Лечение тугоухости 3 степени у детей. Тугоухость - не приговор: диагностика и лечение нарушений слуха у детей первого года жизни

При тугоухости снижается слух и человек с трудом воспринимает речь людей вокруг, а шепот становится неразличимым. Очень часто заболевание появляется в раннем детстве, но у многих тугоухость появляется после перенесенных инфекций и травм.

Слух может притупляться и с возрастом. Возникает нарушение восприятия звуков по причине отклонений в работе слухового аппарата, находящегося в ухе. 3 степень заболевания считается тяжелой тугоухостью, когда человек имеет возможность слышать только с расстояния в 2 метра, а слышимость звука находится на уровне 56-70 децибел. Человек не может полноценно общаться, и ему необходим слуховой аппарат для восстановления коммуникации.

Виды

В тугоухости есть 2 вида: нейросенсорная и кондуктивная. может развиться после перенесенного , неправильно наблюдаемых аденоидов, при и патологическом изменении и нарушении функции .

Симптомы и причины

Возрастная потеря остроты слуха происходит после 65 лет. А у детей слух снижается после острых и хронических . Частые или могут стать причиной снижения слуха. Если в органе появляются рубцы или сращения в области барабанной перепонки, они могут мешать полноценному проведению звуков. Повреждения в среднем ухе или – это тоже возможные причины дальнейших проблем со слухом.

После инфекционных болезней, например – кори и гриппа, появляются некоторые несвойственные изменения в слуховом нерве и в самом внутреннем ухе. Все это способствует появлению нарушений в восприятии слуха и резком его снижении.

При ребенок не может развиваться нормально, у него отмечают задержку общего и речевого развития. Взрослые могут приобретать тугоухость из-за своей работы, где присутствует шум и вибрация. Беспорядочный прием лекарств, отравление химическими веществами, промышленными или бытовыми химикатами приводит к появлению . Если человек страдает атеросклерозом, у него нарушается кровоснабжение внутреннего уха, ведущее к потере нормального слуха.

Могут спровоцировать инфекционные или вирусные заболевания мамы во время беременности, в период формирования органов слуха. Развитие заболевания происходит при инфекционных болезнях ребенка в раннем возрасте.

Влияет на тугоухость и наследственный фактор. Половина детей, у которых родители страдают этой болезнью, имеют шансы получить врожденную тугоухость.

Дети, получившие родовые травмы, недоношенные, с асфиксией при родах предрасположены к проблемам с восприятием слуха. Беременные с сильным токсикозом, или поражением другими вредными веществами при вынашивании плода провоцируют развитие тугоухости у деток.

Методы диагностики

Для постановки верного диагноза применяют речевую аудиометрию, при которой происходит распознавание пациентом шепотной и разговорной речи на определенном расстоянии. Использование этого метода позволяет установить степень тугоухости.

Применяют еще тональную – проверку слуха на тоны речевого диапазона, так поражение слуха определяют более точно.

Диагностика тугоухости с помощью камертонов оправдана при необходимости постановки диагноза на дому. В амбулаториях этот метод используют только в качестве дополнительного.

Диагностировать болезнь в раннем возрасте затруднительно, так как ребенок не в состоянии объяснить слуховые ощущения. Поэтому проверка слуха у детей проводится специальным устройством. Оно издает звуки определенной частоты, а в это время фиксируется реакция ребенка.

Родители наблюдают за ребенком, и сами могут оценить его слуховые способности. Только необходимо знать нормы развития детей в определенном возрасте:

  • 1 месяц – грудной ребенок вздрагивает или замирает при громких звуках;
  • 4 месяца – поворачивает голову в сторону звука, появляется гуление, переходящее в лепет;
  • от 8 до 10 месяцев произносит новые звуки.

Если родители отмечают отклонения на этапах развития ребенка, его действия не соответствуют норме, необходима проверка слуха.

Лечение тугоухости 3 степени

Зависит от вида заболевания и его степени. При кондуктивной тугоухости возможно только оперативное вмешательство. Если присутствуют противопоказания к проведению операции, возможно применить слухопротезирование.

У нейросенсорной тугоухости есть варианты консервативного лечения. При хронической форме нейросенсорной тугоухости лечение может быть с использованием слухопротезирования.

Медикаментозно

Рекомендованы при нейросенсорной тугоухости медицинские препараты со способностью улучшить приток крови во внутреннем ухе, ноотропные средства с антигипоксической функцией (пирацетам, церебролизин и др.). снимают отек и уменьшают давление в лабиринте. Принимают (бетагистин).

Физиотерапия и гимнастика

Физиотерапия и электростимуляция (массаж точек) улучшает кровообращение в органе слуха и нормализует проводимость звуков. В барокамере лечение проводится под давлением, что способствует восстановлению слуха.

Народные средства

Шум в ушах лечат отваром из хмеля, его достаточно выпивать по 1 стакану каждый день. Закапывают миндальное масло по 3 капли в течение месяца, чередуя одно ухо с другим.

Смотрите в нашем видео как лечат и диагностируют тугоухость:

Вывод

При 3 степени человек может получить инвалидность 3 степени. Чаще дают инвалидность людям с двусторонней тугоухостью, когда заболевание слишком запущено и не подлежит лечению.

