает:

  • снятие твердого минерализованного и пигментного налета с зубов, их шеек;
  • полировку корней зубов;
  • шлифовку коронок.

Снятие зубного камня проводят механически или с помощью специального оборудования. К таким приборам относят ультразвуковой скейлер и пескоструйное устройство Air Flow.

Дополнительная информация! Ультразвуковой скейлер и Flow используют вместе или по отдельности. В первом варианте сначала снимают камень ультразвуком, а потом полируют «Эйр Флоу». Если у пациента пигментированный налет, достаточно только пескоструйного устройства.

Помимо чистки, профгигиена включает:

  1. Обучение правильной технологии чистки зубов и подбор оптимальных средств гигиены.
  2. Устранение факторов, провоцирующих скапливание налета. Это может быть курение, избыточное потребление сладкого, недостаточная домашняя гигиена и прочее.
  3. Контролируемую чистку зубов. Ее пациент проводит в клинике под наблюдением врача. На коронки наносят красящее вещество, и клиент чистит зубы как привык. Затем ему показывают места, с которых он не счистил пигмент – это будут области, которым больной не уделяет внимания.

Реминерализация

Процедура заключается в насыщении эмали кальцием, фтором, цинком, стронцием. На зубы накладывают аппликации специальных препаратов. Они проникают внутрь коронок и укрепляют их.

Фторирование

Манипуляция похожа на реминерализацию. Используют только фтористые соединения. Эмаль покрывают фтор-лаком. Процедура укрепляет коронки, предотвращает их сколы, снижает повышенную чувствительность.

Важно! Реминерализацию и фторирование проводят после профессиональной гигиены. Последняя неизбежно слегка травмирует эмаль, что может привести к развитию кариеса. А насыщение коронок минералами не будет эффективным без предварительного снятия налета.

Герметизация фиссур

Процедура проводится у детей в первые месяцы после прорезывания премоляров и моляров. На поверхности этих единиц находятся глубокие борозды – фиссуры. Благодаря такому строению жевательные зубы измельчают пищу. Но в углублениях скапливается налет и остатки еды, которые не всегда можно снять зубной щеткой.

Имеет смысл только детям в возрасте 10 – 15 лет. У них эмаль еще проходит процесс минерализации и сильно подвержена кариозным поражениям. У взрослых внешняя оболочка коронок тверже, и наличие фиссур слабо влияет на развитие кариеса.

Герметизация фиссур подразумевает заполнение борозд пломбировочными материалами. Это снижает вероятность развития кариеса на 90% на ближайшие 5 – 10 лет.

Эндогенные методы

Эндогенная первичная профилактика заболеваний зубов и десен – комплексная система действий, направленных на укрепление всего организма и поддержание здоровья. К ним относят:

  1. Полноценный рацион. Он должен быть сбалансированным, ежедневно снабжать организм необходимым количеством углеводов, жиров и белков, а также витаминами и минералами. В приоритете мясо (красное и белое), рыба, кисломолочные продукты, сырые фрукты и овощи.
  2. Правильное потребление еды. Питаться необходимо несколько раз в день, в одно и то же время. Всю пищу нужно тщательно пережевывать, отказаться от избыточно мягких или жестких продуктов. Больше всего для здоровья зубов полезны твердые овощи и фрукты – они тренируют челюсти, счищают налет, нормализуют кровоснабжение.
  3. Укрепление иммунитета. Сюда относят прием витаминных комплексов, закаливание, оздоровление на курортах, физическую культуру.
  4. Соблюдение режима активности и отдыха. Необходимо избегать чрезмерной нагрузки, стресса, переутомления, недосыпания, чередовать труд со сном.
  5. Своевременное устранение системных заболеваний. Любые патологии (простудные, инфекционные, эндокринные, сердечно-сосудистые) могут спровоцировать проблемы в ротовой полости или усугубить их.

Обратите внимание! К эндогенным способам также относят насыщение организма фтором: через воду, продукты питания, специальные добавки. Особенно это актуально для подростков в 12 – 15 лет, когда происходит активная минерализация эмали.

Особенности профилактики у беременных

Профилактика во время беременности решает 2 задачи:

  1. Предупреждение заболеваний у женщины. При вынашивании ребенка меняется кислотность слюны, ослабевает местный и общий иммунитет, происходит вымывание питательных веществ из эмали. Поэтому при отсутствии необходимых мер развиваются кариес и гингивит.
  2. Полноценное формирование зубных зачатков у плода. Они начинают закладываться на 6 – 7 недели беременности, поэтому важно употреблять как можно больше продуктов, богатых кальцием и фосфором.

Различают 2 типа профилактики стоматологических заболеваний у беременных: антенатальную и постнатальную. Первая проводится во время вынашивания плода, вторая – после родов.