Ликантропия - миф или реальность? Что такое ликантропия



Болезнь оборотней или оборотничества принято называть ликантропией. Впервые этот термин появился в 1584 г. В книге английского исследователя Р. Скотта «Разоблачение колдовства». Он ввел это понятие после тщательного изучения трудов древних медиков, которые считали оборотничество болезнью и пытались ее лечить.

В трудах александрийского врача Павла Эгинета содержится подробный анализ болезни и причин, ее вызывающих. Этот медик считал, что заболевание может быть вызвано различного рода умственными расстройствами и употреблением некоторых галлюциногенных средств.

Он также приводит описание симптомов, характерных для страдающих ликантропией людей. К ним он отнес ослабление зрительных функций, бледность кожных покровов, полное отсутствие слюны и слез, повышенную жажду, израненные нижние конечности.

Кроме этого, у больных ликантропией отмечалось непреодолимое желание идти ночью на кладбище и выть на луну до самого восхода солнца.

В качестве лечения от ликантропии эскулап рекомендовал очищение желудка, особую систему питания, кровопускание. Чтобы исключить ночное хождение и обеспечить спокойный сон, больному рекомендовалось натирать внутренние поверхности ноздрей опиумом.

Внешность человека, заболевшего ликантропией, очень быстро начинала изменяться. По рассказам больных, в начале приступа они испытывали легкий озноб, постепенно переходящий в лихорадку. При этом возникала сильнейшая головная боль и неутолимая жажда. Больной также страдал от затруднения дыхания, проступала испарина. Руки удлинялись и заметно опухали, кожные покровы на лице и конечностях расплывались и грубели. Пальцы на ногах сильно искривлялись, становясь похожими на когти. При этом ликантроп не мог носить обувь и старался избавиться от нее. Сознание ликантропа также изменялось: у него возникали признаки клаустрофобии - человек ощущал страх перед закрытыми помещениями и всеми силами старался выбраться из дома на улицу.

Далее появлялась тошнота, начинались спазмы желудка. Человек-ликантроп ощущал сильное жжение в грудной клетке. Речь его становилась невнятной, из горла вырывалось гортанное бормотание. На этой фазе приступа больной ликантропией старался освободиться от одежды, вставал на четвереньки. Кожные покровы начинали темнеть и покрывались матовой шерстью. На голове и лице вырастал грубый волосяной покров, делающий человека похожим на животное.

У оборотня просыпалась дикая жажда крови, не в силах преодолеть которую он убегал на поиски жертвы. Подошвы ног и ладони затвердевали настолько, что он мог бегать по острым камням, не причиняя себе ни малейшего вреда.

Нападал ликантроп на первого же попавшегося человека, острыми зубами прокусывал артерию в области шеи и выпивал кровь. Удовлетворив свою жажду, оборотень терял силы, падал на землю и засыпал до утра. На рассвете он снова становился человеком.

Оборотень заранее чувствовал приближение приступа, но предотвратить его был не в силах - быстрота превращения не позволяла принять каких-либо специальных мер.

Некоторые из ликантропов старались спрятаться в подвалах своих домов и пережить приступ оборотничества там. Другие уходили в чащу леса и старались выплеснуть свою агрессию на растения, катаясь по земле, громко рыча и царапая стволы деревьев.

Множество поверий об оборотнях существовало и в России. Здесь всегда верили в то, что искреннее слово, высказанное от всей души пожелание имеют определенную силу и могут исполниться. Это относится и к проклятию.

Люди считали, что проклятие, вырвавшееся в состоянии злобы, может привести к тому, что человек, которому оно было послано, превратится в оборотня.

По мнению православных священников, проклятия обязательно услышит Сатана и воспользуется этим, чтобы забрать душу проклятого в свои сети.

Так, известен случай появления оборотня в пригороде Москвы. В одном из районов участились случаи нападения на домашний скот. Пастух рассказал, что видел, как на его собаку напала огромных размеров медведица. На зверя была объявлена охота, но поймать его никак не удавалось. Люди заподозрили, что дело связано с нечистой силой, и обратились за помощью к местному священнику.

При помощи молитв медведицу удалось заманить в ловушку и убить серебряной пулей. Оказалось, что под медвежьей шкурой скрывалась обыкновенная женщина.

В окрестностях Москвы встречались оборотни, превращавшиеся в медведей, волков и даже крыс. Существует предание, что в волка обращался и разбойничал по дворам бояр знаменитый опричник Ивана Грозного Малюта Скуратов.

Ликантропия — болезнь оборотней

Ликантропия - мифическая или мистическая болезнь, которая вызывает метаморфозы в теле, в ходе которых больной превращается в волка; один из видов териантропии. Психоз, при котором больному может казаться, что он превращается или превратился в зверя или проявляет свойственные ему повадки.

Болезнь ликантропия

Клиническая ликантропия вызвана нарушением работы определенных участков коры головного мозга, которые отвечают за движение и ощущение. При помощи сенсорной оболочки мозга человек формирует представление, как об окружающем мире, так и о себе самом. Дефекты оболочки позволяют обладателю синдрома считать себя животным и визуализировать его поведенческие привычки.

Психическое заболевание

Стоит признать, что ликантропия у человека в действительности является психическим нарушением. К психологии оно имеет опосредованное отношение: такое заболевание не может быть временным дисбалансом на почве стресса или сниженной самооценки. У «оборотней» всегда имеется в комплексе параноидальный бред, острый психоз, биполярное расстройство личности или эпилепсия.

Доминиканские монахи Джеймс Шпрингер и Генрих Крамер категорично заявляли, что превращение человека в волка невозможно. Они полагали, что при помощи разных снадобий и заклинаний колдун или чародей может заставить того, кто на него смотрит, вообразить, что он превратился в волка или другое животное, однако физически превратить человека в зверя нельзя.