Если вы отметили, что стали переспрашивать информацию во время общения, нечетко слышите речь с расстояния – необходимо срочно обратиться к отоларингологу. Так вы начнете лечение и вернете слух, или в случае 3 степени, замедлите его ухудшение.

Существовали ограничения для работы инвалидов по слуху на таких должностях: токарь-универсал, станочник широкого профиля, фрезеровщик. Теперь эти ограничения сняты.

После прохождения специального обучения и подбора люди с проблемным слухом могут получить допуск к работе, связанную со скалолазанием, подъемными механизмами, на высоте, с использованием изолирующих индивидуальных средств защиты.

Тугоухость - это снижение слуха , при котором затруднено общение с окружающими людьми. Тугоухость у ребенка, как правило, приводит к задер жке психоречевого развития , ведь он учится говорить, подражая услышанному, а «недослышанные» слова приводят к речевым дефектам.

Чем больше снижен слух, тем грубее задержка психоречевого развития.

Поэтому детям с тугоухостью для нормального развития важно:

Диагностика тугоухости.

Для выявления тугоухости детям прямо в роддоме проводят исследование
- слуховые вызванные потенциалы.
Однако, в таком случае выявляют только врожденную тугоухость. Этот вид тугоухости развивается у малыша, если во время беременности его мама перенесла такое заболевание как грипп, краснуха, герпес, токсоплазмоз. Степень врожденной тугоухости, как правило, тяжелая, но в реальной жизни она встречается редко. Также редко встречается наследственная тугоухость.
У многих детей тугоухость развивается после рождения и диагностируют ее уже на более поздних этапах. Например в 3-4 года, когда начинают искать причину задержи развития речи у малыша, и оказывается что это сниженный слух.
Для определения степени снижения слуха детям в таком возрасте проводят аудиограмму.


Тугоухость у детей подразделяется на нейросенсорную тугоухость (аналогичный термин - сенсоневральная тугоухость ) и кондуктивную тугоухость.

Причины тугоухости

Кондуктивная тугоухость у ребенка

Снижение слуха вызвано нарушением проведения звуковых волн - по слуховому проходу, поврежденной барабанной перепонке или воспаленным слуховым косточкам среднего уха.

Самая безобидная причина кондуктивной тугоухости - серная пробка (вымывается физиологическим раствором на приеме у ЛОР-врача). Но у детей гораздо чаще причиной кондуктивной тугоухости становится хронический отит (воспаление среднего уха), а к отитам могут приводить аденоиды 3-4 степени, хронический очаг инфекции в носоглотке и сниженный иммунитет.

Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость у ребенка

Снижение слуха вызвано поражением слухового анализатора нервной системы: поражением улитки (органа слуха) или слухового нерва, проводящих путей и зон слуха головного мозга. Причина нейросенсорной тугоухости чаще всего кроется в родовой травме, глубокой недоношенности, гидроцефалии, перинатальной патологии, ишемическом поражении центральной нервной системы.

Улитка (орган слуха) часто страдает при применении ототоксичных антибиотиков - аминогликозидов (гентамицин, стрептомицин, канамицин, амикацин, мономицин и пр.).

У детей с гидроцефалией как правило страдают проводящие пути (демиелинизация) и улитка «слышит» звуки, но они «не доходят» до головного мозга по поврежденным проводящим путям. При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление так же давит на слуховой нерв, проводящие пути и на зоны слуха коры головного мозга, препятствуя их нормальной работе.
Недостаток кислорода во время беременности и родов приводит к гипоксически-ишемическому поражению зон слуха в коре головного мозга.
При родовой травме шейного отдела позвоночника нарушается нормальный ток крови по позвоночным артериям, в результате чего страдает кровоснабжение улитки и слухового нерва.
У многих детей тугоухость смешанная. То есть в родах пострадала и нервная система и есть например хронический отит.


Тугоухость 1, 2, 3, 4 степени.

1, 2, 3, 4 степень нейросенсорной тугоухости:

Нейросенсорная тугоухость 1 степени (26-40 дБ) ребенок не слышит тихие звуки, не может разобрать человеческую речь в шумной обстановке. Различает разговорную речь на расстоянии не более 6 метров, а «шепотную» — с расстояния 1—3 метра. У детей с 1 степенью нейросенсорной тугоухости часто страдает произношение и они порой переспрашивают.
Нейросенсорная тугоухость 2 степени (40-55дБ) является причиной «недослышивания» тихих и средних по громкости звуков. Разговорная речь воспринимается на расстоянии 4 метра, а шепот улавливается только у уха. У деток со 2 степенью тугоухости речевое развитие задерживается, ребенок неохотно вступает в речевой контакт, если речь есть, то она как правило бедная, На вопросы ребенок отвечает односложно (да, нет и т.д.) неправильно произносит многие слова, из-за «недослышивания».
Нейросенсорная тугоухость 3 степени (55-70 дБ) характеризуется неспособностью различать большинство звуков, общение ребенка с окружающими людьми резко затруднено. «Шепотная» речь вообще не воспринимается, а разговорная только с расстояния 1 метра, если с ним громко говорить. У детей с 3 степенью тугоухости как правило формируется грубая задержка психоречевого развития, он не понимает и не выполняет просьбы и не пытается разговаривать.
Нейросенсорная тугоухость 4 степени (70-90 дБ) ребенок может слышать только очень громкие звуки, состояние граничит с глухотой. У детей с 4 степенью тугоухости - речь не развивается вовсе. Если слуховой аппарат не улучшает слух, то при 4 степени прибегают к сложному оперативному вмешательству - кохлеарной имплантации.

