Как проверить слух у ребенка 2 месяца. Когда следует обратиться к врачу? Со слухом и с ритмом проблемы

Ежегодно рождается некоторое число детей с какими-либо нарушениями слуха. Хороший слух необходим для развития речи, поэтому крайне важно своевременное выявление тугоухости. В этой статье мы расскажем вам, как можно проверить слух у маленького ребенка.

У всех детей проверяют слух в первый год жизни. Традиционно между 7 и 9 месяцами патронажная сестра проводит тест с отвлечением внимания, часто это происходит в ходе стандартной оценки развития ребенка в возрасте 8 месяцев.

Тест с отвлечением внимания чтобы проверить слух

  1. Во время этого теста ребенок сидит на коленях у матери, а патронажная сестра сидит перед ними и привлекает внимание ребенка с помощью игрушки.
  2. Затем игрушку убирают, и вторая патронажная сестра производит шум, используя погремушку, колокольчик или собственный голос, стоя сбоку и позади ребенка вне поля его зрения.
  3. Малыш должен повернуться в сторону источника звука.
  4. Тест повторяется для проверки обоих ушей с использованием звуков разной громкости.

Если ребенок простужен или не склонен к сотрудничеству, тест проводят повторно через несколько недель.

Оценка слуха у ребенка от специалиста-аудиолога

На этом этапе в случае сомнений ребенка направляют на консультацию к аудиологу. С помощью отоскопа можно увидеть жидкость в ухе, а отличить проблемы со средним ухом от глухоты, связанной с поражением слухового нерва, позволяет такой прехтой прибор, как импедансный аудиометр.

Проверить слух у ребенка поможет неонатальный тест

Тест с отвлечением внимания в настоящее время постепенно вытесняется неонатальным скрининг-тестом, который позволяет оценить функцию внутреннего уха. Этот безболезненный тест занимает всего пару минут и проводится у новорожденного до выписки из больницы или в первые 3 месяца жизни.

  • Во время теста зонд, падающий потрескивающие звуки, помещается в ухо спящего младенца.
  • При нормальном функционировании уха улитка производит отраженный звук, который можно обнаружить и зарегистрировать.
  • Этот тест очень точно определяет нормальный слух.

Если сомнения все еще остаются, имеются более сложные способы, позволяющие измерить степень тугоухости.

Дети, которые прошли неонатальный скрининг-тест, обычно не нуждаются в проверке слуха с отвлечением внимания, проводимом в восьмимесячном возрасте. Однако проблемы со слухом могут возникнуть у ребенка и позднее. Поэтому, если родителей беспокоит какой-то симптом или при наличии таких факторов риска, как тугоухость или менингит в семейном анамнезе, этот тест все же рекомендуется провести.

Проверка слуха у ребенка

Проблемы со слухом обычно выявляются во время стандартного обследования в возрасте 8 месяцев. До этого времени некоторые родители не знают, что их ребенок страдает тугоухостью, поскольку он реагирует на визуальные раздражители - их лица, а не на голоса.

В каком возрасте проверяю слух у детей?

До недавнего времени можно было проверить слух у ребенка только начиная с шестимесячного возраста. К тому же слуховые аппараты устанавливали в среднем в 18 месяцев. Во многих случаях диагноз ставили, когда ребенку уже было больше 2 лет.

Новейшие технические достижения позволяют проверять слух у новорожденных. Благодаря этому появилась возможность, при необходимости, устанавливать слуховой аппарат ранее шестимесячного возраста, что существенно влияет на раннее развитие речи у слабослышащих детей.

К моменту оценки развития, проводимой в возрасте 6 недель, младенцы с нормальным слухом реагируют на внезапные громкие звуки, моргая или широко раскрывая глаза.

Реакция на звуки

Дети начинают поворачиваться в направлении источника громких звуков примерно с 3 месяцев. К 6 месяцам они реагируют на более тихие звуки, именно эта реакция формирует основу проверки слуха в 8 месяцев. В 9 месяцев малыши начинают издавать лепечущие звуки. Дети чуть старше должны реагировать на простые спокойные фразы и просьбы без визуальных подсказок.

Для чего нужна проверка слуха?
Потребность проверки слуха возникает довольно часто, так как современная цивилизация создает множество ситуаций и обстоятельств, угрожающих правильной деятельности органов слуха или травмирующих, нарушающих слух. Рано замеченное нарушение слуха, вызванное, например, шумом машин на производстве, может спасти от глубокой глухоты работника, предупредить о необходимости смены работы. Постоянно проверять слух следует страдающим острыми и хроническими заболеваниями уха, а также принимающим лекарства, которые могут повреждать структуру внутреннего уха.

Как проверить слух?
Врачи сурдологи могут проверить слух несколькими способами. Самым простым является проверка с помощью шепота и громкой речи. Для этого не требуется никакого оборудования, достаточно помещения длиной около 7 м.
Пациент становится на расстоянии 6 м от проверяющего, поворачивается к нему одним ухом, другое закрывает пальцем. Слух в норме, если пациент слышит и повторяет все слова, звучащие шепотом на расстоянии 6 м, лучше всего произносить числа: 99, 88, 76, 54, 47, 32, 29, 11, 7.
Если пациент не слышит, проверяющий уменьшает расстояние до тех пор, пока пациент не повторит прозвучавшие числа. Если же пациент не слышит шепота даже на близком расстоянии, для дальнейшей проверки используется разговорная речь. Для такой проверки не проверяемое ухо изолируют с помощью специальной трещотки.