Тем не менее как болезнь, заставляющая человека думать, что он превратился в зверя и должен вести себя соответственно, это явление известно с незапамятных времен.

Из истории

Еще приблизительно в 125 г. до н. э. римский поэт Марцелл Сидет писал о болезни, при которой человека охватывает мания, которая сопровождается ужасным аппетитом и волчьей свирепостью. Согласно Сидету, человек сильней подвержен ей в начале года, в особенности в феврале, когда болезнь усиливается и может наблюдаться в самых острых формах. Подвергшиеся ее влиянию потом уходят на заброшенные кладбища и живут там, точно свирепые голодные волки. Считали, что оборотень - это плохой, грешный человек, который был богами превращен в зверя в наказание. Но такие люди физически остаются людьми, только воображая себя зверями, а не становятся волками.

Первый в истории случай гипертрихоза зафиксировали в конце XVI века. Во Франции и Италии жила семья Гонсалвус, где практически все ее члены были носителями гена Вервольфа.

Самая известная женщина-волк, Юлия Пастрана. Ее и мумию сына показывали на многих европейских выставках, как самых страшных людей XIX века. Только 12 февраля 2013 г. Патсрану похоронили на родине в Мексике.

1) Юлия Пастрана — (1834-1860) — Мексика; 2) Портрет юной Тогнины Гонсалвус работы Лавинии Фонтаны — Италия

Медицинское обоснование

Случаи, связанные с оборотнями, на протяжении долгого времени рассматривались официальной наукой не более как сказки. В крайнем случае до того времени, пока в 1963 г. доктор Ли Иллис не представил работу, под названием «О порфирии и этимологии оборотней». В ней ученый доказывал, что вспышки имеют медицинское обоснование. Он утверждал, что речь идет о порфириновой болезни - тяжелом заболевании, выражающееся в повышенной восприимчивости к свету, вызывает изменение окраски зубов и кожи и часто может приводить к маниакально-депрессивным состояниям и ликантропии. Как результат человек теряет человеческий облик и нередко лишается рассудка. В своей работе доктор Ли Иллис привел около 80-ти такого рода случаев, с которыми ему довелось встретиться в своей практике.

То, что болезнь может передаваться через укусы, доктор считал вздором. В своей книге он говорит, что эта болезнь не заразна, потому как является наследственной - тем, что современная наука называет генетическими отклонениями, которые связаны с расовой принадлежностью человека. В связи с чем он отмечает, что не случайно в Европе болезнь, которая заставляла людей считать себя неистовыми зверями, поражала порой целые деревни и небольшие города. Крестьяне бегали на четвереньках, выли и даже загрызали собственных коров. Конечно, этих несчастных никто не обследовал и не пытался вылечить. Их преследовали и травили собаками. Кто-то исцелялся сам по себе, но сотни из них погибли как звери. В то же время, к примеру, на Цейлоне вообще никогда не слышали об оборотнях, особенно о вервольфах.

Открытие, которое совершил Ли Иллисом, во многом объясняет природу феномена, который в научных кругах в течении долгого времени считался ерундой и суевериями. Но оно не дает ответа на некоторые вопросы, главный из которых состоит в следующем: каким образом оборотень может снова приобретать человеческий облик через несколько часов после обращения в зверя. Сам доктор Иллис считает что такое превращение теоретически возможно, но маловероятно.

Все качества, приписываемые оборотню, легко развенчиваются в наше время наукой, доказывающей невозможность такого рода перевоплощений для живого существа. В наши дни большинство тех, кто считает себя оборотнями, - пациенты психиатрических клиник. Сегодня людей обоего пола, вообразивших и ощущающих себя оборотнями, медики называют «ликантропы», и это слово стало психиатрическим диагнозом.

Первое описание болезни

Автор семитомной энциклопедии по медицине, один из наиболее авторитетных врачей своей эпохи, Павел Эгинета, живший в Александрии в VII столетии, первым описал ликантропию в медицинских терминах. Им был проведен анализ болезни и названы причины, ее вызывающие: умственные расстройства, патологии и галлюциногенные лекарства. Симптомы ликантропии: бледность, слабость, сухие глаза и язык (без слез и слюны), постоянная жажда, незаживающие раны, навязчивые желания и состояния.

XVI век

К XVI столетию было написано множество работ по этой теме. Считалось, что оборотни - это не одержимые бесом или люди, а просто «меланхолики, впавшие в самообман». Известный врач того времени Роберт Бертон также считал ликантропию формой безумия. Его фармакологические исследования показали, что в состав приготавливаемых колдунами мазей для «оборачивания» входили сильные галлюциногены. А стимулом для людоедства - существенным, если не определяющим фактором - могло являться острое недоедание.

Наши дни

Сегодня психиатры объясняют ликантропию как следствие органическо-мозгового синдрома, сопряженного с душевным расстройством, маниакально-депрессивным психозом и психомоторной эпилепсией, то есть как следствие шизофрении и «сопутствующих» расстройств. У детей ликантропия может стать как следствие врожденного аутизма.

Диагноз — считается что ликантропии можно ставить при любом из двух симптомов:

Больной сам рассказывает, что он иногда чувствует или чувствовал, что превращался в зверя;

Больной ведет себя достаточно по-звериному, к примеру воет, лает или ползает на четвереньках.

Так, убийца (28 лет) во Франции, страдавший паранойей, шизофренией и ликантропией, в 1932 г. описал свою болезнь так: когда я расстроен, я чувствую, словно превращаюсь в кого-то другого; у меня цепенеют пальцы, будто булавки и иглы воткнуты мне в ладонь; я теряю контроль над собой. Я чувствую, что превращаюсь в волка. Я смотрю на себя в зеркало и вижу процесс превращения. Мое лицо теперь не мое, оно абсолютно преображается. Я пристально всматриваюсь, мои зрачки расширяются, и я ощущаю, как будто у меня вырастает шерсть по всему телу, а зубы становятся длинней.

Ликантропы наших дней отличаются куда большей фантазией: они «превращаются» не только и не столько в волков, сколько в других существ, в том числе в инопланетян, общающихся с космосом и бывающих в других мирах. Потом вновь «становятся» обычными людьми.

Медики называют одной из причин этого психиатрического феномена защитную реакцию. Когда у человека психологические проблемы, он уходит от реальности, живет в выдуманном или виртуальном мире. Там он значим, там его любят, а порой и преследуют - отсюда все мании и навязчивые состояния. Обычно, приступы ликантропии у человека или кратковременные, но повторяющиеся часто, или он вообще не выходит из «приступа», считая себя зверем, и никакого «просветления» не происходит.

Психика человека очень плохо изучена, потому даже сегодня с психиатрами трудно спорить. И мало кто верит в возможность физического превращения человека в волка либо в какое-то другое животное. Но полностью переубедить всех, что оборотней не существует, даже в XXI столетии, даже всем врачам вместе, вряд ли удастся.

Оборотень. Гравюра, Германия, 1512 г.

Генетическая болезнь

Кроме «психической» ликантропии, когда люди считают себя зверем, есть и «физическая» - когда человек имеет физические признаки волка, как правило рудиментарные от рождения. Так, в Мексике, в Гуаладжаре, находится центр биомедицинских исследований, в котором доктор Льюис Фигуерра уже на протяжении многих лет изучает «генетическую ликантропию». Доктор исследует одну из мексиканских семей, состоящую из 32 человек, - семью Ацива. Все они страдают от редкой генетической болезни, передающейся по наследству и вызывающей сильное изменение человеческого облика. Вся поверхность тела людей из семьи Ацива (в том числе и у женщин) покрыта густой шерстью, даже на лице, ладонях и пятках. Совсем нетипичными являются также их осанка, голос и мимика.

Уже много десятков лет Ацивы заключают только внутриродовые браки, потому, как считает д-р Фигуерра, причиной их заболевания является ген, который передается по наследству. Данная мутация возникла у членов этой семьи еще в Средние века, но позднее, до конца XX столетия, никак себя не проявляла.

Сейчас все Ацивы живут на севере Мексики, в горном городке Закатекас, который известен также по шестой книге Карлоса Кастанеды «Дар орла», в которой он говорит о способности шаманов, называемых в народе «нагуалес», превращаться в животных для достижения внутреннего Нагваля - просветления. Местные жители относятся к ним презрительно, если даже не враждебно, не желая поддерживать с «проклятым семейством» какие-то связи.

Психическими отклонениями никто из Ацивы не страдает, потому вряд ли это заболевание возможно причислить к ликантропии подобно тем, о которых говорилось раньше, но д-р Фигуерра, утверждающий, что эта болезнь неизлечима, называет ее «геном ликантропии», который он надеется рано или поздно найти и обезвредить.

В Германии есть Рейнский институт по изучению нетрадиционной медицины. Профессор этого института Гельмут Шульц много лет занимается исследованием оборотней и относится к этому явлению вполне серьезно. Шульц полагает, что оборотничество - это наследственное генетическое заболевание. Шульц писал, что наиболее часто оборотни рождаются в малонаселенной местности, где люди многие годы, поколение за поколением, живут в довольно замкнутом небольшом кругу, а как следствие, бывают и родственные браки. В одной из своих монографий Шульц написал следующее.

Может быть, эта болезнь как раз и является результатом кровосмешения. Современная медицина в наши дни не в состоянии разобраться в механизме заболевания. Но абсолютно очевидна способность оборотней менять на некоторое время свою биологическую форму, не теряя белковой основы. Объяснять это богатое явление чисто психической аномалией, когда больной только воображает себя оборотнем, было бы очень глупой ошибкой.

Состояние трансформации

Некоторые из исследователей трансформации оборотней говорят, что формы оборотня в действительности зависят от его восприятия. Кроме того утверждается, что сама сущность сохраняет память или информацию об изначальном теле, что дает возможность оборотню возвращать свою начальную форму. Восприятие приводит к состоянию перехода сущности, то есть к состоянию трансформации. Наблюдая «всего лишь» клинических ликантропов, можно заметить, что трансформация - даже в рамках психического заболевания - начинается не сразу, а после определенного момента изменения свойств личности ликантропа как индивидуума.

Существует мнение, что клинический ликантроп является только стадией развития существа на пути его превращения в настоящего оборотня. Подразумевается, что меняется восприятие этого существа, происходит его адаптация к присутствию в новой сущности, а затем изменяется и сама форма существа, приспосабливаясь под новую сущность. Нечто подобное наблюдается у тех, кто с детства занимается подводным плаванием. Наблюдая жизнь под водой, они ощущают свое единение с этим миром. Подводный мир становится их миром, их жизнью. Как следствие, такие люди начинают чувствовать себя лучше не в мире людей, а в ярком, красочном мире рыб и кораллов.

И в том и в другом случаях можно заметить, что для проявления этого эффекта нужны определенные серьезные факторы. Потому не представляется возможным рассматривать появление оборотней как типичный случай. Скорей всего, это исключение. Чаще всего ликантроп не доходит в своем развитии до уровня оборотня. Это объясняется воздействием ограничивающей его среды обитания и воспитания.

В большинстве своем исследователи этого вопроса утверждают, что вой волков, фазы Луны, запахи или окружающая обстановка влияют на сознание ликантропа, побуждая его к действию. Это воздействие возможно охарактеризовать как многократно усиленное желание что-либо сделать. В таком состоянии человек расщепляет свое сознание, подавляя в себе то существо, которое принято считать человеком.

Такое состояние крайне обостряет чувства, изменяет восприятие. Этим в современной психиатрии и объясняют большинство случаев проявления клинической ликантропии.

С давних времен человек хотел иметь возможность обращаться в какое-либо животное, но случаи этого обращения получили свое логически верное объяснение только недавно.

Специалисты выяснили, что при определенных нарушениях психики, к примеру, шизофрении, человеку в состоянии бреда кажется, что он обращается или уже обратился в зверя.

Животных, в которых могут «обращаться» больные, существует большое множество, как и самих галлюцинаций такого типа. Стоит отметить, что «обращение» может носить как постоянный характер, так и происходить периодически. Человек может «преобразовывать» либо отдельные части тела, либо «превращаться» полностью.

Название «ликантропия» переводится с греческого как «человек-волк» , и именно обращение в волка подразумевает наименование недуга.

Исторические сведения

Первые упоминания о феномене ликантропии встречаются еще в мифах Древней Греции. Согласно одной из теорий расстройство получило свое название в честь царя Ликаона , который потчевал Зевса человеческим мясом, приготовленным из убитого им своими руками сына.

За такую насмешку бог грома обратил его в волка и обрек скитаться по земле в звериных стаях, так как пришел к выводу, что смерти недостаточно для наказания короля за это преступление. Легенды утверждали, что человек мог превращаться в животное полностью или же частично (трансформировать отдельные конечности), что подтверждается существованием в мифологии кентавров, минотавров и сирен.

Немалую роль сыграли волки и в мифологии народов Скандинавии. Так, согласно легендам, Одина сопровождала именно пара волков (не собак). Деструктивная суть волка у скандинавов нашла свое отражение в огромном волке по имени Фенрир, закованном в цепи и спрятанном в подземельях до наступления конца света. По преданию, именно тогда он сможет обрести свободу и будет принимать участие в разрушительной схватке между богами. Средневековье ознаменовало трудный период для образа волка: он стал символом абсолютного зла и греховности. Этому, в некоторой степени, мог поспособствовать наносимый волками вред фермерским хозяйствам того времени.

Инквизиция расследовала случаи проявления ликантропии наравне с феноменом ведьм. Стоит отметить, что все судебные процессы имели только обвинительный характер, своей единственной целью они ставили выбивание признания из обвиняемого. Большая часть таких обвинений имела субъективный характер, то есть люди, проживавшие в одной местности, писали друг на друга доносы.

Случаи, когда инквизиторам попадались люди, действительно страдающие ликантропией, только разжигали в них огонь праведности того, чем они занимаются. Приговоров, оправдывающих больных ликантропией, было ничтожно малое количество, а в тех редких случаях, когда таких людей все-таки оправдывали, бывшие подсудимые оставались на всю жизнь искалеченными. После заката инквизиторской деятельности появились первые попытки изучения расстройства, а отношение к ликантропам сменилось на нейтральное.

Симптомы

С медицинской точки зрения ликантропия характеризуется как синдром, который вырастает из нескольких расстройств психики. Диагностировать клиническую ликантропию можно на основании таких признаков:

  1. Бред трансформации: «ликантроп» твердо уверен, что в настоящий момент он трансформируется в животное или уже трансформировался, при этом он указывает в кого именно превратился и при взгляде в зеркало уверен, что видит животное, которым он стал.
  2. Больной ведет себя в соответствии с поведением и повадками животного, превращение в которого ему всегда мерещится. Он может лаять и мяукать, передвигаться на четырех «ногах», царапаться и кусаться, спать на земле (голом полу), не носить одежду и проявлять иные признаки животных повадок.

Распространённость болезни

Несмотря на частое употребление этого термина в литературе, большинство его трактовок относится к исследованиям в области эзотерики, истории и мифологии. Исследований медицинского характера, отвечающих на вопрос о сущности такого заболевания, как ликантропия, и структурирующих все полученные результаты, крайне недостаточно для составления полной картины расстройства. С 1850 года в архивах были найдены упоминания всего о 56 случаях проявления ликантропии.

Диагнозы распределились следующим образом: половина случаев – это психотическая депрессия и , еще одна часть (примерно пятая) – , оставшиеся случаи не получили диагноза.

Стоит отметить, что мужчин, имеющих симптомы ликантропии, оказалось гораздо больше, чем представительниц слабого пола (примерно на одну третью часть).

За прошедшие десятилетия в литературе можно встретить только пару случаев проявления ликантропии.

Один из них был зафиксирован у военнослужащего, который имел большой стаж приема наркотических веществ (конопля, амфетамины, ЛСД).

Однократно отмечались после употребления больным дозы ЛСД, в них он мнил себя полностью превратившимся в волка. Далее он начал утверждать, что является оборотнем, о чем уже догадались его сослуживцы, и что все вокруг одержимы дьяволом. Ему поставили диагноз «шизофрения» и назначили курс лечения, после прохождения которого состояние больного претерпело заметные изменения в сторону улучшения. Однако в дальнейшем он прекратил лечение и присутствовавшие ранее симптомы появились вновь, но ликантропия больше не проявлялась.

Другой случай наблюдался у мужчины средней возрастной категории. Болезнь протекала с интенсивной регрессией интеллекта и способностей к выполнению ежедневных действий. Постепенно больной приобрел склонность к завываниям на луну, сну под открытым небом, начал утверждать, что все его тело покрыто густой шерстью, а сам он является оборотнем. Несмотря на назначенное лечение, привести пациента к нормальному состоянию не удалось.

Одной из причин, почему ликантропия до сих пор мало изучена, выступает ее редкое проявление. Всех описанных в литературе случаев недостаточно для выстраивания теории, характеризующей болезнь, выявления эффективных методов ее лечения и диагностики. А поскольку ликантропия не требует отдельного лечения и устраняется вместе с основной патологией, у компаний, работающих в области медицины, нет никакой мотивации для того, чтобы тратить деньги на изучение этого заболевания.

Причины

Большая часть известных случаев возникновения ликантропии относится к одному из проявлений шизофрении, биполярного расстройства и реактивной депрессии. Но стоит отметить, что около одной пятой всех известных случаев заболевания ликантропией вызваны иными причинами. К этим причинам можно отнести:

  • органические патологии мозга;
  • употребление галлюциногенов;
  • заболевания дегенеративного типа;
  • ипохондрический синдром;
  • галлюциноз.

Проведенные исследования утверждают, что ликантропия протекает с изменениями в центральной и прецентральной извилинах теменной доли, часто вовлекая и серое вещество из областей, близких к коре мозга. Комплексное нарушение работы этих зон и является причиной нарушений восприятия больным своего тела.

Древние легенды говорили о возможности передачи ликантропии по наследству, а после определения причин, которые провоцируют болезнь, стало понятно, почему она имеет наследственный характер: подавляющее число расстройств, вызывающих ликантропию (особенно шизофрения), имеют наследственную природу.

Ликантропия и гипертрихоз

Одной из возможных причин распространения слухов и сочинения легенд об оборотнях является гипертрихоз .

Это такое заболевание, которое характеризуется наличием у человека густого волосяного покрова, при этом волосами покрыто все тело, включая лицо, что внешне роднит человека со зверем.

Повышенный уровень оволосения имеет наследственный характер и часто встречается у народов, в традициях которых разрешено и приветствуется заключение браков с близкими родственниками, что отвечает главному правилу проявления болезни: дефективный ген должен встречаться повторно на протяжении нескольких поколений. Такая пугающая внешность была безоговорочным предлогом для инквизиторов: больного клеймили «оборотнем» и использовали принятые методы борьбы с волко-людьми.

В настоящее время связь данной болезни с ликантропией находится на стадии малой изученности , даже меньшей, чем изученность психической стороны недуга.

Лечение

Рассматриваемое расстройство не всегда поддается успешному лечению. Даже при использовании нейролептических и антипсихотических препаратов для подавления шизофрении, есть риск возвращения проявлений болезни при рецидивах.

Остаточные симптомы могут сохраняться и при излечении с помощью транквилизаторов от таких болезней, как депрессия и маниакально-депрессивный психоз.

В случаях устранения последствий употребления вызывающих галлюцинации веществ, а также при поражениях мозга органического характера лечение имеет довольно низкую эффективность.

Самое большее, чего удается добиться, – это ликвидация аутодеструктивных действий и снижение вероятности возникновения ситуаций, угрожающих посторонним людям.

Оборотень… Какой жутью веет от этого слова! Многое забылось людьми, но мрачные легенды об оборотнях дошли до наших дней. Почему? «Суеверия живучи»,- утверждают одни. «Образ оборотня так долго не покидает человечество из-за того, что люди издревле боятся друг друга, следуя поговорке «Человек человеку волк»,- уверены другие. Речь идет о редчайшей врожденной болезни — есть и такая теория.

В северных районах Франции, а именно на эти безлюдные места, отличающиеся суровой природой, приходится большинство легенд, до сих пор рассказывают…

Однажды в замок господина Санроша пришел его приятель мсье Фероль и пригласил хозяина на охоту. Но тот уклонился от приглашения. Ему предстояла деловая встреча. Мсье Фероль отправился выслеживать оленя один. Однако, быстро закончив все дела, господин Санрош заскучал. Пройдя в комнаты своей прелестной жены, он узнал, что ее нет дома. И тогда решил, чтобы не коротать время в одиночестве, пойти навстречу своему другу, который уже, видимо, возвращается с добычей.

Вскоре на холме он увидел своего приятеля, быстро двигающегося по направлению к нему. Фероль почти бежал, И когда приятели встретились, Санрош поразился: плащ охотника был разорван и забрызган кровью, а вид был совершенно убитый. Прошло некоторое время, прежде чем тот, едва переведя дыхание, рассказал, что с ним приключилось.

Выслеживая добычу, Фероль не заметил, как забрел в чащу леса. Сквозь просвет между деревьями он увидел поляну, а на ней оленей. Скинув с плеча мушкет, охотник приготовился выстрелить в одного из них, но страшное рычание, раздавшееся рядом, на миг буквально пригвоздило его к месту. К счастью, это был всего лишь миг — от мгновенной смерти Фероля спасла его реакция опытного охотника.

Когда в бешеном рывке на него прыгнул громадный волк, он ударом приклада отшвырнул зверя. Это и помогло выиграть Феролю мгнове¬ние. Он намотал плащ на левую руку, а когда волк повторил свою попытку вцепиться охотнику в горло, тот ловко засунул ее в пасть зверя, стремясь правой с зажатым в ней кинжалом нанести удар.

В смертельной схватке они покатились по земле. Фероль рядом с собой уже видел налитые кровью и бешенством глаза. Изловчившись, он резанул по лапе, поднятой над его лицом. Взвыв, зверь бросил лежащего Фероля и скрылся в зарослях…

Разумеется, ни о какой дальнейшей охоте не могло быть и речи. Фероль заспешил домой, тем более что холмы уже порозовели от заходящего солнца.

«Не правда ли, невероятно? Но у меня есть доказательства. Я прихватил с собой лапу волка. Видит Бог, даже в страшном сне мне не могло бы присниться столь громадное и свирепое чудовище!»- с этими словами Фероль расстегнул свою сумку, и лицо его сделалось белым как мел.

Санрош тоже заглянул в сумку. То, что он увидел, поразило его как громом. На дне вместо лохматой лапы лежала изящная кисть руки. Она была унизана кольцами. Одно из них мсье Санрош узнал сразу: оно было украшено большим голубым топазом. Это кольцо принадлежало его жене…

Санрош не помнил, под каким предлогом взял у еле пришедшего в себя Фероля его страшный трофей и, завернув в платок, принес домой. Спросил, не вернулась ли жена. Ему ответили, что, да, вернулась, но нездорова и просила ее не беспокоить. Она лежала на кровати в полубессознательном состоянии, и бурое пятно расплывалось по одеялу. Резким движением Санрош откинул одеяло и увидел окровавленный обрубок. Вызванный доктор сумел остановить кровь и тем продлить жизнь прекрасной хозяйке замка. Но продлить ненадолго…

Эта история с небольшими изменениями повторялась во многих средневековых бумагах, а потом перекочевывала из века в век. Но она лишь маленькая часть тех легендарных сведении, что накопило человечество об оборотнях. В России же бытовала легенда, во многом схожая с приключениями бедного охотника Фероля. Она рассказывала о любви молодого боярина к дочери мельника…

Невеселое было это место — у старой, скрипучей мельницы возле лесной заводи. И конный, и пеший обходил ее за версту. Но красота дочери мельника, что однажды поразила молодого боярина, заставила его махнуть рукой на слухи, и он, что ни вечер, наведывался к своей любезной.

Напрасно девушка, перехватив хмурый взгляд своего отца, шепотом уговаривала сердечного друга забыть сюда дорогу. «Чем не жених я?» — удивлялся юноша и все допытывался у дочери мельника, отчего так не по нраву пришелся он ее отцу, отчего она вся дрожит и немеет, когда тот вскидывает на нее острые, совсем не старческие глаза. И положили они встречаться у старого дуба…

Однажды, распрощавшись с молодой красавицей, юноша, вскочив на коня, отправился, было, домой. Мог ли он подумать, что смерть уже притаилась в сумерках погасшего дня и ждет его за огромным валуном, подернутым мхом? Еще миг, и громадная серая тень метнулась из-за камня. Волк! Сверкнули яростью глаза, и разомкнулись клыки, торопясь впиться в жертву. Если бы не конь, поднявшийся на дыбы и подставивший свою грудь вояку, быть бы беде. Но в этот миг боярин выхватил саблю и ударил зверя по лапе, запутавшейся в гриве коня. Дико взвыл волк и, рванувшись, исчез в кустах,

Едва отдышавшись и успокоив коня, боярин решил вернуться и проверить, благополучно ли девушка добралась домой: шутка ли, какой волчина рядом рыщет. Прискакав к избушке мельника, он увидел, что дверь приоткрыта. Вошел и глазам своим не поверил: от порога кровью накапано, на лавке, откинувшись и тяжело дыша, сидит мельник, а его дочь белой тряпицей перевязывает ему рану на руке. Обернулась, увидела боярина и повалилась без чувств…

Как видим, жуткое свойство превращаться в зверя молва равно приписывает мужчине и женщине, человеку богатому и простолюдину. Оборотнем, как считалось, можно было стать добровольно и поневоле, под влиянием колдовских чар. Второго благопристойные обыватели чрезвычайно опасались. Сосед или случайный встречный на проселочной дороге, путник, стучащий в окно с просьбой о ночлеге, и даже ближайший родственник могли не только лишить жизни, но и, что для многих было еще ужаснее, напустить порчу, заразить страшным свойством обращаться в зверя.

Оттого беспокойный взгляд искал среди чужих, а, при каких-то смущающих душу обстоятельствах, и среди знакомых, лицо того, кто выдавал в себе волка. Каждый очень худой и бледный человек с глубоко запавшими светящимися темными глазами вызывал подозрение. Считалось, что ноги оборотня покрыты струпьями или шелудивы, ладони у него в шерсти, указательные пальцы длиннее средних. Шепотом передавали страшную подробность: при нарождающемся месяце на бедре оборотня выступает тайный знак. Говорили, что оборотень носит с собой лохматый волчий хвост. Мог он выдать себя и неутолимой жаждой.

А если эти внешние признаки отсутствовали? Все равно в русских, скажем, деревнях люди знали, кто есть кто. Если и сомневались, то был способ «вычислить» оборотня. Собираются, к примеру, в избе гости, а среди них предполагаемый оборотень. Хозяева уже настороже: веник вверх прутьями поставят, а в притолоку иглу воткнут. Все после застолья спокойно разойдутся по домам, а оборотень перед дверью замечется, но порога переступить не смеет.

Или вот: вчера ни с того ни с сего за кем-то погналась свинья, а ее палкой по спине, а потом видят, как соседская бабка еле на крыльцо вышла, охает, за поясницу держится. И по селу уже при виде ее молва пошла… Как тут быть? На Руси крестьянин в такой случае прибегал к помощи святой воды. Она не только уберегала его от влияния темной силы, но если ею покропить одежду перерядившегося в шкуру, то он, как считалось, навсегда оставался зверем.

Верили, что волк отнюдь не единственное животное, в которого может превратиться человек. Он мог принять образ другого хищника. Но все-таки традиционно в Индии оборотень предпочитал шкуру тигра, в Африке — леопарда и гиены, в Южной Америке — ягуара. В Центральной и Восточной Европе, помимо волка, человек, наделенный этой сатанинской способностью, принимал кошачье обличье. В старину кошка, попавшая под подозрение, немедленно отправлялась в костер, дабы, живущая в непосредственной близости от человека, не могла нанести ему особый вред.

В Сербии, желая обезопасить дом от оборотней, натирали его по щелям чесноком. Во многих местностях считалось, что эту нечисть ни нож, ни дубина, ни обычная дробь не берет. И выходить на поединок с ней надо, загнав в ствол пулю из чистого серебра.

На добровольное оборотничество шли, как считалось, люди, погубившие свою душу и возжелавшие безнаказанного террора над, когда-то, себе подобными. Поначалу «добровольцы», согласно легендам, встречались где-нибудь в лесной глухомани, болотных топях, гиблых, обходимых путниками местах, устраивали дикие оргии, оставляя клочки волос, кожи, капельки крови. В благодарность за эти приношения человеческой плоти дьявол одаривал каждого мазью, составленной из частей жабы, змеи, ежа, лисицы и, конечно, вояка. В полнолуние и, как правило, в феврале — излюбленном месяце оборотней — кандидаты пополняли армию монстров, принимаясь за кровавый промысел,

Показания жителя Франции Гарнье (они были записаны в 1574 году) и сейчас леденят кровь в жилах, очень напоминая то, что писала наша пресса о современных маньяках. Гарнье, сознавшийся под пытками в содеянных преступлениях, по мнению современников, был человеком, вступившим в сделку с дьяволом.

Встретив однажды того в лесу, он в обмен на свою душу подучил снадобье, которое могло превращать его в волка.

Старинные гравюры изображают Гарнье на четвереньках и с украденным ребенком в зубах. На счету человека-волка по утверждению следствия были кошмарные преступления: он людоедствовал, насиловал женщин, отгрызал у трупов убитых им мужчин гениталии, убивал детей.

Считалось, что женщина, забеременевшая от оборотня, обречена родить дитя-зверя (что говорить о женщине-оборотне!). Полагали также, что можно заразиться при контакте с оборотнем: достаточно пореза на коже, куда попала его слюна.

В Западной Африке колдуны устанавливали прямую связь с животным миром: брали кровь из уха зверя, из вены собственной руки и как бы «менялись» ею. В Нормандии и Британии думали, что ношения волчьей шкуры достаточно, чтобы через некоторое время полностью уподобиться ему. В Скандинавии наикратчайшим путем в оборотни считали прегрешения перед церковью в отлучение от нее.

Можно содрогнуться от страниц древних трактатов, подробно описывающих сцену превращения человека в зверя. Сначала кандидата в волки начинал бить легкий озноб, переходящий в лихорадку. Болела голова, мучила сильнейшая жажда. (Вспомним признаки, по которым «вычисляли» оборотня.) Конечности начинало «ломать». Они распухали. Нога уже не переносили обуви. Пальцы на них, так же как и на руках, искривлялись, приобретали необыкновенную цепкость.

Эти внешние метаморфозы влекли за собой и изменения внутренние. Тот, кто прощался с человеческим обличьем, уже не выносил замкнутого пространства дома. Его неудержимо влекло наружу. Он отказывался воспринимать еще вчера знакомые предметы. Уже не человек, но еще не зверь, это странное существо испытывало как бы помутнение рассудка; язык не повиновался, звуки, вылетающие из гортани, были чем-то средним между бормотанием пьяного и рычанием.

Выбравшись из жилища, обреченный сбрасывал, наконец, одежду. Теперь она была ему не нужна — голова, лицо, тело покрывались сначала мягкой, но быстро приобретающей жесткость и специфический звериный запах шерстью. Подошвы ног уже не ощущали уколов острых камней и колючек.

Человек-зверь, опустившись на четвереньки, ног передвигаться на них так же легко, как некогда по половицам родного дона, который теперь становился ненужным и даже враждебным. Лесные тропинки, залитые лунным светом долины — теперь тот, кто некогда опасался этого безлюдья, становился их полновластным хозяином. И несся в ночное небо торжествующий дикий вой…

Примерно так рисуют процесс превращения человека в зверя знатоки этой загадочной темы, люди, которых не отпугивают слова «невероятно», «невозможно». Они добросовестно стараются обнаружить ту невидимую, почти неуловимую грань, где реальность превращается в вымысел, и наоборот.

Писателям, конечно, легче. Их больше волнует вопрос занимательности. Нельзя сказать, что в литературе об оборотнях были созданы шедевры, хотя в эту «дыру Великого Неизвестного» заглядывали такие мастера, как Жан-Жак Руссо, Вальтер Скотт, Джонатан Свифт и Александр Дюна. Но зато, какую приманку для зрителей обрело кино!

Старт был взят в 1913 году, и до сих пор оборотень не сошел с кинематографической дистанция. Именно страшный миг перерождения человеческого лица принёс в 1981 году авторам фильма «Американский оборотень в Лондоне» самую престижную награду — «Оскара».

Но истинно звериный миг рождения — и это явствует буквально из каждой легенды — мог состояться только тогда, когда оборотень утолял жажду человеческой кровью. Эта жажда подавляла все остальные чувства. Да и оставались ли они? Бывший человек ощущал себя только зверем. И горе тому, кто при голубом свете луны или солнечным днем встречался с волком-оборотнем. Если волк обыкновенный мог довольствоваться любой добычей, оборотню нужен был только человек. Прокусив шейные артерии, растерзав тело, он обретал покой. На сколько? На день? На неделю?..

Считалось, что здесь возможно несколько вариантов. Оборотнем можно было стать безвозвратно. В легендах Франции срок оборотничества определялся семью-десятью годами. Греческие мифы говорили о том, что волками становились люди, поселившиеся на особом острове среди глухих болот и принимавшие пищу из волчьих и человеческих внутренностей. Они, правда, могли вернуться к прежней жизни, перебравшись обратно через болота.

Но есть и совершенно другое утверждение, согласно которому превращение человека в зверя не связано ни с какими сверхъестественными силами, а есть, по сути, редчайшее заболевание, имеющее свое название — ликантропия. Ликантропия, которая в Древней Греции именовалась «волчьим бешенством»,- род безумия, когда человек воображает себя волком и становится способным на любое зверство. Тут уместно сомнение. Вообразить можно что угодно: к примеру, считать себя Наполеоном иди вороном. Но физическое превращение? Шерсть? Клыки? Вой?

Сомнение в существовании подобной болезни высказывали еще древние. В современной медицинской энциклопедии термин «лнкантропия» напрочь отсутствует. И все же, все же… Древнеримский поэт Марцелл Сидет писал о ликантропии, как о напасти, симптомы которой: страшная свирепость и гигантский аппетит. Те, кто имел несчастье заболеть ликантропией, как это представлялось сторонникам «ликантропной» версии, удаляются от людей, на пустыри, заброшенные кладбища и выжидают там свою жертву.

Однако среди ликантропов были в такие, кто отнюдь не жаждал крови. С ужасом ожидая приступа, больной принимал все меры, чтобы не брать на душу грех, запирался в комнате, выбрасывал ключи наружу и привязывал себя к кровати. Исследователи этой темы утверждали, что порой применялись специальные засовы, с которыми мог сладить человек, и непосильные для зверя. Не только естественное нравственное чувство заставляло больных ликантропией в одиночку бороться со страшным приступом. Несомненно и другое: ими владел дикий страх.

Вопрос о том, какая часть человеческой памяти сохраняется в памяти оборотня при трансформации, не имеет однозначного ответа. Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он, тем не менее, сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Возможно, что в памяти оборотня после трансформации остались смутные воспоминания вызывающие некую эмоциональную оценку, которая, воспринимаясь сознанием волка, приводит к проявлению агрессии по отношению к таким людям.

Образ ликантропа-оборотня появился в сказаниях и верованиях задолго до многих других существ, но даже, несмотря на то, что недавнее открытие генетического «синдрома ликантропии» разрушает мистическое очарование древних легенд, человеку до сих пор хочется верить в существование таинственных и могучих людей-волков, преследующих свою добычу при свете полной луны.

Видео в тему:

Ликантропия – одно из самых загадочных явлений современной психиатрии. Эта болезнь пришла из Средневековья, в котором ее боялись и считали реальностью. Современное ее проявление лишено признаков мистицизма, зато обладает полноценными клиническими признаками и механизмом лечения.

Ликантропия - что это?

На вопрос о том, что такое ликантропия, может ответить любой психотерапевт или психиатр. Это расстройство самовосприятия и поведения, предполагающее, что его обладатель считает себя животным или проявляет свойственные ему повадки. Банальное переубеждение здесь не срабатывает, поскольку больной искренне верит в свое второе «Я», считая «разоблачителей» лгунами.

В Средние века врачи отказывались считать этот навязчивый синдром заболеванием. «Лечением» занималась церковь, предполагая под ним заточение в монастыре или сожжение на костре. Это не способствовало изучению синдрома, поэтому о нем известно сравнительно немного. Современный институт Гронингена в Нидерландах занимается изучением этого расстройства и сбором всех известных случаев.

Болезнь ликантропия

Клиническая ликантропия вызывается нарушением работы определенных участков коры головного мозга, отвечающих за движение и ощущение. С помощью сенсорной оболочки мозга человек формирует представление, как об окружающем мире, так и о себе самом. Дефекты оболочки позволяют обладателю синдрома считать себя животным и визуализировать его поведенческие привычки.

Психическое заболевание ликантропия

Стоит признать, что ликантропия у человека (от греч. «ликос» - волк и «антропос» - человек) действительно является психическим нарушением. К психологии оно имеет опосредованное отношение: это заболевание не может быть временным дисбалансом на почве стресса или . «Оборотни» всегда имеют в комплексе параноидальный бред, острый психоз, биполярное расстройство личности или эпилепсию.

Ликантропия - симптомы

Синдром оборотня в силу редкости и небольшой изученности обладает расплывчатым списком симптомов, легко причисляемых к целому перечню психических деформаций. Как бы ни была уникальна ликантропия, признаки ее похожи на шизофрению:

Специализированное лекарство от ликантропии пока не изобретено. Ее симптомы приглушаются теми же способами, которыми лечат аналогичные болезни с искаженным восприятием собственной личности. В их число входят антидепрессанты разной мощности, препараты от бессонницы и регулярные беседы с психотерапевтами. К сожалению, заболевание можно стабилизировать, но не излечить полностью.

Психиатры до сих пор знакомятся со всевозможными проявлениями ликантропии, поскольку она не менее разнообразна, чем мир животных. Люди-«оборотни» встречаются все реже или избегают встречи с врачами, подсознательно догадываясь об экстраординарности своего заболевания. Она плохо поддается лечению, но легко контролируется медиками.

Ликантропия - миф или реальность?

Споры о том, существует ли ликантропия и насколько она распространена, регулярно ведутся среди медиков. В этом она похожа на , возникшую из-за генетических отклонений, вызванных браками между родственниками. При ней нарушается выработка гемоглобина, провоцируя быстрое разрушение кожи под воздействием солнечного света.

Порфирия и ликантропия схожи в том, что раньше они считались чертами характера сказочных персонажей. С развитием медицины оказалось, что мифы и детские «страшилки» утрировали реальные проблемы со здоровьем. Синдром оборотня стали считать нарушением психологии в 1850 году: с того момента доктора насчитали 56 людей, считающих себя оборотнями, умеющими превращаться в дикое или домашнее животное.


Ликантропия - реальные случаи в наши дни

Такое необычное заболевание ликантропия, реальные случаи которой встречаются не так часто, вызывает у людей желание ассоциировать себя с волком. Из 56 случаев 13 были связаны с тем, что пациент считал себя этим животным и наотрез отказывался верить в свое «человеческое» происхождение. Остальные «оборотни» были уверены в том, что они – змеи, собаки, кошки, лягушки или пчелы. Врачи с удивлением признаются, что были уверены в том, что придется столкнуться с большим количеством больных.

Самым изученным остается синдром оборотня, настигший испанского серийного убийцу Мануэля Бланко, попавшего к врачам в 1852 году. Он добился от суда признания того, что часть преступлений совершил волк, в которого он превращался. Пытаясь убедить психиатров в своей правоте, он показывал им воображаемые клыки и требовал на обед исключительно сырое мясо. При взгляде в зеркало Мануэль говорил, что видит там волка.