Лечение тугоухости у ребенка.

Лечение 1, 2, 3, 4 степени нейросенсорной тугоухости.

Важно вовремя выявить и лечить тугоухость у ребенка.
ЛОР-врач лечит хронический отит, лазером можно удалить разросшиеся аденоиды (лазерная редукция аденоидов).
Если ребенок при рождении перенес родовую травму, то улучшению слуха будут способствовать методы лечения, улучшающие работу центральной нервной системы:

Микротоковая рефлесотерапия при нейросенсорной тугоухости проводится по индивидуальной программе:
1. Улучшение кровоснабжения улитки и слухового нерва
(за счет снятия спазма позвоночных артерий).
2. Стимуляция слухового нерва для улучшения проводимости по нему нервных импульсов.
3. Активизация зон слуха и понимания речи коры головного мозга.
4. Активизация речевых зон головного мозга, отвечающих за

  • понимание речи,
  • желание вступать в речевой контакт,
  • набор словарного запаса,
  • навык построения предложений.
5. Нормализация тонуса сосудов головного мозга приводит к уменьшению выработки ликвора (внутричереной жидкости) и внутричерепное давление стабилизируется.
6. Снижение возбудимости у невротизированных, расторможенных и агрессивных детей улучшает их адаптацию в детском саду и повышает эффективность занятий с логопедом.

Витамины группы В и препараты содержащие фосфолипиды (лецитин, цераксон, глиатилин и пр.), необходимы для восстановления пострадавших проводящих путей нервной системы и слухового нерва.
- Сосудистые препараты — улучшают кровоснабжение улитки, слухового нерва.
- Ноотропы (кортексин, мексидол, цераксон, актовегин и пр.) - питают и восстанавливают пострадавшую нервную систему.
- Для стабилизации внутричерепного давления у деток предпочтительно использовать не диакарб, а мочегонные травы (хвощ, фенхель, брусничный лист). А так же «конский каштан» (эскузан), который укрепляет сосуды венозных сплетений, вырабатывающих ликвор и таким образом уменьшает внутричерепное давление.

Медикаментозную терапию каждому ребенку подбирают строго индивидуально, в зависимости от причин нейросенсорной тугоухости после проведения курса основного лечения - Микротоковой рефлексотерапии.

Цель лечения тугоухости: не только улучшить слух, но самое главное запустить правильное развитие речи и учебных навыков.

Детям с нейросенсорной тугоухостью также необходимы -
Занятия с логопедом-дефектологом и детским психологом:
Развивающие занятия направлены на расширение кругозора, развитие мелкой моторики, мышления, изучение таких понятий как цвет, размер, формирование навыков счета, чтения и письма.
Часть деток на занятиях могут обходиться без слухового аппарата, другие без слухового аппарата слышат не достаточно хорошо, чтобы правильно развиваться.
В таком случае ношение слухового аппарата обязательно.
Но улучшение слуха и речи на фоне комплексного лечения все равно будет.

Если у ребенка 4 степень тугоухости и ему уже проведена операция по кохлеарной имплантации , но речь так и не развилась до возрастной нормы, ребенок возбудим и плохо усваивает учебный материал ему так же может помочь микротоковая рефлексотерапия.

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ ПРОВОДИТСЯ ТОЛЬКО В ЦЕНТРАЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ РЕАЦЕНТРА В САМАРЕ.


ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ ТУГОУХОСТИ

Более подробную информацию о лечении тугоухости вы можете получить
по телефону 8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)
Микротоковую рефлексотерапию для лечения тугоухости 1, 2, 3, 4 степени, а так же других проблем со слухом проводят только в подразделениях «Реацентра» в городах:Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск, Алматы, Ташкент.

Тугоухость представляет собой состояние, которое характеризуется ухудшением слуха. В результате нередко нарушается общение с людьми. Данную патологию часто выявляют у детей разного возраста, включая новорожденных. Подобные аномалии могут приводить к нарушению развития речи и другим проблемам. Потому так важно своевременно принять необходимые меры.

Тугоухость у детей, классификация

Нарушения слуха у детей могут быть разными. В зависимости от происхождения недуга принято выделять врожденную и приобретенную форму тугоухости. По локализации патологии в области слухового прохода существуют такие виды болезни:

  1. – развивается в результате нарушения работы звуковоспринимающего аппарата. В этом случае возникают проблемы с функционированием слухового нерва, внутреннего уха или центральных областей слухового анализатора.
  2. – наблюдается при поражении звукопроводящей системы. В нее входят слуховые косточки, барабанная перепонка, а также наружное ухо.
  3. Смешанная тугоухость – в данном случае наблюдаются проблемы и с проведением, и с восприятием звуков.