Что такое проба Медонского?
Существует простой способ установить, какой характер носит ослабление слуха. Это так называемая проба Медонского, которая позволяет определить, поврежден аппарат передачи звука (элементы уха наружного и среднего) или приемный аппарат (чувствительно-нервный, внутреннее ухо). Проверяющий произносит над головой пациента слова так громко, чтобы он их слышал и повторял. После нескольких слов проверяющий нажимает указательными пальцами на оба ушных козелка пациента, закрывая слуховые проходы, при этом не прерывая речи. Пациент с повреждением среднего уха слышит по-прежнему и повторяет звучащие слова, тогда как при повреждении наружного уха не слышит вообще или слышит только некоторые слова.

Какие еще методы исследования слуха существуют?
Другие методы исследования слуха более сложные и требуют не только определенных умений, но и соответствующей техники. Основным методом исследования слуха, проводимым в отоларингологических и аудиологических кабинетах, является аудиометрическое исследование, результат которого представляется в форме графика на аудиограмме. Аудиометрйческие кривые указывают на дефекты слуха у каждого из передаваемых тонов, что выражается в децибелах. Аудиометрическое исследование позволяет дать количественную и качественную оценку нарушениям слуха, делает возможным также определение состояния органа слуха.

Обследование слуха в условиях поликлиники.Подбор слухового аппарата

Как проверить слух у ребенка или даже младенца? Если вы задаетесь этим вопросом, а также не знаете где можно проверить слух вашему ребенку обратитесь в ближайшую поликлинику. Все дети, имеющие факторы риска по тугоухости и глухо­те, а также часто болеющие должны быть взяты под особое наблюдение педиатра и оториноларинголога районной поли­клиники. Необходимо с помощью простых, не требующих сложного аппаратурного оснащения методик проверить слух у детей.

1. Поведенческий скрининг

Известно, что одним из важнейших условий своевременно­го выявления нарушений слуха у ребенка (младенца) являются профилакти­ческие скрининговые обследования. С этой целью с успехом могут использоваться методики, основанные на регистрации поведенческих безусловных ориентировочных (0-1,5-2 года) и условно-рефлекторных (2-3 года) реакций на звук, а также обследование слуха речью (с 2-3-х лет). Такие методики не тре­буют сложного аппаратурного оснащения и занимают не более 5 минут.

Практика показывает, что при регистрации безусловнорефлекторных реакций наиболее информативными и легко регис­трируемыми у детей первого года жизни являются:

  • мигание век младенца;
  • реакция вздрагивания всего тела (реакция Моро);
  • замирание или «застывание» ребенка;
  • движение конечностей, разведение рук и ног в стороны;
  • поворот головы к источнику звука или от него;
  • гримаса (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз);
  • сосательные движения;
  • пробуждение спящего ребенка в сочетании с легкой дро­жью всего тела;
  • изменение ритма дыхания;
  • широкое открывание глаз.

В ходе обследования следует помнить, что скрытый пери­од реакции ребенка на звук может достигать 3-5 сек. Повторные сиг­налы следует подавать после угасания предыдущей реакции.

Проверку слуха ребенка желательно проводить тогда, когда он чувствует себе комфортно. Он сыт, сух, здоров, у него налажен эмоциональный контакт с человеком, проверяющим его слух. Обследовать слух детей первых трех месяцев жизни лучше в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или через 1 час после кормления).

Чтобы при проверке слуха облегчить младенцу старше 3-х месяцев «процесс» реагирования на звук и лучше видеть проявления этой реакции, каждый раз, в случае поворота малыша в поисках источника звука, необходимо уложить его голову вновь на затылок. Если при предъявлении звуковых сигналов справа и слева ребенок постоянно поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от расположения источника звука, это мо­жет свидетельствовать об односторонней потере слуха. Такой ребенок должен быть направлен на аудиологическое обследование в сурдологопедический кабинет (центр).

2. Обследование слуха с помощью звукореактотеста

В качестве звуковых стимулов в звукореактотесте используются тоны частотой 0,5, 2,0 и 4,0 кГц и широкополосный шум интенсивностью 40, 65 и 90 дБ.

Выбор звукового стимула зависит от возраста малыша:

  • 0-4 мес. - широкополосный шум интенсивностью 90 дБ,
  • 4-6 мес. - широкополосный шум интенсивностью 65 дБ,
  • 6-12 мес. - широкополосный шум интенсивностью 40 дБ,
  • 1-2 года - тон 4,0 кГц, а затем 0,5 кГц интенсивностью 40 дБ.

Известно, что большинство детей чаще реагируют на звук правым ухом («правши»), поэтому обследование следует начинать с правого уха. При наличии реакции звук предъявля­ется еще раз. Если ребенок отреагировал и на повторный звук, проверяется второе ухо. При отсутствии реакции на 2-3 предъявления звука его интенсивность увеличивается.

Детей старше 2 лет следует обследовать шепотной речью. Если ребенок не говорит к двум годам, то сам факт отсутствия речи является достаточным поводом для обследования его слуха в специализированном учреждении. Его слух можно проверить с помощью звукореактотеста на основе регистрации условной двигательной реакции на звук. Ребенка учат в мо­мент звучания тона 0,5 кГц интенсивностью 65 Дб выполнять какое-либо игровое действие: надевать кольцо на стержень пирамиды, бросать пуговицу в баночку, класть кубик в машину. Для этого проверяющий вначале выполняет действие ру­кой ребенка, а затем предлагает ему действовать самостоя­тельно. Если ребенок реагирует на данный звук, то уровень интенсивности снижается до 40 дБ. Затем проверяется, ощу­щает ли он тон 4,0 кГц при данной интенсивности. Если выработать условную двигательную реакцию не удается (при низком уровне психо-моторного развития), то ребенка обследуют на основе безусловноориентировочной реакции, как описано выше.

3. Когда нужно проверять слух ребенку и где? Как купить слуховой аппарат?

Следует направлять ребенка на обследование слуха в сурдологопедический кабинет в следующих случаях:

  • до 4-х месяцев, если он не реагирует на широкополосный шум интенсивностью 90 дБ (или отмечается нечеткая реакция: то есть, то нет);
  • 4-6-ти месяцев, если он не реагирует на широкополосный шум интенсивностью 65 дБ (или отмечается нечет­кая реакция) и/или не может локализовать источник звука, т.к. последнее свидетельствует о возможности одностороннего снижения слуха;
  • 6-12-ти месяцев, если он не реагирует на широкополос­ный шум интенсивностью 40 дБ (или отмечается нечеткая реакция) и/или не может локализовать источник звука;
  • старше года, если он не реагирует на тоны аудиометра 4,0 и 0,5 кГц интенсивностью 40 дБ (или отмечается не­четкая реакция) и/или не может локализовать источник звука;

При отсутствии звукореактотеста или при невозможности провести обследование с привлечением второго человека проверить слух младенцев, а также маленьких, еще не говорящих детей можно используя метод «гороховых проб».

4. Исследование слуха с использованием метода «гороховых проб»

Данный метод был предложен Институтом раннего вмешательства С.-Петербурга. Он не требует никакого аппаратурного оснащения и доступен ЛОР-врачам, педиатрам, не­вропатологам, медсестрам кабинета здорового ребенка.

Для обследования необходимы четыре пластмассовые ба­ночки, например, из-под «киндер-сюрприза», фотопленки или упаковки лекарства УПСА. Три баночки на одну треть заполняются:

  • первая - нелущенным горохом, сотрясение которого создает звук интенсивностью 70-80 дБ;
  • вторая - гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ;
  • третья - манкой, сотрясение которой создает звук интенсив­ностью 30-40 дБ.
  • четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца на­полнители в баночках следует заменять.

Желательно, чтобы обследование проводили два человека (врач и медсестра): один подает сигналы, а другой наблюдает за реакциями ребенка.

Малыш располагается на пеленальном столе или сидит на руках у матери, врач вступает с ним в эмоциональный кон­такт (так же, как и при обследовании звукореактотестом). По его сигналу медсестра, стоящая позади малыша, трясет ба­ночки на расстоянии 20- 30 см от правого и левого уха. При этом в одной руке у нее баночка с крупой, а в другой - пустая баночка. Движения рук должны быть синхронными и симмет­ричными. При проверке второго уха баночки меняют места­ми. Врач наблюдает за безусловными ориентировочными ре­акциями ребенка при подаче звукового сигнала: замирание, активизация движений, моргание, поиск источника звука и т.п.

Безусловные ориентировочные реакции при повторных предъявлениях быстро угасают (т.е. ребенок перестает реаги­ровать на звуки, доступные его слуху), поэтому обследование следует начинать с более тихих звуков: первая - баночка, за­полненная манкой, затем - гречкой и только потом - горо­хом. Если ребенок четко реагирует на звучание баночки с ман­кой и может локализовать звук, т.е. определить его направление (при нормальном слухе это становится возможным с 4-5 месяцев), то другие звучания можно не предъявлять.

В том случае, если обследование проводит один человек, то он располагается перед ребенком, чтобы видеть изменения его реакций в ответ на звуковые стимулы. При этом следует обратить особое внимание на симметричность и синхронность движений обеих рук.

При нормальном слухе у ребенка старше 4-х месяцев от­мечаются безусловно-ориентировочные реакции на звуча­ние всех трех баночек: с манкой, гречкой и горохом; он оп­ределяет направление звука, т.е. поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем. До 4-х месяцев малыш реагирует на звучание баночек с гречкой и горохом, но не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует.

На обследование слуха в сурдологопедический кабинет ребенка следует направлять:

  • до 4-х месяцев, если он не реагирует на звучание бано­чек с гречкой и горохом (или отмечается нечеткая реак­ция: то есть, то нет),
  • старше 4-х месяцев, если он не реагирует на звучание хотя бы одной баночки, например, с манкой или не мо­жет локализовать источник звука, т.к. последнее сви­детельствует о возможности одностороннего снижения слуха.

5. Обследование слуха речью

Слух детей, уже владеющих в той или иной степени речью, следует проверять при предъявлении им хорошо знакомых слов шепотом с расстояния 6 м.

Наибольшие трудности возникают при обследовании ребенка второго-третьего годов жизни. Если малыш уже гово­рит, то, наладив с ним контакт, проверить слух можно в ходе выполнения им простых игровых упражнений. Необходимо выяснить у мамы, какие слова и фразы малыш понимает, как сам называет предметы, действия. Можно поместить перед ребенком игрушки: куклу, зайку, мишку, собачку и шепотом произносить фразы типа: Покажи мишку; Где собачка?; Покажи у куклы ручки (рот, глазки); Покажи у собачки хвостик. Сначала фразы произносятся около ребенка, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Если при про­изнесении шепотом заданий (или назывании игрушек, пред­метов) малыш их не выполняет, то поручения (слова) произносятся голосом разговорной громкости на небольшом расстоянии от него. В случае успеха аналогичная фраза произносится шепотом опять с расстояния 6 м.

Слух детей старше 3-х лет проверяется хорошо знакомыми им низко- и высокочастотными словами. Из этих слов составлены два списка, в каждом - 5 низкочастотных и 5 высокочастотных слова, например:

  • зайчик, дом, Вова, шишка, рыба, часы, птичка, ухо, чай, волк;
  • мыло, дым, чашка, окно, щи, Саша, город, чайка, море, спичка.

При обследовании слуха детей слова каждого списка предъявляются в случайной последовательности.

Ребенка ставят боком к проверяющему. В противополож­ное ухо вставляют ватный тампон, поверхность которого слег­ка смочена каким-либо маслом, например, вазелиновым.

Проверяющий просит ребенка повторять слова, которые он будет произносить шепотом. Первые два слова произносятся около него, а затем с расстояния 6 м (или 3 м, если ребенок стоит спиной). Ребенок может упрямиться, стесняться и не повторять слова. В этом случае следует предложить ему показывать соответствующие картинки, которые помеща­ются на столе перед ним. Если ребенок не узнал слово, произ­несенное шепотом, оно повторяется голосом разговорной громкости, а затем - шепотом. После предъявления следующих слов вновь повторяется то слово, которое вызвало зат­руднение. Аналогично вторым списком слов проверяется другое ухо.

Если в связи с низким уровнем общего и/или речевого развития обследовать слух ребенка речью не удается, его следует направить в сурдоцентр для исследования слуховой функции объективными методами.

Если ребенок дошкольного или школьного возраста (при обследовании и правого, и левого уха) адекватно реагирует на звучание низко- и высокочастотных слов, произносимых шепотом с расстояния не менее 6 м, это является показате­лем того, что у него слух в пределах физиологической нормы.

Если ребенок реагирует на шепот на меньшем расстоянии или не реагирует на него, можно заподозрить наличие у него снижения слуха. Такой ребенок должен быть направлен на обследование в сурдологопедический кабинет (центр).

Обследование слуха в образовательных учреждениях и реабилитационных центрах

Общеизвестно, что одной из причин отклонений в развитии ребенка может быть даже незначительное снижение слу­ха. Такое снижение слуха играет решающую роль в последую­щем общем развитии ребенка. Вот почему целесообразно обследовать слух всех детей, особенно тех, которые имеют факторы риска по тугоухости и глухоте, а также тех, кто отстает в развитии.

Слух детей следует проверять:

  • при поступлении ребенка в образовательное учреждение (как в массовое, так и в специальное, коррекционное), в реабилитационный центр,
  • после перенесения ребенком длительного или тяжелого заболевания, гриппа, отитов (по прошествии двух недель), паротита, кори, после лечения с применением антибиотиков с ототоксическим действием,
  • при наличии у ребенка отставания в речевом развитии,
  • при направлении ребенка на обследование (например, на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в связи с подозрением на наличие отклонений в развитии.

Методики, описанные выше, не требуют аппаратурного оснащения. Они доступны сотрудникам ПМПК, педагогам, психологам, медицинским сестрам, родителям. Несмотря на свою простоту, они позволяют выявить детей с подозрением на сниже­ние слуха. Выбор той или иной методики обследования зависит от возраста ребенка и от того, владеет ли он речью.

Проверить слух онлайн, к сожалению не представляется возможным, по целому ряду причин, которые мешают разработать методики для проверки слуха при помощи сети Интернет или телефонии. Онлайн можно проверить только музыкальный слух.

Для обследования слуха у детей Вы можете обратиться в Детский Сурдологический Центр .

Каждая молодая мама должна вовремя вместе с врачом уметь обнаружить проблемы с ушами у своего малыша. Чем раньше будут выявлены нарушения слуха у ребенка, тем больше у него шансов получить своевременное лечение и вырасти здоровым.

Группы риска по слуху

Врачами-отоларингологами замечено, что больше рискуют появиться на свет с нарушениями слуха дети, которые:

  • родились недоношенными (ранее 38 недели беременности);
  • имеют врожденные аномалии развития костей черепа;
  • мало весили при рождении (менее 2,5 кг);
  • страдали внутриутробными инфекциями, полученными от матери (токсоплазмоз, цитомегаловирус, краснуха);
  • имеют отягощенную по тугоухости наследственность;
  • лечились от какого-либо заболевания препаратами, негативно сказывающимися на ушах (некоторые виды антибиотиков).

Расстройства звуковосприятия бывают как врожденными, так и приобретенными. С учетом области повреждения слухового анализатора выделяют нарушения следующих видов:

  1. Нейросенсорные. Они возникают после перенесенных внутриутробно инфекций или токсикоза беременности у матери. Либо передаются по наследству.
  2. Тугоухость кондуктивного характера. К такой патологии относятся ушные заболевания, травмы наружного и среднего отделов органа слуха. Эти нарушения хорошо поддаются лечению либо корригируются усилителями звука.
  3. Смешанные. Представляют собой сочетание предыдущих типов патологий слуха.

Что указывает на возможные проблемы со слухом у ребенка?

Хотя то, как слышит грдничок, проверяется врачом несколько раз в течение первого года жизни, мама должна внимательно наблюдать за реакцией ребенка на окружающие звуки, которые делятся на 2 вида:

  1. Высокочастотные. Это пение птиц, звонкий голос, шелест листьев.
  2. Низкочастотные. К ним относятся: стук, мужской голос, шум машин, удары погремушки.

Тяжелые нарушения слуха, когда малыш родился совсем глухим, легко выявляются при обследовании в роддоме. С небольшими отклонениями дело обстоит труднее. Такие дети хорошо воспринимают низкочастотные звуки, но совсем не реагируют на высокочастотные. При проверке слуха у новорожденных с начальными степенями патологии нередко медики получают ложноотрицательные ответы, т. е. отклонения в слуховом восприятии не обнаруживаются, хотя они присутствуют.

Иногда родители тоже долго не подозревают, что у их крохи есть проблемы со слухом. Однако нужно знать, что хорошо слышащий ребенок:

  • в 1-4 месяца не может спать в шумной комнате, плачет, пугается и вздрагивает от громких резких звуков;
  • в 5-6 месяцев отвечает на ласковую речь, обращенную к нему, улыбкой, лепетанием, гулением;
  • в 7-8 месяцев по просьбе указывает пальчиком на предмет, знает свое имя, пытается самостоятельно произносить звуки;
  • в возрасте 9-10 месяцев произносит первые слова – «мама», «баба», «папа»;
  • в 12-18 месяцев начинает разговаривать простыми фразами.

Если вы заметили, что сверстники вашего малыша обходят его по каким-либо показателям, следует насторожиться: возможно, он плохо слышит.

В возрасте до 1 года

Развитие слухового восприятия начинается со дня появления ребенка на свет. Одни звуки новорожденный слышит, другие пока нет. Это происходит по причине незрелости некоторых областей головного мозга и невосприимчивости их к отдельным звукам.

На третьем-четвертом месяце жизни у грудничка уже вырабатывается реакция на окружающие звуки. Двухмесячный младенец поворачивает голову на знакомый голос и прислушивается, а от внезапного резкого шума вздрагивает. К полугоду диапазон воспринимаемых ребенком звуков расширяется.

Слух у младенца развивается в течение первого года жизни постепенно. С каждым месяцем нервная система ребенка становится все более совершенной. Его уши начинают правильно воспринимать внешние сигналы и передавать полученную информацию в мозг. Грудничок реагирует на звуки соответственно: услышав родной мамин голос или детскую песенку, он выражает положительные эмоции, радость. В ответ на громкие неприятные звуки он, наоборот, сжимается и плачет.

В возрасте старше 1 года

Если ребенку уже исполнился год, его слух можно проверить следующим образом:

  1. Положите вместе несколько любимых игрушек малыша (кукла, мяч, мишка, слоник и т. д.).
  2. Сидя около ребенка, шепотом предложите ему принести вам, например, слоника.
  3. Когда он выполнит задание, отойдите на несколько шагов дальше от крохи и попросите его принести куклу.
  4. Если ребенок никак не реагирует на просьбу, то повторите ее громче, переходя с шепота на голос.
  5. По реакциям малыша определите, с какого расстояния он слышит произнесенную шепотом речь.

С детьми 2-3 лет можно поиграть в игру, которая требует от них знания частей тела животного или человека. Постепенно удаляясь от малыша, шепотом просите его показать, где у мишки носик, у собачки хвостик, у куклы глазки и т. п. При нарушении слуха ребенок не будет реагировать на сказанные ему слова и просьбы.

В норме дети в 1-3 года должны услышать слова, сказанные голосом разговорной громкости с расстояния 5-6 м. При этом нужно быть уверенными, что словарный запас вашего крохи позволяет ему понять, о чем речь.

Слух ребенка 3-5 лет можно оценить по его реакции на шепот с расстояния в шесть метров.

Как проверяют слух у новорожденного в роддоме?

Врожденные нарушения слуха имеют широкую палитру выраженности – от слабой тугоухости до полной глухоты. Впервые врач-сурдолог проверяет слух новорожденного еще в родильном доме. С этой целью через 3 дня после появления на свет младенец проходит 2 обследования:

  1. Отоакустическую эмиссию (ОАЭ). При этом в наружный слуховой проход новорожденного вводится тонкий зонд, который собирает информацию о реакции внутреннего уха на звуки. Процедура длится 5 минут и не причиняет дискомфорта малышу.
  2. Оценку слухового потенциала клеток мозга. Прибор проверки слуха новорожденных состоит из 4-5 электродов, укрепляемых на головке малыша, и наушников, в которые подаются звуки различной интенсивности. При помощи записывающего устройства в течение 10-15 минут фиксируются сигналы, подаваемые мозговыми клетками в ответ на звуковые раздражители.

Родителям нужно знать, что эти методы не способны определить слабые степени тугоухости у ребенка. И если даже новорожденный оба теста прошел, то это не дает 100%-ной гарантии, что он обладает нормальным слухом.

Рефлекс Моро

Присутствие у ребенка врожденного рефлекса Моро – свидетельство того, что младенец слышит. Для этого нужно искусственно вызвать у него легкий испуг, который безвреден для психического здоровья малыша.

Чтобы самостоятельно выявить это явление:

  1. Положите новорожденного на стол.
  2. Аккуратно выпрямите его конечности.
  3. На расстоянии 20-30 см от его правого, затем левого уха хлопните в ладоши.

Слышащий ребенок реагирует на громкие звуки растопыриванием пальчиков или вскидыванием ручек. Этот рефлекс врожденный. Он проходит к 3-4 месяцу и проявляется в виде защитной реакции организма при испуге или приближении опасности. Если же у новорожденного нет рефлекса Моро, то это может быть признаком тугоухости или родовой травмы шеи, либо головы.

Метод Калмыковой

Метод Калмыковой позволяет с помощью баночек с сухой крупой проверить слух ребенка первых месяцев жизни. Способ проведения:

  1. Заполните 3 пластмассовые баночки на 1/3 горохом, манкой и гречкой. При тряске каждая крупа будет издавать свой звук.
  2. Возьмите все баночки в руки и сядьте позади малыша. Он не должен вас видеть.
  3. Пусть ваш помощник займет чем-нибудь внимание ребенка. А вы в это время потрясите около каждого его уха посудой с манкой. Этот материал издает при движении звуки высокой частоты. Если ребенок поворачивает голову в сторону источника звука, дальше можете не продолжать: со слухом у него полный порядок.
  4. Если же малыш не реагирует на баночку с манкой, потрясите сосудом с гречкой.
  5. Затем используйте горох.

На первом месяце жизни нормой считается, если малютка будет поворачиваться хотя бы к баночке с горохом: этот продукт издает при тряске самые громкие звуки. Шум от всех 3 круп здоровый ребенок начинает воспринимать к 5 месяцам.

Как проверить слух у ребенка в домашних условиях

В качестве аппарата для проверки слуха детей в домашних условиях можно использовать игрушки – музыкальные инструменты, погремушки или вышеупомянутые баночки с крупой. Издавать звуки для малыша могут сами родители: разговаривая с ним или хлопая в ладоши.

На видео советы доктора:

Новорожденный до 1 года

Здоровый младенец первого-второго месяца жизни при громких звуках вздрагивает и просыпается. На третьем-четвертом месяце можно наблюдать, как он, услышав обращенные к нему слова мамы, поворачивает головку в ее сторону и улыбается. В этом возрасте дети уже узнают голоса членов своей семьи. В ответ на звуковой раздражитель грудничок, если не спит, перестает двигаться и широко открывает глазки.

Можно проверить слух новорожденного в домашних условиях, когда он плачет. Если в это время издать неожиданный звук (позвонить в колокольчик или подудеть в дудочку), малыш замолчит и замрет.

После 2 месяцев ребенок будет реагировать на погремушку. Можно постучать ею около каждого уха младенца. Он будет поворачивать личико в направлении источника звука.

Дождавшись, когда кроха заснет, негромко хлопните в ладоши или покашляйте. При этом спящий малыш с нормальным слухом делает сосательные движения ртом или вздыхает.

В возрасте от 1 до 3-х лет

Дети в возрасте от 1 до 3 лет реагируют на звуки так же, как и взрослые. Они хорошо слышат и понимают шепотом сказанные фразы с расстояния 6 м. После года малыши начинают разговаривать, и если ваш ребенок в 2 года еще не говорит, то стоит задуматься о проверке его слуха. Проблемы с речью – частое следствие тугоухости.

Малышу 3 лет можно проверить слух таким образом:

  1. Приготовьте 3 игрушки, издающие различные звуки. Подойдут дудочка, колокольчик и барабан.
  2. Возьмите еще 3 игрушки, например, машинку, мишку и лисичку.
  3. Покажите ребенку, что под игру дудочки мишка танцует, а когда звук умолкает, он садится.
  4. Под звук барабана машинка ездит, а в тишине останавливается.
  5. Когда звонит колокольчик, лисичка ест, а когда он стихает – спит.
  6. Отойдите на расстояние 6 м от ребенка и издайте звуки звучащими игрушками, а малыш пусть изобразит, кто под какую музыку, что сделает.
  7. Затем предложите малышу поменяться с вами ролями.

Так вы поймете, какие звуки и как хорошо слышит ваш ребенок.

У детей от 3-х до 6 лет

Проверка слуха у дошкольника в 4 года и старше должна быть интересной для ребенка и выглядеть как игра. Например, можно дать ему книжку с крупными цветными картинками. Взрослый с расстояния 6 м шепотом называет какого-либо сказочного героя, а ребенок находит в книжке его изображение и показывает.

Для проверки слуха у детей 3-4 лет можно использовать разноцветные кубики. Взрослый с расстояния 6 м просит выбрать из груды кубиков, например, синий, и кинуть ему. Ребенку 5-6 лет уже можно дать кубики с буквами, и пусть он показывает названную взрослым букву на игрушке.

У школьников

Проверка слуха у младших школьников производится с помощью сказанных шепотом слов из подобранных врачами нижеследующих списков.

Высокочастотные:

  • шишка;
  • Саша;
  • чайка;
  • зайчик;
  • птичка;
  • шашка;
  • часы;
  • жесть;
  • спичка;
  • чижик;
  • сеть.

Низкочастотные:

  • мыло;
  • море;
  • урок;
  • волк;
  • окно;
  • номер;
  • Вова;
  • город;
  • рыба.

Самый точный способ проверки слуха

Лучшие методики диагностики фонематического слуха ребенка использует врач-сурдолог совместно с отоларингологом поликлиники (детским лором). Второй специалист проверит состояние наружного, среднего и внутреннего уха, а первый – проведет слуховую аудиометрию с аудиограммой. При этой процедуре ребенку надевают наушники, а перед глазами у него появляется видеоизображение. В возрасте от 6 месяцев до 2 лет по реакции малыша врач определяет, слышит ли кроха. Ребенка 3-6 лет просят нажать кнопку, когда он услышит звук.

Когда следует обратиться к врачу?

Показать малыша сурдологу нужно, если:

  • новорожденный не вздрагивает от резких звуков;
  • грудничок не поворачивает голову в сторону источника звука;
  • годовалый не произносит хотя бы отдельные короткие слова;
  • двухлетний не разговаривает.

Независимо от возраста, нужно обратиться к врачу, если ребенок раньше слышал, но теперь перестал. Если малыш постоянно переспрашивает и не понимает окружающих, разговаривает чрезмерно громко. Жалобы на боль или шум в ухе – повод для немедленного визита к отоларингологу.

С появлением ребенка в семье важно следить за его здоровьем, в частности, состоянием органа слуха. Вирусные заболевания и различные инфекции могут привести к серьезным последствиям. Самыми распространенными осложнениями считаются нарушение речи, тугоухость, неспособность социализироваться в окружающем мире.

Чем раньше родители заметят проблемы со здоровьем ушей, тем быстрее можно установить причину воспаления и устранить возможные осложнения. Для этого необходимо провести проверку слуха у детей в самом раннем возрасте.

Известно, что даже самые незначительные ухудшения остроты звуков может привести к серьезным нарушениям в развитии малыша. Нарушения в строении органе слуха могут иметь временный характер. В таком случае родителям переживать не стоит.

Однако при запущенных состояниях детям требуется серьезная помощь, вплоть до хирургических вмешательств.

Последствия могут быть необратимыми, вплоть до полной глухоты.

Бывают ситуации, когда нарушения образовываются в более позднее время.

В возрасте двух-трех лет малыш уже умеет разговаривать, но при нарушениях в ушах может потерять речь. В таком случае необходима специализированная помощь врачей и педагогов для сохранения возможности общения.

Именно поэтому важно следить за развитием ребенка и наблюдать за тем, насколько хорошо ребенок слышит и при малейших отклонениях обратиться к специалистам.

Известно, что слух может снизиться из-за наследственной патологии, а также из-за следующих заболеваний:

  1. Свинка.
  2. Корь.
  3. Скарлатин.
  4. Грипп или простуда.
  5. После долгого применения антибиотиков.

Первоначальную проверку слуха у ребенка можно провести дома. Однако, полную проверку слуха необходимо реализовать в первые месяцы жизни ребенка. Обыкновенно она проходит в поликлинике врачом-отоларингологом.

Причины нарушения слуха

Нарушения слуха у детей можно разделить на три вида:

  1. Кондуктивная форма.
  2. Сенсоневральная.
  3. Кондуктивная и нейросенсорная в одном виде.

Они могут быть как патологическими, так и приобретенного характера. Локализироваться могут одновременно в двух ушах, но чаще всего возникают только в одном.

Первая форма воспаления возникает из-за заболеваний или травматизации уха.

К этому же виду относятся все , воспаления в носу или глотке, образование серных пробок и попадания инородного предмета в ухо. В большинстве случаев, данный вид легко излечить.

Ко второй форме относятся повреждения строения внутреннего и среднего уха. Данная проблематика возникает из-за травм среднего уха, в случае недоношенности ребенка или других предродовых заболеваний. Именно поэтому сенсоневральный вид возникает из-за наследственной предрасположенности.

Обратите внимание на состояние здоровья, если при беременности у вас возникали следующие заболевания:

  • вирусные воспаления наподобие гриппа, простуды или краснухи;
  • заболевания менингитом и паротитом;
  • применение на протяжении долгого времени антибиотиков.

К сожалению, при таком виде тугоухости период реабилитации и излечения довольно продолжительное, но в максимальном количестве случае не результативное .

Восстановить слух в таком состоянии практически невозможно.

В таком случае детям назначаются

В случае последней формы, воспаление возникает сочетанием патологий и восприятия звуков слуховым проходом. В данном случае прописываются как медикаментозное лечение, так и специализированные звукоусилители.

Предпосылки возникновения проблем

Обратите внимание на здоровье ушей, если ребенок в возрасте до 12 месяцев не вздрагивает или не пугается громких звуков. кроме этого существуют следующие признаки:

  1. Малыш не реагирует на голос.
  2. Не поворачивается на голосе родителей.
  3. Не реагирует на громкие звуки во время сна.
  4. Не поворачивает голову, если звук издается сзади.
  5. Игнорирует игрушки со звуком.
  6. К приближению 12 месячной даты рождения не понимает значения простых слов.
  7. У ребенка не появляются новые звуки.

В возрасте от одного года до трех лет признаки меняются:

  • в возрасте одного-двух лет у малыша нет связной речи;
  • заметное нарушение в формировании звукооборотов;
  • малыш игнорирует речь или часто переспрашивает;
  • если говорящий человек находится в другой комнате, малыш не понимает слов;
  • если ребенок обращает внимание на мимику больше, чем на слова.

Проверка слуха в домашних условиях

Существуют несколько методов определить остроту слуха в домашних условиях. Для этого вам понадобятся игрушки способные издавать громкие звуки: погремушки, дудки или гармошки. Встаньте на расстоянии шести метров от ребенка и издавайте звуки игрушками. В первые секунды малыш должен замирать, а далее поворачивать голову или глаза в сторону источника звука.

Для закрепления эффекта издавайте звуки не только в зоне видимости малыша, но и за его оспиной.

Существует еще один метод под названием «гороховая проба» . Для его реализации вам необходимо три пустые темные бутылочки.

В две из них необходимо засыпать горох или гречку, а одну оставьте в обычном положении.

Далее один родитель берет в одну ладонь баночку с крупой, а во вторую – пустую. Сядьте перед малышом на коротком расстоянии. Затем начните медленно трясти баночками на расстоянии около тридцати сантиметров от ушей.

Через минуту поменяйте баночки местами и повторите операцию. Второй родитель при этом внимательно наблюдает за реакцией малыша. Ребенок, в свою очередь, должен поворачивать голову в сторону звукового раздражителя. По реакции малыша легко понять, слышит он или нет.

Важно знать, что такой метод проверки органа слуха возможен только с четырех месяцев.

У малышей, чей возраст достиг трехлетнего, проанализировать слух возможно обыкновенной речью . Встаньте на расстоянии шести метров от ребенка. Малыш при этом не должен смотреть на человека, поэтому поставьте его боком, прикрыв при этом одно ухо .

Сначала начните говорить слова шепотом. Если малыш не может разобрать слова, подходите ближе.

Для проверки слышимости высокочастотных звуков следует встать на расстоянии от пятнадцати метров . Слова следует говорить четко и громко. Ребенок при этом должен отчетливо их повторить .

Произносимые слова должны быть понятны ребенку.

Следует знать, что чем меньше расстояние между вами и ребенком, но слова при этом непонятны и дите не может их повторить, тем большая степень тугоухости у малыша. В таком случае обратитесь к квалифицированному специалисту в срочном порядке.

Проверка слуха у детей на аппарате

При малейших воспалениях ушей и болевых ощущениях у малыша необходимо обратиться к педиатру. После осмотра, лечащий врач направит в зависимости от случая к отоларингологу или сурдологу.

Проверка слуха у ребенка на аппарате возможна в нескольких направлениях.

В случае острой или частичной потери слуха проводятся следующие методы определения проблематики:

  1. Для самых маленьких пациентов проводятся физиологические методы и наружный осмотр уха.
  2. Осмотр благодаря рефлекторному проявлению. Он основан на безусловных рефлексах, таких как сокращения мышц, вздрагивание, реакции глаз и мимики на громкие частоты.
  3. Осмотр на рефлексы, которые проявляются в ответ на какое-либо действие.
  4. Анализирование слуховых косточек на регистрации звуковых волн.
  5. Методы, основанные на телесных ощущениях. Субъективные методы рассматриваются при достижении ребенка пятилетнего возраста.
  6. Устное обследование. При таком виде ребенку на разном расстоянии говорят слова различных частот.

Однако самым распространенным видом анализирования остроты слуха является . Благодаря ей можно получить анализы в виде графиков, где наглядно указывается вид заболевания и его степень.

Данное обследование проходит при помощи специализированного препаратааудиометра .

Суть обследования состоит в том, что ребенок на разных частотах интенсивности звука, сигнализирует о своем восприятии посредством кнопки на аудиометре.

Аудиометрия может быть как электронной, так и речевой . Однако, во втором случае можно свидетельствовать только о о величине потери слуха.

Заключение

Если вы заметили первые симптомы заболевания, важно своевременно начать лечение. Так как умение слышать и разговаривать являются важными факторами для социализации в жизни.

Не оставляйте проблемы с ушами без внимания, так как даже заболевания гриппом матери при беременности могут вызвать серьезные осложнения у ребенка.

Простые и доступные методики проверки слуха в домашних условиях у детей младенческого и раннего возраста

Зачем проверять слух у ребенка

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.

Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.

Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит, насколько хорошо будет развиваться ребенок.

Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов чтобы уточнить причины проблем ребенка — узнать, слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи, потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.

Развитие слуха у младенца: что нужно знать о развитии слуха ребенка первого года жизни

В первые две – три недели жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.

В первые три месяца жизни малыша Вы можете увидеть, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (широко открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется обычно в возрасте двух – трех недель.

Это проще всего проверить во время крика ребенка. Если ребенок кричал, а в это время Вы подали неожиданно длительный звуковой сигнал недалеко от ребенка (например, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.

В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.

В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.

В три – шесть месяцев младенец также в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.

С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже. Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы. Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.

Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка постепенно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.

С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.

Это очень важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.

Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.

Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!

И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома. Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.

Ниже в этой статье Вы найдете:

Часть 1 — методика проверки слуха у ребенка первого года жизни в домашних условиях

Часть 2 — методика проверки слуха у ребенка второго — третьего года жизни.

Часть 1. Как проверить слух младенца (ребенка первого года жизни) дома

Дома можно проверить слух малышей (даже в возрасте первых месяцев жизни) с помощью метода гороховых проб . Этот метод был предложен Институтом раннего вмешательства Санкт- Петербурга. Метод могут использовать педагоги и родители малышей.

Как сделать материалы для проверки слуха ребенка первого года жизни.

Возьмите четыре одинаковых пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза или старой фотопленки.

Баночки нужно заполнить так:

Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.

Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.

Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.

Баночка №4. Остается пустой.

Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:

— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,

— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,

— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Если Вы будете использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенк а в течение первого года жизни, то меняйте наполнители через три месяца . Например, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и хотите ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.

Методика проверки слуха ребенка первого года жизни дома

Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.

Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого его взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи Вами звуков.

Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.

Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).

Наблюдайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?

Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.

Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.

Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.

Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:

— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.

— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).

Как интерпретировать результаты проверки слуха с помощью «гороховой пробы»:

До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!

— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.

При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.

— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.

Реакции ребенка первого года жизни на звук, который он слышит

Ниже дан список наиболее информативных для нас безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):

— мигание век,

— вздрагивание всего тела,

— замирание (застывание) ребенка,

— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,

— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него (в случае резкого звука),

— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,

— сосательные движения,

— изменение ритма дыхания,

— широкое открывание глаз.

Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.

Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.

Упражнения для развития слуха и слухового сосредоточения для детей первого года жизни по месяцам даны в рубрике сайта

Часть 2. Как проверить слух ребенка с года до трех лет (в раннем возрасте)

Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.

Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.

Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.

Первый способ проверки слуха у ребенка 1- 2 лет

Поставьте перед ребенком хорошо известные ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее чтобы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите «дай куклу», «покажи мячик», «где собачка? Где у собачки хвостик?» «где у куклы ротик, глазки,носик» и т.д.

Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).

Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).

Как интерпретировать результаты проверки слуха этим методом:

Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров . Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.

Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.

Как проверить слух ребенка в возрасте 1-2 года: второй способ

Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.

Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).

Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.

После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.

Список звуковых сигналов для проверки слуха:

— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),

— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),

— барабан (низкочастотное звучание),

— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).

Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:

— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.

— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.

— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.

— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.

Играем и проверяем слух ребенка раннего возраста.

Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:

— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.

— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.

— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.

После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.

Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.

Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.

Интерпретация результатов обследования слуха вторым способом.

При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.

Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.

Желаю Вам и Вашим деткам здоровья и радостного развития! Надеюсь, что эта статья будет полезна Вам и буду рада Вашим комментариям.

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще о развитии ребенка раннего возраста на нашем сайте:

Как подбирать матрешку по возрасту ребенка, как играть, стихи для игр с матрешками.

Из бумаги, картона, ткани. Как сделать и как заниматься с ребенком по книжке.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки