Стадии и сроки формирования корня постоянного зуба. Как ухаживать за ротовой полостью малыша. Влияние прорезывания зубов на здоровье и самочувствие ребенка

Сроки прорезывания и закладки постоянных зубов:

Примечание к таблицам:

Приведённые сроки прорезывания и формирования зубов (как временных, так и постоянных), достаточно условны, поскольку зависят от многих факторов: наследственных факторов, пола, индивидуальных особенностей развития организма, питания, перенесённых заболеваний, факторов окружающей среды и т.д.

Для детей грудного возраста количество прорезавшихся зубов – это один из объективных критериев, по которому оценивается состояние здоровья малыша. Сроки прорезывания зубов и очередность их появления могут значительно варьировать. Так, первый зуб может появиться уже в возрасте 1 месяца либо 1 года, но чаще все-таки это происходит на 6-8-м месяце жизни. Для подсчета числа молочных зубов (Х) в зависимости от возраста пользуются формулой: Х = n - 4, где n – число месяцев жизни ребенка. Так, в возрасте 12 месяцев малыш должен иметь 8 зубов.

До начала прорезывания зуба завершается внутричелюстие развитие коронки зуба и начинается формирование его корня. Этот физиологический процесс активно происходит и во время прорезывания зуба, а наиболее активно - после его прорезывания.

В процессе образования корня зуба развивается цемент. Образование цемента начинается в постэмбриональном периоде непосредственно перед прорезыванием зуба и происходит по типу периостального остеогенеза. Цемент по своей структуре подобен грубоволокнистой кости. Цеменгобласты же по строению практически не отличаются от остеобластов. Они образуют коллагеновые волокна и основное вещество, минерализируется с образованием кристаллов гидроксиапатита. После развития клетками вещества цеменгобласты превращаются в цементоциты, тела которых локализуются в лакунах, а отростки - в канальцах.

Пульпа зуба развивается из мезенхимы зубного сосочка. Этот процесс начинается с его верхушки, где сначала появляются денгинобласты. Одновременно начинается дифференциация мезенхимальных клеток в центральной части зубного сосочка. Они увеличиваются в размерах, отодвигаются друг от друга. Постепенно мезенхима центральных отделов превращается в рыхлую соединительную ткань, богатую фибробласты, макрофаги (гистиогтиты) и другие пульпоциты. С развитием зубного зачатка процесс дифференциации мезенхимы зубного сосочка и превращение ее в рыхлую соединительную ткань и расширяеться от его верхушки к основанию. Вместе эта соединительная ткань прорастает кровеносными сосудами и нервами.

Образования периодонта происходит из мезенхимы зубного мешочка одновременно с образованием корня зуба После образования цемента из мезенхимальных клеток внутреннего слоя зубного мешочка, остальные клеток, содержащихся в наружном слое дают начало плотной соединительной ткани периодонта Пучки коллагеновых волокон периодонта (перицемента) одним концом заделываются в основное вещество цемента, другим переходят к основному веществу альвеолярной кости. Благодаря этому корни плотно прикрепляется к стенке костной лунки.

Рост, развитие, формирование корня зуба и тканей пародонта после прорезывания в среднем составляет для временных зубов 1,5-2 года для и посгийних - 3-5 лет.

Рост, развитие и формирование корней имеет три стадии:

1) незавершенного роста корня - "раструба";

2) несформированной верхушки корня;

3) незакрытой верхушки корня (рис. 7).

Рис. 7. Схематическое изображение формирования корня зуба: 1 - стадия незавершенного роста корня - "раструба", 2 - несформированной верхушки корня, 3 - незакрытой верхушки корня.

На первой стадии незавершенного роста корня - "раструба" длина корня соответствует длине коронки, что примерно составляет 1 / 2 его будущей длины. Стенки корня тонкие и расширены с внутрииигнього стороны (со стороны пульпы), в направлении от анатомической шейки зуба к верхушке корня.ростков зона массивная и четко ограничена кортикальной пластинкой лунки.

Для второй стадии-несформированной верхушки корня характерно, что стенки корня тонкие, размещенны параллельно друг другу, корневой канал широкий, расширяется к верхушке и переходит в ростковую зону, которая рентгенологически представлена ​​разрежением костной ткани с четким ограничением по периферии кортикальной пластинкой альвеолы.

В третьей стадии - незакрытой верхушки корня стенки канала сформированы, у апикального отверстия канал сужается, апикальное отверстие широкое ростковая зона возле верхушки отсутствует, на месте ростковом зоны периодонтальная щель несколько расширена.

Минерализация коронок боковых зубов начинается с верхушек бугров, а резцов - с режущего края, и на рентгенограмме они выглядят как точечные очаги обызвествления, их количество разное. Так, в резцах обычно отмечается наличие трех центров обызвествления, в клыках - четыре, в молярах и премолярах их столько, сколько бугорков на жевательной поверхности.

Минерализация распространяется вниз, к пришеечной области, и на боковых зубах различают стадию кольца, «колпачка» или «черепка».

Рис 6.1-4 Стадии минерализации фолликула постоянного моляра.

На резцах определяются контуры минерализованной коронки разной величины. У грудного ребенка на рентгенограммах челюстей определяется минерализация 1/6 части коронок центральных резцов, приблизительно 2/3 коронок латеральных резцов и иногда обызвествление в области верхушки клыка, заметно обызвествление в области бугорков временных моляров. Иногда видны участки обызвествления в области бугорков первого постоянного моляра и режущего края резца.

Отмечено, что у девочек прорезывание зубов происходит чуть раньше, чем у мальчиков. Однако встречаются индивидуальные отклонения от средних норм прорезывания. Даже колебания в границах 6 месяцев рассматриваются как норма. Рахит, хронические диспепсические нарушения, острые инфекции, эндокринные заболевания, нарушения питания, гиповитаминозы могут влиять на сроки минерализации и прорезывания зубов. В таких случаях рентгенологическое исследование позволяет определить наличие или отсутствие зачатков, оценить степень их формирования с учетом возраста.

Минерализация зубов постоянного прикуса начинается с первых моляров на 9 месяце внутриутробного развития. Сроки полной минерализации коронок и корней временных и постоянных зубов представлены в таблице 1.

Сроки минерализации коронок и корней временных и постоянных зубов

Рентгенологически различают 5 стадий развития корня зуба и периодонта:

I - стадия роста корня в длину;

II - стадия несформированной верхушки;

III - стадия незакрытой верхушки;

IV - стадия несформированного периодонта;

V - стадия полного завершения формирования корня и периодонта.

Рентгенологическая картина несформированной верхушки корня зуба и окружающих его тканей следующая: стенки корня параллельны, ширина их постепенно уменьшается, заканчиваясь остриями. Корневой канал имеет меньшую ширину в области, которая прилегает к полости зуба, и большую - у формирующегося апикального отверстия, что придает ему воронкообразный вид, или вид раструба. Периодонтальная щель имеет одинаковую ширину по всей длине корня, у верхушки корня она сливается с зоной роста; апикальное отверстие очень широкое.

На стадии незакрытой верхушки стенки корня отличаются большей толщиной стенок, у верхушки корня они сомкнуты не полностью. Поэтому на рентгенограмме четко видна проекция верхушечного отверстия, которое в зубах со сформированным корнем обычно не различают. Корневой канал широкий, но с меньшим диаметром в области верхушки, чем у шейки зуба. Периодонтальная щель становится различимой и в области верхушки корня, где она более широкая, чем вокруг других отделов корня. Более широкой периодонтальная щель остается еще некоторое время, и после того, как верхушка корня закончит свое развитие - произойдет ее закрытие.



Расширенная периодонтальная щель в области нижних постоянных центральных резцов наблюдается до 11 лет; в области латеральных резцов и первых моляров - до 11 лет; клыков - до 17 лет. В старшем возрасте периодонтальная щель имеет в норме равномерную ширину по всей длине, а апикальное отверстие не проецируется. Изменение ширины периодонтальной щели в сторону уменьшения или увеличения свидетельствует о наличии патологического процесса.


Рис 7.1 Рис 7.2 Рис 7.3.

Рис. 7.1-3 Стадии формирования корня зуба.

7.1 стадия несформированной верхушки (раструба);

7.2 стадия незакрытой верхушки;

7.3 стадия полного завершения формирования корня

В периоде сменного прикуса рентгенологически определяется смещение зачатков постоянных зубов к альвеолярному отростку после завершения процесса минерализации коронки. С момента окончания формирования коронки до полного прорезывания постоянных зубов проходит приблизительно 5 лет. Прорезыванию предшествует физиологическая резорбция корней временных зубов.

Наряду с резорбцией корней временных зубов в костной ткани челюстей происходят репаративные процессы; их сочетание обеспечивает наличие костной ткани вокруг резорбирующихся корней.

В зависимости от особенностей резорбции корней временных зубов

Т. Ф. Виноградова различает три вида резорбции:

Физиологическую, патологическую и идиопатическую. Физиологическая резорбция происходит в интактных зубах и зубах, которые лечили по поводу кариеса и пульпита, не осложненного периодонтитом. Патологическая резорбция происходит при периодонтитах, периоститах, остеомиелитах, кистах, при опухолевых процессах.

В зависимости от локализации выделяют три типа физиологической резорбции:

1.Равномерная резорбция всех корней.

2.Преобладает резорбция одного из корней, так называемый неравномерный тип резорбции. Чаще такой тип резорбции начинается с дистального корня нижних и дистального щечного корня верхних моляров. Неравномерная резорбция может наблюдаться и в однокорневых зубах.

3.Преобладает резорбция в области бифуркации с сохранением корней. Такой тип резорбции может привести к сообщению с коронковой частью пульпы.

В однокорневых зубах чаще отмечается равномерная резорбция, иногда неравномерная - преимущественно с язычной стороны корня в резцах и в медиальных отделах корня - в клыках.


8.1 8.2 8.3

Рис. Виды резорбции корней по Т.Ф.Виноградовой.

8.1. Равномерная резорбция всех корней 8.2. Резорбция одного из корней 8.3. Резорбция в области бифуркации

Физиологическая резорбция развивается неравномерно, однако захватывает всю поверхность корней. При этом внутренняя по­верхность корней, расположенная ближе к зачатку постоянного зуба, резорбируется быстрее. На поздних стадиях физиологической резорбции в процессе принимает участие пульпа зуба, осуществляя резорбцию дентина со стороны полости зуба. Источником остео­кластов при этом являются клетки пульпы.

Наряду с физиологической под влиянием ряда причин может развиваться патологическая резорбция корней (резорбция в резуль­тате хронического воспаления, идиопатическая резорбция , резорб­ция в результате новообразований).

Наиболее часто она возникает в результате хронического воспаления в периодонте временных зубов.

Патологическая резорбция корней временных зубов осуществля­ется многоядерными гигантскими клетками инородных тел (А. В. Ру­саков) и клетками воспалительного инфильтрата. Процессы костеобразования при этом минимальны и отстают от резорбции. В связи с этим при патологической резорбции ведущим рентгенологическим признаком является деструкция и отсутствие костной ткани между корнями временных зубов или вокруг них. Патологическая резорбция не подчиняется законам физиологической резорбции. Естественная ткань периодонта в этот период замещена грануляционной тканью воспалительного инфильтрата. Резорбция корня идет мелкими глубо­кими лакунами, которые заполнены клетками воспаления. В ткани воспалительного инфильтрата часто встречаются эпителиальные тяжи, которые захватывают большое пространство и могут прорастать всю толщу ткани и врастать в каналы корня. По мере прогрессирования патологического процесса корни временных зубов и фолли­кулы постоянных разобщаются, в то время как при физиологической резорбции они сближаются. При патологической резорбции может наступить рассасывание еще несформированных корней временных зубов, корней, отделенных от фолликула постоянного зуба и корней рядом стоящих зубов.

Процесс патологической резорбции может распространиться на фолликулы постоянных зубов, вызвать преждевременную резорбцию костной оболочки фолликула и прорезывание постоянного зуба.

На рентгенограммах в период сменного прикуса зубы и зачатки расположены в три ряда:

в зубной дуге - временные зубы; ниже - зачатки постоянных зубов, которые находятся на разных стадиях формирования; в третьем ряду - за­чатки клыков (на верхней челюсти - под нижнеглазничным краем, а на нижней - над кортикальным слоем нижнего края челюсти).

Период постоянного прикуса. В возрасте 12 - 13 лет сменились все временные зубы и в зубном ряду находятся постоянные зубы с разной степенью формирования корней.


Рис.9.1-4 Периоды развития зубочелюстной системы ребенка.

Эмаль на рентгенограмме представлена в виде интенсивной линейной тени, которая окаймляет дентин коронки; она лучше видна на контактных поверхностях зубов. Дентин и цемент на рентгенограмме не дифференцируются.

Между корнем и кортикальной пластинкой альвеолы находится узкое щелевидное пространство - периодонтальная щель. Ее ширина составляет от 0,10 до 0,25 мм.

На рентгенограммах временные зубы отличаются от постоянных следующим:

1. Высота коронки и длина корней временных зубов меньше.

2. Толщина твердых тканей временных зубов меньше, чем постоянных.

3. Корни временных зубов короткие и менее массивные.

4. Во временных зубах полость зуба и корневые каналы, особенно в передних зубах, значительно шире.

5. Корни временных моляров отходят один от другого под большим углом, чем в постоянных.

6. Между корнями временных моляров расположены зачатки постоянных зубов.

Полость зуба на рентгенограмме определяется в виде разрежения с четкими контурами на фоне коронки зуба, а корневые каналы - в виде линейных разрежений с ровными и четкими замыкающими контурами.

Зубы в альвеолярном отростке отделены друг от друга межзубной перегородкой. В молочном зубном ряду вершины межальвеолярных перегородок имеют разные очертания. Вершина перегородки, расположенной между центральными резцами верхней челюсти, раздвоена, между резцами нижней челюсти раздвоение межальвеолярной перегородки встречается редко. В области других передних зубов вершины межальвеолярных перегородок чаще имеют округлые, реже - острые очертания.

В третьем периоде временного прикуса (редукции) в связи с появлением физиологических диастем и трем вершины перегородок уплощаются. В области молочных моляров вершины межальвеолярных перегородок всегда плоские. Вершины межальвеолярных перегородок проецируются всегда вблизи эмалево-цементной границы. Кортикальная пла­стинка перегородок выражена хорошо, но петлистость губчатого вещества нечеткая.

В сменном прикусе у прорезывающихся зубов на нижней челюсти вершины межальвеолярных перегородок как бы срезаны в сторону прорезывающегося зуба и располагаются на уровне эмалево-цементной границы или вблизи нее. При этом создается впечатление, что периодонтальная щель как бы расширена у шейки и коронки прорезывающегося зуба; компактная пластинка в верхнем отделе перегородки, на стороне, обращенной к прорезывающемуся зубу, шире. Рисунок губчатого вещества нечеткий.

С окончанием прорезывания зуба заканчивается формирование межальвеолярной перегородки и проявляются особенности ее строения. Это выражается в появлении четких очертаний вершин перегородок и рисунка губчатого вещества.

В передних зубах вершины межальвеолярных перегородок прорезавшихся зубов приобретают острые или округлые очертания с четко выраженной компактной пластинкой одинаковой ширины на всем протяжении. У большинства детей и подростков перегородка, расположенная между центральными резцами, кроме указанных выше двух форм, может иметь как бы раздвоенную вершину; протяженность раздвоения иногда достигает 2 мм. Плоские вершины с четкой компактной пластинкой между передними зубами встречаются в тех случаях, когда между ними имеются диастема или тремы. Вследствие дугообразной формы зубной дуги на рентгенограмме четко часто бывает видна только одна межальвеолярная перегородка. Поэтому для получения ее четкого изображения в области передних зубов необходимо направить пучок лучей на ту перегородку, которую необходимо увидеть.

В области премоляров и моляров вершины межальвеолярных перегородок плоские, реже округлые, а сами перегородки напоминают трапецию. Компактная пластинка проецируется в виде четкой и непрерывной светлой полоски по краю межальвеолярных перегородок. Эта линия выглядит более четкой и широкой до 13-летнего возраста.

Рисунок губчатого вещества межальвеолярных перегородок разный и зависит от возраста. В области передних зубов он чаще бывает крупнопетлистым, реже - мелкопетлистым; в области премоляров и моляров в большинстве случаев четко выражено укрупнение петель губчатого вещества в направлении от вершины межальвеолярной перегородки к верхушкам корней. Крупнопетлистый рисунок определяется реже, чем мелкопетлистый. Крупнопетлистый рисунок чаще встречается у детей до 11 лет, а у детей старшего возраста - реже.

Схемы описания рентгенограмм.

1).Общая оценка рентгенограмм:

а).ф.и.о. больного, возраст, дата исследования;

б).метод исследования (внутриротовая контактная рентгенограмма, ортопантомограмма и др.);

в).проекция исследования (прямая, правая или левая боковыеаксиальная);

г).область исследования при внутриротовых рентгенограммах(номер зуба);

2).Изучение зуба:

а).расположение (смещение и т.д.);

б).коронковая часть (размеры, форма, контуры, наличие кариозной полости, присутствие" пломбировочного материала и степень заполнения им кариозной полости, характер пломбы, ее нависание и т.д.);

в).корень (степень визуализации, степень резорбции);

г).полость зуба (сообщается ли с кариозной полостью, степень облитерации и заполнения пломбировочным материалом каналов корней;

д).периодонтальная щель (ширина в мм, равномерность, отсутствие на отдельных участках и т.д.).

3).Изучение окружающих зуб тканей:

а).компактная пластинка лунки (сохранена, разрушена, уплотнена, утолщена);

б).межзубные (межальвеолярные) перегородки (сохранены, степень снижения высоты, полное разрушение);

в).периапикальная область (отсутствие или наличие очагов деструкции в виде просветления, их количество, размеры, форма, контуры, структура, ободок затемнения, наличие очагов уплотнения в виде затемнений с той же характеристикой);

г).состояние кортикальных тканей челюстей (истончение или утолщение, выбухание, разрушение);

д).нижнечелюстной канал (степень визуализации, смещение и т.д.);

е).альвеолярные отростки (состояние контуров краевых отделов, костная структура, остеопороз, остеосклероз, секвестры и др.)-

4).Изучение височно-нижнечелюстного сустава:

а).суставная щель (сужена, расширена, неравномерная, степень визуализации);

б).соотношение суставных поверхностей (вывих, подвывих);

в).замыкательные пластинки эпифизов (склерозирование, истончение, исчезновение, кистовидные просветления и др.);

г).головка мыщелкового отростка (размеры, форма, контуры, подвижность, структура);

д).шейка мыщелкового отростка (изменение угла по отношению к головке, укорочение и т.д.);

е).суставной бугорок (уплощение, структура и др.);

5.Изучение мягких тканей (увеличение, уменьшение, дополнительные тени или просветления);

6.Заключение о характере патологического процесса. В сомнительных случаях следует дать рекомендации о дальнейшем алгоритме рентгенологических методов.

Тема занятия: Методики телерентгенографии.

1. Актуальность темы: Теоретические знания и практические умения по анализу телерентгенограмм основными методами Шварца и Доунса позволят проводить дифференциальную диагностику гнатических и зубоальвеолярных форм зубочелюстных аномалий.

На основе полученных знаний будет формироваться понимание врачебной тактики лечения тех или иных зубочелюстных аномалий, выбор лечения с удалением или без удаления постоянных зубов, необходимость применения дополнительных хирургических методов оптимизации ортодонтического лечения.

2. Учебные цели занятия: Обучить студентов методам анализа телерентгенограмм и на основе систематизации полученных знаний формулировать заключения для выработки дальнейшего плана лечебно-профилактических мероприятий устранения зубочелюстных аномалий.

3. Цели развития личности. Научить студентов и вежливому отношению к родителям и детям различных возрастов с аномалиями зубочелюстной системы.

Живые организмы изучает наука биология. Строение корня растения рассматривается в одном из разделов ботаники.

Корень является осевым вегетативным органом растения. Для него характерен неограниченный верхушечный рост и радиальная симметрия. Особенности строения корня зависят от многих факторов. Это эволюционное происхождение растения, его принадлежность к тому или иному классу, среда обитания. В качестве основных функций корня можно назвать укрепление растения в почве, участие в вегетативном размножении, запас и синтез органических питательных веществ. Но самая важная функция, обеспечивающая жизнедеятельность растительного организма, - почвенное питание, которое осуществляется в процессе активного всасывания из субстрата воды, содержащей растворенные минеральные соли.

Типы корней

Внешнее строение корня во многом обусловлено тем, к какому типу он относится.

  • Главный корень. Его образование происходит из зародышевого корешка, когда семя растения начинает прорастать.
  • Придаточные корни. Они могут появляться на различных частях растения (стебель, листья).
  • Боковые корни. Именно они образуют разветвления, начинаясь от ранее появившихся корней (главного или придаточных).

Виды корневых систем

Корневая система - общность всех корней, которые имеются у растения. При этом внешний вид этой совокупности у различных растений может сильно варьироваться. Причиной тому служит наличие или отсутствие, а также разная степень развития и выраженности различных типов корней.

В зависимости от этого фактора различают несколько типов корневых систем.

  • Название говорит само за себя. Главный корень выступает в роли стержня. Он хорошо выражен по размеру и длине. Строение корня по данному типу характерно для Это щавель, морковь, фасоль и пр.
  • Для данного типа характерны свои особенности. Внешнее строение корня, являющегося главным, ничем не отличается от такового у боковых. Он не выделяется в общей массе. Образовавшись из зародышевого корешка, он растет совсем недолго. Мочковая корневая система характерна для однодольных растений. Это хлебные злаки, чеснок, тюльпан и пр.
  • Корневая система смешанного типа. Ее строение соединяет в себе особенности двух, описанных выше, типов. Главный корень хорошо развит и выделяется на общем фоне. Но при этом сильно развиты и придаточные корни. Характерна для помидора, капусты.

Историческое развитие корня

Если рассуждать с точки зрения филогенетического развития корня, то его появление произошло гораздо позже, чем образование стебля и листа. Скорее всего, толчком для этого послужил выход растений на сушу. Для того чтобы закрепиться в твердом субстрате, представителям древней флоры требовалось что-то, что может послужить опорой. В процессе эволюции сначала образовались корнеподобные подземные веточки. Позже они дали начало развитию корневой системы.

Корневой чехлик

Формирование и развитие корневой системы осуществляется в течение всей жизни растения. Строение корня растения не предусматривает наличия листьев и почек. Его рост осуществляется за счет увеличения в длину. В точке роста он покрыт корневым чехликом.

Процесс роста связан с образовательной ткани. Именно она находится под корневым чехликом, выполняющим функцию защиты нежных делящихся клеток от повреждений. Сам чехлик - это совокупность тонкостенных живых клеток, в которых постоянно происходит процесс обновления. То есть, при продвижении корня в почве застарелые клетки постепенно слущиваются, а на их месте нарастают новые. Также расположенные снаружи клетки чехлика выделяют особую слизь. Она облегчает продвижение корня в твердом почвенном субстрате.

Общеизвестно, что в зависимости от среды обитания строение растений сильно различается. Например, водные растения не имеют корневого чехлика. В процессе эволюции у них образовалось другое приспособление - водяной кармашек.

Строение корня растения: зона деления, зона роста

Клетки, появившись из со временем начинают дифференцироваться. Таким образом формируются зоны корня.

Зона деления. Она представлена клетками образовательной ткани, которые впоследствии и дают начало всем остальным типам клеток. Размер зоны - 1 мм.

Зона роста. Представлена гладким участком, длина которого составляет от 6 до 9 мм. Следует сразу за зоной деления. Для клеток характерен интенсивный рост, в ходе которого они сильно вытягиваются в длину, и постепенная дифференциация. Следует заметить, что процесс деления в данной зоне почти не осуществляется.

Зона всасывания

Этот участок корня протяженностью несколько сантиметров также часто называют зоной корневых волосков. Это название отражает особенности строения корня на данном участке. Там имеются выросты клеток кожицы, размер которых может варьироваться от 1 мм до 20 мм. Это и есть корневые волоски.

Зона всасывания - это место, где осуществляется активное поглощение воды, в которой содержатся растворенные минеральные вещества. Деятельность клеток корневых волосков, в данном случае, можно сравнить с работой насосов. Этот процесс очень энергозатратный. Поэтому в клетках зоны всасывания содержится большое количество митохондрий.

Очень важно обратить внимание еще на одну особенность корневых волосков. Они способны выделять особую слизь, содержащую угольную, яблочную и лимонную кислоты. Слизь способствует растворению минеральных солей в воде. Частицы почвы благодаря слизи словно приклеиваются к корневым волоскам, облегчая процесс всасывания питательных веществ.

Строение корневого волоска

Увеличение площади зоны всасывания происходит именно за счет корневых волосков. Например, их количество у ржи достигает 14 миллиардов, образуя суммарную длину до 10 000 километров.

Внешний вид корневых волосков делает их похожими на белый пушок. Живут они недолго - от 10 до 20 дней. На формирование новых у растительного организма уходит совсем немного времени. Например, образование корневых волосков у молодых сеянцев яблони осуществляется за 30-40 часов. Тот участок, где произошло отмирание этих необычных выростов, еще в течение некоторого времени может всасывать воду, а потом его покрывает пробка, и эта способность теряется.

Если говорить о строении оболочки волоска, то, прежде всего, следует выделить ее тонкость. Эта особенность помогает волоску поглощать питательные вещества. Клетка его почти полностью занята вакуолью, окруженной тонким слоем цитоплазмы. Ядро располагается в верхней части. Пространство вблизи клетки представляет собой особый слизистый чехол, способствующий склеиванию корневых волосков с мелкими частичками почвенного субстрата. Благодаря этому гидрофильность почвы повышается.

Поперечное строение корня в зоне всасывания

Зону корневых волосков также часто называют зоной дифференциации (специализации). Это не случайно. Именно здесь на поперечном разрезе можно увидеть определенную слоистость. Она обусловлена разграничением слоев внутри корня.

Таблица «Строение корня на поперечном срезе» представлена ниже.

Следует отметить, что внутри коры тоже имеется разграничение. Ее наружный слой называется экзодерма, внутренний - эндодерма, а между ними находится основная паренхима. Именно в этом промежуточном слое происходит процесс направления растворов питательных веществ в сосуды древесины. Также, в паренхиме синтезируются некоторые жизненно важные для растения органические вещества. Таким образом, внутреннее строение корня позволяет в полном объеме оценить значимость и важность функций, которые выполняет каждый из слоев.

Зона проведения

Располагается над зоной всасывания. Самый большой по длине и наиболее прочный участок корня. Именно здесь происходит передвижение важных для жизнедеятельности растительного организма веществ. Это возможно благодаря хорошему развитию проводящих тканей в этой зоне. Внутреннее строение корня в зоне проведения обуславливает его способность транспортировать вещества в обоих направлениях. По восходящему току (вверх) идет передвижение воды с растворенными в ней минеральными соединениями. А вниз доставляются органические соединения, которые участвуют в жизнедеятельности клеток корня. Зона проведения - это место образования боковых корней.

Строение корня проростка фасоли четко иллюстрирует основные этапы процесса формирования корня растений.

Особенности строения корня растения: соотношение наземной и подземной частей

Для многих растений характерно такое развитие корневой системы, которое приводит к ее преобладанию над наземной частью. Примером может служить кочанная капуста, корень которой в глубину может вырасти на 1,5 метра. Ширина его может составлять до 1, 2 метра.

Настолько разрастается, что занимает пространство, диаметр которого может достигать 12 метров.

А у растения люцерна высота наземной части не превышает 60 см. Тогда как длина корня может составлять более 2 метров.

Все растения, обитающие в местностях с песчаными и скалистыми почвами, имеют очень длинные корни. Это обусловлено тем, что в таких почвах вода и органические вещества находятся очень глубоко. В процессе эволюции растения долго приспосабливались к таким условиям, постепенно менялось строение корня. В результате чего они стали достигать той глубины, где растительный организм может запастись необходимыми для роста и развития веществами. Так, например, корень может в глубину составлять 20 метров.

Корневые волоски у пшеницы ветвятся настолько сильно, что их суммарная длина может достигать 20 км. Однако, это не предельная величина. Неограниченный верхушечный рост корней в отсутствие сильной конкуренции с другими растениями может увеличить это значение еще в несколько раз.

Видоизменения корней

Строение корня некоторых растений может меняться, образуя так называемые видоизменения. Это своего рода приспособления растительных организмов в конкретных условиях обитания. Ниже представлено описание некоторых видоизменений.

Корневые клубни характерны для георгина, чистяка и некоторых других растений. Образуются за счет утолщения придаточных и боковых корней.

Плющ и кампсис тоже отличаются особенностями строения этих вегетативных органов. У них имеются так называемые корни-прицепки, которые позволяют им цепляться за рядом стоящие растения и другие опоры, находящиеся в их досягаемости.

Отличающиеся большой длиной и всасывающие воду, имеются у монстеры и орхидеи.

Растущие вертикально вверх дыхательные корни участвуют в выполнении функции дыхания. Имеются у ивы ломкой.

У таких овощных культур, как морковь, свекла, редис, имеются корнеплоды, которые образовались за счет разрастания главного корня, внутри которого запасаются питательные вещества.

Таким образом, особенности строения корня растения, приводящие к образованию видоизменений, зависят от многих факторов. Основными являются среда обитания и эволюционное развитие.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сроки прорезывания постоянных зубов интересуют всех родителей, так как каждому хочется, чтобы их чадо поскорее обзавелось ослепительной улыбкой. Смена молочных зубиков коренными — это очень важный процесс, от которого в будущем будет зависеть здоровье полости рта.

В данной статье вы найдете схемы от различных специалистов в области детской стоматологии, с помощью которых сможете отследить рост постоянных зубов у своего ребенка.

Постоянные зубки формируются из особой эпителиальной зубной пластины. В организме ребенка она появляется на 5-ом месяце внутриутробного развития . На протяжении длительного времени этот материал пребывает в законсервированном виде. В определенном возрасте он активизируется и начинает формировать постоянные зубы.

Коренные или постоянные зубки принято делить на два вида:

  • Замещающие — у них есть молочные аналоги (резцы, премоляры и клыки);
  • Дополнительные — у них нет молочных предшественников (моляры).

Зачатки коренных зубов замещающего типа развиваются в одной и той же альвеоле вместе с молочными предшественниками. Формирование дополнительных коренных зубов начинается гораздо позже (в 1 год приблизительно), когда челюсть начинает увеличиваться.

Сроки прорезывания постоянных зубов по данным ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения)?

В современной детской стоматологии принято опираться именно на эту статистику. По ВОЗ, постоянные зубы у детей начинают появляться на свет:

  1. Центральные резцы верхние (11, 21 нумерация) нижние (31, 41) — 6−8 лет.
  2. Боковые резцы верхние (12, 22) и нижние (32, 42) — 8−9 лет.
  3. Клыки верхние (13, 23) и нижние (33, 43) — 10−11 лет.
  4. Премоляры первые верхние (14, 24) и нижние (34, 44) — 9−10 лет.
  5. Премоляры вторые верхние (15, 25) и нижние (35, 45) — 11−12.
  6. Моляры первые верхние (16, 26) и нижние (36, 46) — появляются в 6 лет.
  7. Моляры вторые верхние (17, 27) и нижние (37, 47) — 12−13.
  8. Моляры третьи верхние (18, 28) и нижние (38, 48) — 18−25 лет.

Исходя из вышеобозначенной таблицы, можно сделать вывод, что зубы у людей продолжают появляться до 25-летнего возраста. Основные из них должны прорезаться к 13-ти годам , и только третьи моляры спят до совершеннолетия.

Сроки прорезывания постоянных зубов по мнению Т. Ф. Виноградовой

Виноградова Т. Ф. продолжает считаться авторитетным специалистом в нынешнее время. Она создала руководство для детских стоматологов под названием «Стоматология детского возраста ». У нее имеется свое мнение касательно прорезывания постоянных зубов.

Ниже представлена схема прорезывания коренных зубов по Виноградовой:

  • центральные резцы — 5−6 лет;
  • боковые резцы — 7−9 лет;
  • клыки — 12−13 лет;
  • первые премоляры — 9−11 лет;
  • вторые премоляры — 9−11 лет;
  • первые моляры — 4−6 лет;
  • вторые моляры — 12−13 лет;
  • третьи моляры — 18−25 лет.

Вы наверняка заметили, что у Виноградовой мнение иногда сходится со статистикой ВОЗ . Отклонения в сроках можно объяснить тем, что медицинские исследования осуществлялись в различных странах, в разное время (между исследованиями разница в несколько десятков лет).

Например, Виноградова осуществляла свою научную деятельность в 1982 году. Кстати, ее мнение касательно роста постоянных зубов у детей практически полностью совпадает с мнением Л. С. Персина (1984, 1999).

В каком порядке происходит прорезывание постоянных зубов?

Как вы считаете, какие постоянные зубки появляются первыми? Скорее всего, вы ответите, что центральные резцы, так как это самое распространенное мнение родителей.


Но, на самом деле, первыми прорезаются моляры (первые) , что происходит приблизительно в шестилетнем возрасте. И только после них режутся нижние, а после и верхние резцы (центральные).

После центральных начинают расти боковые резцы. Далее проклевываются премоляры 1, за которыми следуют клыки. После клыков начинают расти премоляры 2. Заключительными прорезываются моляры 2 и 3. Кстати, моляры 3 — «зубы мудрости» в простонародье, могут вообще не проклюнуться.

Почему схема роста постоянных зубов стала именно такой? Дело в том, что именно так формируется здоровый правильный прикус у ребенка. Если последовательность прорезывания зубов нарушается, то возникают проблемы с прикусом , а именно его деформация.

К слову, корни постоянных зубов формируются дольше, чем зубы. Давайте изучим данный процесс.

Процесс формирования корней постоянных зубов

  • у верхних центральных резцов корни формируются в 9−13 лет, у нижних — в 7−11 лет;
  • у боковых резцов верхних — 9−12 лет, нижних — 8−11 лет;
  • у верхних клыков — 9−12 лет, у нижних — в аналогичном возрасте ребенка;
  • у первых верхних премоляров — 11−13 лет, у нижних — в аналогичном возрасте;
  • у вторых верхних премоляров — так же, как у первых;
  • у первых верхних моляров — 9−13 лет, у нижних — аналогично;
  • у вторых моляров (верх и низ) корни вырастают в 14−15-летнем возрасте ребенка.

«Зубы мудрости» не имеют определенных сроков проклевывания, поэтому и сроки появления их корешков определить проблематично. Таким образом, можно сделать вывод, что рост постоянных зубов у ребенка полностью завершается лишь к пятнадцати-восемнадцати годам.

На этом все, уважаемые читатели. Надеюсь, в статье вы нашли всю информацию, которой интересовались. Подписывайтесь на блога и делитесь прочитанным с друзьями в социальных сетях. До новых встреч!