У детей чаще всего выявляют нейросенсорную форму патологии – именно такой диагноз ставят в 91 % случаев. Кондуктивные нарушения составляют 7 %. В остальных случаях дети страдают смешанной тугоухостью.

Виды тугоухости и зоны поражения

В зависимости от тяжести недуга тугоухость может иметь такие разновидности:

  1. – ребенок может воспринимать разговорную речь на расстоянии 4-6 м. Шепотную речь ему удается расслышать за 1-3 м. При этом возникают проблемы с восприятием звуков на фоне шума или удаленной речи.
  2. – малыш может слышать разговорную речь на дистанции 2-4 м. Шепот ему удается распознать лишь с 1 м.
  3. – разговор можно услышать лишь с расстояния 1-2 м, а шепотная речь не воспринимается.
  4. – малышу не удается различить разговорную речь.

В зависимости от времени появления проблем со слухом выделяют такие :

  • прелингвальная – формируется до развития речи;
  • постлингвальная – появляется после того, как ребенок начал говорить.

Причины тугоухости у детей

К основным факторам, которые могут привести к появлению нарушений слуха относят следующее:

  1. У новорожденных детей тугоухость чаще всего становится результатом аномалий в процессе беременности. К ним относятся выраженный токсикоз, гестоз, . Также к подобным проблемам нередко приводит анемия.
  2. Проблемы со слухом часто становятся следствием патологий, которые переносит женщина во время беременности.
  3. К развитию патологию могут приводить некоторые лекарственные средства или химические вещества, действующие на организм беременной женщины.
  4. Причина может крыться в родовых осложнениях. В эту категорию входят сильные кровотечения, оперативные вмешательства, преждевременные роды, отслоение плаценты, сложные или стремительные роды.
  5. У детей младшего возраста тугоухость часто развивается после некоторых заболеваний. К ним относят корь, краснуху, паротит.

Симптомы

В первые месяцы малыша систематически обследуют и обязательно проверяют его слух. Однако некоторые проблемы могут остаться без внимания. Потому родители должны контролировать состояние своего малыша. Это поможет своевременно заметить проблемы.

К врачу обязательно следует обратиться при появлении таких проблем:

  • ребенок не реагирует на громкие звуки;
  • малыш до 4 месяцев не поворачивается к источникам звука;
  • ребенок до года не произносит никаких слов;
  • малыш не реагирует на людей при их появлении и не откликается на имя;
  • ребенок слышит только отдельные звуки.

В более старшем возрасте могут появиться такие проблемы:

  • ребенок учится говорить слишком медленно или речь его остается невнятной;
  • малыш часто переспрашивает;
  • ребенок может говорить слишком громко;
  • старается включить телевизор громче.

Диагностика

Чтобы выявить заболевание на раннем этапе, нужно вовремя обратиться к отоларингологу. Специалист выполнит осмотр и даст направления на такие исследования:

  1. – заключается в обследовании среднего уха, которое базируется на образовании разного давления и оценке реакции на него.
  2. – с помощью данной методики удается определить функционирование слухового аппарата. Эта процедура базируется на подаче звуков разной громкости и частоты. Данное исследование обычно выполняет сурдолог.

Лечение

При появлении симптомов тугоухости у ребенка очень важно как можно раньше начать лечение, поскольку ухудшение слуха может происходить очень быстро. При этом справиться с патологией 1-2 степени намного проще.

Терапия напрямую зависит от формы болезни. Так, двухсторонняя кондуктивная тугоухость обычно лечится оперативным путем. С помощью хирургического вмешательства восстанавливается структура перепонки и слуховых косточек, что позволяет добиться положительных результатов. При незначительном повреждении могут быть эффективны такие процедуры, как пневмомассаж перепонки и продувание уха.
Нейросенсорную тугоухость устраняют консервативными методиками. Для этого используют лекарственные препараты. Для нормализации кровообращения во внутреннем ухе и мозге применяют такие средства, как пирацетам, церебролизин и т.д.

Некоторые лекарства нужно вводить внутримышечно. В отдельных случаях и вовсе показано интратимпанальное введение, которое подразумевает доставку вещества непосредственно во внутреннее ухо. Для этой цели обычно применяют шунты, которые помещают в перепонку.

Для устранения нейросенсорной формы патологии часто используют спазмолитические и сосудорасширяющие средства – или папаверин. Также показано применение лекарств, которые улучшают передачу импульсов по нервным волокнам. К ним относят дибазол, оксазил. Чтобы улучшить обменные процессы в тканях, нужно использовать витаминные комплексы. Высокой эффективностью обладают такие препараты, как кудесан, эвитол.

Нейросенсорная тугоухость неплохо поддается лечению средствами физиотерапии. Врач может назначить выполнение рефлексотерапии и электрофореза. Если же лечение не помогает, а заболевание прогрессирует, специалист назначает использование слухового аппарата.

Вернуть полноценный слух удастся лишь на начальной стадии болезни при условии своевременной и адекватной терапии. Дети со сложными нарушениями могут освоить язык жестов для общения с другими людьми.

Логопедические методики

Целью лечения тугоухости является не только улучшение слуха, но правильное развитие речи. Именно поэтому детям с подобными проблемами обязательно назначают занятия с логопедом-дефектологом.

Развивающие методики помогают расширить кругозор ребенка, улучшить мелкую моторику и мышление. С их помощью малыш знакомится с помощью мультиков с такими понятиями, как размер и форма. Также у него формируются навыки чтения, письма, счета.

Дети с незначительными нарушениями слуха могут заниматься без использования слухового аппарата. Если же тугоухость носить выраженный характер и мешает полноценно развиваться, обязательно нужно носить данное устройство.

Доктор Комаровский о снижении слуха:

Профилактика

Чтобы не допустить развития тугоухости у ребенка, очень важно исключить воздействие перинатальных факторов риска. Немаловажное значение имеет своевременное проведение вакцинации детей, профилактика патологий ЛОР-органов, отказ от применения ототоксических лекарств.

Тугоухость является довольно серьезной проблемой, которая нередко наблюдается у детей. Она может привести к выраженным нарушениям развития речи, что вызовет сложности с адаптацией малыша в социуме. Потому так важно вовремя начинать лечение данной патологии и четко выполнять все врачебные рекомендации.

Потеря слуха, или глухота – состояние, при котором младенец не в состоянии слышать звуки в одном или обоих ушах. Младенцы могут потерять слух полностью или частично обрести тугоухость.

Альтернативные названия: глухота у младенцев; нарушение слуха у младенцев; проводящая потеря слуха у младенцев; центральная потеря слуха у младенцев; нейросенсорная тугоухость у младенцев.

Причины и факторы риска глухоты у новорожденных

Некоторые младенцы могут иметь некоторую потерю слуха еще при рождении. Потеря слуха также может развиваться у детей, которые имели нормальный слух в младенчестве.

Потери слуха могут иметь место в одном или в обоих ушах. Они могут быть разной степени - легкой, средней, тяжелой или глубокой. Глубокая потеря слуха - это то, что большинство людей называет «глухотой».

Иногда потеря слуха становится сильнее, ухудшается с течением времени. В других случаях она остается стабильной.

Факторы риска у детской с тугоухостью

Семейная история потери слуха;
- низкий вес при рождении.
Потеря слуха может возникнуть и развиться, когда у ребенка есть проблемы в наружном или среднем ухе. Эти проблемы могут замедлить или предотвратить звуковые волны, проходящие через ухо (уши). Они включают:
- врожденные дефекты, которые вызывают изменения в структуре слухового прохода или среднего уха;
- скопление ушной серы;
- скопление жидкости за барабанной перепонкой:
- повреждение или разрыв барабанной перепонки;
- предметы, которые могли застрять в ушном канале;
- шрам или повреждение на барабанной перепонке от различных инфекций.

Другой тип потери слуха происходит из-за проблемы с внутренним ухом. Это может произойти, когда крошечные волосковые клетки (нервные окончания), которые двигают звук через ухо, повреждены. Этот тип потери слуха может быть вызван:

Воздействием некоторых токсичных химических веществ или лекарств - в то время, как младенец в утробе матери и вскоре после рождения младенца;
- генетическими нарушениями;
- инфекциями от матери, которые она передает своему ребенку еще в своей утробе (например, токсоплазмоз, корь или герпес, опоясывающий лишай волосистой части головы, или стригущий лишай волосистой части головы, или опоясывающий герпес);
- инфекции, которые могут повредить мозг после рождения – такие, как менингит.

Проблемы структуры внутреннего уха

Опухоли. Центральная потеря слуха возникает от повреждения самого слухового нерва или путей головного мозга, которые приводят к нерву. Это бывает редко у младенцев и детей.

Симптомы глухоты у младенцев

Признаки потери слуха у младенцев различаются по возрасту. Например:

Новорожденный ребенок с потерей слуха может не услышать громкий шум неподалеку;
- младенцы, которые должны реагировать на знакомые голоса, могут не проявлять реакцию на чей-то голос.

Дети должны использовать (произносить) отдельные слова в возрасте 15 месяцев и простые предложения из двух-трех слов в возрасте 2 лет. Если они не достигают этого в указанных возрастных вехах, то причиной этого может быть потеря слуха.

Некоторым детям не может быть диагностирована потеря слуха, пока они не учатся в школе. Это верно, даже если они уже родились с потерей слуха. Невнимательность и отставание в учебе могут быть признаками недиагностированной потери слуха у ребенка.

Диагностика глухоты у ребенка

Потеря слуха не дает ребенку слышать звуки ниже определенного уровня. Ребенок с нормальным слухом услышит звуки ниже этого уровня.

Врач должен будет изучить больного ушами ребенка. Обследование может показать проблемы с костями или признаки генетических изменений, которые могут привести к потере слуха у ребенка.

Врач обычно использует инструмент под названием «отоскоп» (отоскопия - осмотр наружного с применением специальных инструментов слухового прохода, барабанной перепонки, а при разрушении барабанной перепонки - барабанной полости. Под контролем отоскопии производят осмотр и чистку уха, удаление инородных тел, полипов и грануляций, а также разного рода операции - тимпанопункцию, парацентез), чтобы видеть ушной канал ребенка. Это позволяет врачу увидеть барабанную перепонку и найти проблемы, которые могут привести к потере слуха.

Два общих для всех теста используются для скрининга новорожденных на потерю слуха:

Слуховой тест на ответ ствола мозга;
- тест «отоакустическая эмиссия». Микрофоны, помещенные в ушах ребенка, могут обнаружить поблизости звуки. Эти звуки должны повториться в ушном канале. Если нет эха, то это верный признак потери слуха.
Младенцы и маленькие дети могут быть обучены через игру правильной реакции на звуки. Эти тесты, известные как «аудиометрия визуального отклика», и игры, могут лучше определить диапазон слуха ребенка.

Лечение глухоты у детей

Раннее, своевременное лечение потери слуха может позволить многим младенцам развивать нормальные языковые навыки без промедления. У младенцев, рожденных с потерей слуха, лечение должно начаться уже не позднее возраста 6 месяцев.

Лечение зависит от общего состояния здоровья ребенка и от причины потери у него слуха. Лечение может включать:

- логопедию (обучение слушанию и правильному произношению звуков и слов);
- обучение языку жестов;
- кохлеарный имплантат для людей с глубокой нейросенсорной тугоухостью. Он представляет собой медицинский протез, позволяющий компенсировать потерю слуха некоторым больным с выраженной или тяжелой степенью нейросенсорной или сенсоневральной тугоухости. Для компенсации потери слуха часто пациентам достаточно слуховых аппаратов, но иногда их применение не вполне эффективно. Кохлеарная имплантация - слухопротезирование, применяемое при неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов в случае наличия у больных сенсоневральной потери слуха. Для установки кохлеарного имплантата требуется хирургическая операция;
- средства, воздействующие на инфекции;
- ушные трубки для лечения повторных инфекций уха;
- хирургическую операцию по коррекции структурных проблем.

Прогноз

Очень часто можно лечить потерю слуха, которая обусловлена проблемами в среднем ухе, лекарствами или хирургическим вмешательством. Однако нет никакого лечения потери слуха, вызванной повреждением внутреннего уха или слуховых нервов.
Насколько хорошо ребенок слышит, зависит от причины и тяжести потери им слуха. Достижения в области слуховых аппаратов и других устройств, а также в области речевой терапии, позволяют многим детям развивать нормальные языковые навыки в том же возрасте, что и их сверстники с нормальным слухом. Даже младенцы с глубокой потерей слуха при правильной комбинации лечения могут слышать довольно хорошо.
Если у ребенка имеется какое-либо заболевание, которое затрагивает также и слух, перспективы зависят от того, есть ли у ребенка также другие симптомы и проблемы.
Необходимо обратиться к врачу, если ребенок, особенно маленький, выражает признаки потери слуха: не реагирует на громкие звуки, не имитирует звуки, услышанные от окружающих, или не говорит в возрасте, в котором он уже должен начать говорить.
Если ребенку вставлен в ухо кохлеарный имплантат, настоятельно рекомендуем обратиться к врачу сразу же, если у ребенка поднялась высокая температура тела, а также возникли ригидность затылочных мышц, головная боль или ушная инфекция. Возможно, имплантат еще не прижился, и его нужно поправить, что должен сделать только опытный врач – возможно, даже хирург.

Профилактика

Невозможно предотвратить все случаи потери слуха у детей раннего возраста.

Женщины, которые планируют забеременеть, должны убедиться, что им были или своевременно будут сделаны все необходимые прививки.

Если женщина или ее партнер (муж) имеет семейную историю потери слуха, она может получить консультацию специалиста по генетике, прежде чем забеременеть.

Как известно, здоровые люди воспринимают окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Степень выраженности того или иного чувства может довольно сильно отличаться. Например, у одного человека острое обоняние, позволяющее вычленять отдельные компоненты из большого количества ингредиентов, составляющих духи, а другой не слышит запаха испорченной пищи. Среди пяти чувств для человека важнее всего зрение и слух: именно через них мы получаем максимальную информацию об окружающей обстановке. Если по какой-то причине человек, привыкший опираться на все свои пять чувств, утрачивает какое-то из них, то у него появляется, особенно на первых порах, острое чувство нехватки информации. Но бывают ситуации, когда по той или иной причине человек лишен полноценного восприятия мира уже с момента своего рождения или с раннего детства. Это ситуации, когда ослаблены зрение или слух. Число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 600 тыс. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости(так специалисты называют ослабленный слух). Если к этому числу детей с врожденной тугоухостью прибавить тех детей, которые рождаются с нормальным слухом, но по тем или иным причинам утрачивают его полноту, становится ясна актуальность этой проблемы. В этой статье мы затронем тему врожденной или приобретенной в грудном возрасте тугоухости.

Татьяна Савинова
Врач высшей категории, заведующаяДетским городским сурдологическимконсультативно-диагностическим центромВрач высшей категории, заведующаяДетским городским сурдологическимконсультативно-диагностическим центром

Что такое тугоухость и почему она возникает

В зависимости от места повреждения слухового анализатора врачи подразделяют тугоухость на сенсоневральную (звуковоспринимающую) и кондуктивную (звукопроводящую).

Сенсоневральная тугоухость обусловлена повреждением слухового нерва и внутреннего уха, иными словами – той части слухового анализатора, которая ответственна за восприятие и передачу импульсов в головной мозг.

Кондуктивная тугоухость возникает из-за нарушения нормального анатомического строения, вследствие чего нарушается проведение звуковых колебаний по наружному и среднему уху к внутреннему. В частности, к кондуктивной тугоухости относится повреждение барабанной перепонки, звуковых косточек среднего уха – осложнения острого отита, который мог протекать даже бессимптомно.

Снижение слуха может быть выражено в разной степени: от незначительного снижения слуха на одно ухо и до полной глухоты.

Какие дети обычно страдают тугоухостью? Перечислим факторы, которые могут привести к нарушению слуха:

1. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, особенно в первые три месяца беременности, когда происходит закладка органа слуха (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз).

2. Инфекционные заболевания в раннем возрасте: сепсис, вирусные инфекции, болезни ЛОР- органов, в т.ч. патология наружного и среднего уха.

3. Использование матерью во время беременности и ребенком медикаментов, обладающих токсическим воздействием на орган слуха (антибиотики группы аминогликозидов – стрептомицин, канамицин, гентамицин и др., фуросемид, аспирин).

4. Наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора. Вероятность развития тугоухости у ребенка, один из родителей которого болен, при некоторых формах тугоухости составляет до 50%.

5. Токсикозы беременности.

6. Асфиксия новорожденного.

7. Внутричерепная родовая травма.

8. Гемолитическая болезнь новорожденных.

9. Недоношенность (вес при рождении менее 1500 г).

10. Поражения внутреннего уха, возникшие в результате контузии.

11. Алкогольная и иная интоксикация во время беременности.

Диагноз- чем скорее тем лучше

Определять состояние слуха у детей первых месяцев жизни должны врачи или медсестры комнат здорового ребенка городских поликлиник с помощью прибора под названием «звукореактотест», который производит звуки определенной частоты.

При этом фиксируются реакции ребенка на сигналы. Такое исследование должно проводиться наравне с проверкой прибавки массы тела, полноценности питания ребенка, т.е. в ходе традиционного медицинского наблюдения ребенка первых месяцев жизни. Однако надо иметь в виду, что иногда этот тест в поликлинике не проводится. В этой ситуации родители сами могут, наблюдая за развитием ребенка, заподозрить какие-то отклонения, одной из причин которых может быть сниженный слух.

Для того, чтобы родители могли правильно оценить ситуацию, приведем этапы нормального развития грудного ребенка:

  • в возрасте 2-3 недель ребенок вздрагивает при громких звуках;
  • в возрасте 2-3 недель – замирает при звуке голоса;
  • в возрасте 1 месяца – поворачивается на звук голоса, звучащего позади него; в
  • возрасте 1-3 месяцев – оживляется, слыша голос матери;
  • в возрасте 1,5-6 месяцев – криком или широким открытием глаз реагирует на резкие звуки;
  • в возрасте 4 месяцев – поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса;
  • в 2-4 месяца появляется гуление;
  • в возрасте 4-5 месяцев гуление переходит в лепет, который становится более эмоциональным, когда в комнату входят родители;
  • в возрасте 8-10 месяцев ребенок осваивает произнесение новых звуков;
  • в 1 год – начинает произносить простые слова;
  • в любом возрасте – проявляет беспокойство во сне при громких звуках и голосах.

Ранняя диагностика тугоухости чрезвычайно важна, поскольку первые два года жизни во многих отношениях являются самыми важными для развития ребенка, в частности для развития его речи, интеллекта, эмоциональности. Ребенок как слышит, так и говорит. Не получая из_за тугоухости полной звуковой информации, ребенок воспроизводит ее по аналогии с услышанным. Кроме того, отсутствие коррекции сниженного слуха в первые два года жизни может оказать необратимое воздействие на способность использования остаточного слуха. Иными словами, без коррекции ребенок утрачивает способность использования звуковой информации.

Поэтому, заподозрив у ребенка нарушение слуха, родители должны обратиться в специализированное медицинское учреждение. В Москве это Детский городской сурдологический центр. Здесь с помощью современнейших диагностических методов ребенок даже первых дней жизни может быть обследован на предмет состоятельности слухового анализатора.

На всех этапах аудиологическое (инструментальное) обследование обязательно проводится параллельно с педагогическим. Данные аудиологического и педагогического обследования сопоставляют между собой, и только при их согласовании можно быть уверенным, что состояние слуха малыша определено объективно.

Как уже было сказано, ранняя диагностика на первых этапах опирается на наблюдения родителей (педагогический аспект обследования) и результаты обследования с помощью звукореактотеста.

Далее на приеме у ЛОР-врача или в специализированном сурдологическом учреждении состояние слуха у детей первого года жизни оценивается на основе выявления поведенческих реакций на разные звуковые стимулы по специальной методике. Таких методик существует несколько. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки (погремушки, резиновые пищащие игрушки, дудка, барабан и др.), тоны аудиометра, голос и шепот. Диагностика основана на выявлении тех частот звуковых сигналов, на которые ребенок демонстрирует поведенческую реакцию. Дело в том, что чем ниже частота звука, тем субъективно более громким он воспринимается; чем выше частота, тем звук кажется тише. Как правило, при тугоухости страдает восприятие высокочастотных звуков. Также в методике учитывается расстояние, с которого подается звук. Частота звучания каждой игрушки, голоса, шепота заведомо известна, поэтому, предъявляя ребенку звуки разных игрушек и отслеживая поведение и физиологические реакции малыша, врач может определить те частоты, которые ребенок воспринимает хуже.

К методам объективного исследования сохранности функции внутреннего уха относятся компьютерная аудиометрия, акустическая импедансометрия, метод отоакустической эмиссии и другие. Эти исследования проводятся с использованием новейших технологий и являются очень результативными и полезными в диагностике, особенно у грудных детей.

Окончательный аудиологический диагноз ставится на основании результатов нескольких методов исследования слуха, которые дополняют друг друга.

Лечение и реабилитация

Дальнейшая судьба ребенка с нарушенным слухом определяется следующими обстоятельствами:

  • возрастом, в котором произошло нарушение функции слуха;
  • сроком обнаружения тугоухости;
  • степенью снижения слуха;
  • правильностью оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, иными словами – тех возможностей слухового анализатора, на которые можно опираться в лечении и педагогической коррекции;
  • своевременностью начала ответных лечебных и педагогических шагов.

20 процентов всех случаев тугоухости относятся к кондуктивному типу и являются следствием острых и хронических отитов, к этой группе относятся и врожденные пороки развития наружного и среднего уха. В настоящее время оториноларингология обладает достаточно эффективными возможностями для лечения этих заболеваний и восстановления функции слуха. В этих случаях показано лечение основного заболевания, например антибактериальная терапия антибиотиками последних поколений при отитах и хирургическая коррекция врожденных или произошедших вследствие воспаления анатомических дефектов.

80 процентов, иными словами – подавляющее большинство всех больных, страдают сенсоневральной тугоухостью, для лечения которой до сих пор не найдено достаточно эффективных средств. Хотя делаются попытки восстановления слуха, утраченного в результате острых инфекций, таких как грипп, менингит и другие, с помощью лекарственных средств и гипербарической оксигенации. К сожалению, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве таких случаев лечение также малоэффективно. В этой ситуации следует в срочном порядке обратиться к сурдологам, поскольку дети младшего возраста на фоне ослабления слуха быстро утрачивают речевой навык и потом для его восстановления требуются большие усилия. Важнейшим и нередко единственным способом социальной реабилитации детей с поражением слухового анализатора является слухопротезирование в сочетании с длительной педагогической коррекцией.

Необходимость слухопротезирования определяется специалистом после инструментального обследования ребенка. Оно проводится сразу после определения показаний, в том числе на первом году жизни ребенка.

Необходимость быстрого слухопротезирования после диагностики тугоухости определяется стремительным замедлением речевого, интеллектуального и эмоционального развития на первом – втором году жизни при отсутствии у ребенка звуковой стимуляции. Слуховые аппараты бывают трех типов: карманные, заушные и внутриушные. Наиболее часто для детей применяются заушные слуховые аппараты. Особые сложности возникают при слухопротезировании маленьких детей, потому что они не могут рассказать врачу о своих ощущениях. Если усиление звука очень велико, то появляется опасность травмы внутреннего уха, если недостаточно –слуховой аппарат не будет выполнять свою функцию. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был тщательно обследован в специализированном учреждении.

Для соединения уха малыша со слуховым аппаратом используется специальный ушной вкладыш. Он помещается в ушную раковину и слуховой проход. Вкладыши бывают стандартные и индивидуальные. Индивидуальные вкладыши формуются из специальной массы по слепку уха ребенка, что обеспечивает максимальное соответствие формы вкладыша строению наружного уха. При этом создаются оптимальные условия для коррекции слуха, эффективность слухопротезирования увеличивается. В нашем Центре детям со сниженным слухом с первых месяцев жизни и до 16 лет современный слуховой аппарат выдается бесплатно.

После изготовления и начала применения слухового аппарата наступает очередь сурдологопедического этапа, во время которого сурдопедагог обучает ребенка говорить, при необходимости читать по губам, применяются методики, стимулирующие речевую функцию, в частности пальчиковые игры. В Москве есть 12 детских садов и 7 школ для детей со сниженным слухом. В детских садах занятия проводятся настолько интенсивно и эффективно, что слабослышащие дети подчас опережают по своему интеллектуальному развитию детей с нормальным слухом. Дети даже при полной глухоте научаются говорить достаточно чисто.

В заключение подчеркну: очень важная роль в своевременной диагностике тугоухости и ее дальнейшей коррекции отводится родителям пострадавшего ребенка. Именно родители подчас являются той движущей силой, которая в конечном итоге помогает ребенку адаптироваться в обществе и максимально реализоваться. Чем раньше родители заметят отклонения в нормальном развитии ребенка и выявят снижение слуха, тем эффективнее будет дальнейшая работа врачей и педагогов. Помните: диагноз «тугоухость» не является приговором, препятствующим реализации потенциала, который заложила в ребенка природа.

Теги: